Кандинский


Кандинский
Кандинский
, Василий Васильевич (1866-1944) Русский художник, с 1921г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см.: Авангард). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий, которая возникла в кругах европейской интеллигенции под влиянием социально-политических кризисов и конфликтов начала XX в. и новейших естественнонаучных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи). Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Ruckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Художник, по К., — пророк и деятель, тянущий вперед и вверх «застрявшую повозку человечества». Его цель — выразить в художественной форме объективно существующее Духовное. В художнике живет непреодолимое «желание самовыражения объективного», которое К. называет «внутренней необходимостью». Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно: 1. личности самого художника, 2. его эпохе, 3. искусству вообще — «элемент чисто и вечно художественного». Только этот «элемент» не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства. Прекрасным в искусстве К. считал все то, что «вызвано внутренней необходимостью», что «совершенствует и обогащает душу», возбуждает ее «вибрации». Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья — «принцип внутренней необходимости», или художественное чувство. Современное искусство, полагал К., предоставляет художнику неограниченные возможности выражения — от «чистого реализма» до «чистой абстракции». Сам он, обладая обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен открывшимися перед ним перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на «Учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, К. разрабатывает свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи; особое внимание уделяет синестезическому (см.: Синестезия) и символическому значению цвета; выдвигает идею о принципиальной возможности создания «живописного контрапункта», который пока реализуется в живописи бессознательно с помощью «принципа внутренней необходимости». Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россетти, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), К. полагал, что изображение форм реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживописного». Начиная с 1910г. К. создавал в основном чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и «Композициями», когда s их создании участвовал разум. В своем творчестве К. прошел несколько этапов от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910-1920) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира.
Осн. соч.: О духовном в искусстве. N.Y., 1967;
Uber das Geistige in der Kunst. Munchen, 1912; Bern, 1952;
Ruckblicke. Berlin, 1913;
Punkt und Linie zu Flache. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Munchen, 1926; Bern, 1973;
Essays uber Kirnst und Kunstler, Bern, 1955;
Die Gesammelten Schriften. Bd 1. Bern, 1980.
Лит.: Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л., 1989;
Бычков В.В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского // Литературное обозрение. №3/ 4. М., 1992. С.79-87;
Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994;
Многогранный мир Кандинского. М., 1998; Grohman W. Wassily Kandinsky. Leben und Werk. Koln. 1958;
Washington Long R.C. Kandinsky. Oxford, 1980;
Becks-Malorny U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbruch zur Abstraktion. Koln, 1993.
В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Кандинский" в других словарях:

  • КАНДИНСКИЙ —     КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва 13 декабря 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа] русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за грающей (Германия,… …   Философская энциклопедия

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатии, применению трудотерапии …   Современная энциклопедия

  • Кандинский — Сибирская фамилия, от названий рек Конда (приток Иртыша) и Конда (приток Витима). А вместо о в первом слоге фамилии под влиянием аканья. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • КАНДИНСКИЙ — Василий Васильевич (1866 1944), живописец и график. Жил в Санкт Петербурге и Москве. В 1907 14 и с 1921 в Германии и Франции. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на …   Русская история

  • Кандинский — (Виктор Хрисанфович) 1849 89) врач психиатр. Окончилкурс в московском университете в 1872 г., затем служил некоторое времяво флоте, а с 1881 г. до конца жизни состоял ординатором больницы св.Николая Чудотворца в СПб. Получил глубокое философское… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), видный психиатр. Окончил курс tB Моск. ун те (1872) и после нескольких лет службы во флоте до самой смерти занимал должность ординатора психиа трическ. больницы получил мировую известность как автор, впервые… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Кандинский В. — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский В. В. — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на… …   Художественная энциклопедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Книги

  • Кандинский и я, Кандинская Нина. Перед читателем - первое русское издание воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. Не только верная жена и муза Василия Кандинского, но, прежде всего, жрица его искусства, она сопутствовала… Подробнее  Купить за 2043 руб
  • Кандинский и я, Кандинская Н.. Перед читателем - первое русское издание воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. Не только верная жена и муза Василия Кандинского, но, прежде всего, жрица его искусства, она сопутствовала… Подробнее  Купить за 1872 руб
  • Кандинский. Звуки. Альбом стихов и гравюр, Кандинский В.. "Звуки" - альбом стихотворений в прозе и ксилографий Василия Васильевича Кандинского, изданный Райнхардом Пипером на немецком языке в 1912 году. Современники высоко оценили этот эксперимент… Подробнее  Купить за 1754 руб
Другие книги по запросу «Кандинский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.