- СЛОВАКИЯ
Словацкая Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно - составная часть Чехословакии; до 1918 - в течение почти девяти столетий - часть Венгрии. Площадь страны 49 035 кв. км, численность населения - 5,34 млн. человек (1995). Граничит на севере с Польшей, на востоке - с Украиной, на юге - с Венгрией, на западе - с Австрией и Чешской Республикой. Столица - город Братислава. См. также ЧЕХОСЛОВАКИЯ.
Словакия. Столица - Братислава. Население - 5,34 млн. человек (1995). Плотность населения: 109 человек на 1 кв. км. Площадь - 49 035 кв. км. Самая высокая точка - пик Герлаховски-Штит (2655 м). Официальный язык - словацкий. Основная религия - католичество. Административно-территориальное деление: 8 краев. Денежная единица: словацкая крона = 100 геллеров. Национальный праздник: День образования Словацкой Республики - 1 января. Национальный гимн: "Над Татрами сверкает молния".
Флаг Словакии
На карте Европы
БРАТИСЛАВА - СТОЛИЦА СЛОВАКИИ
Природа. Словакия окружена с севера и северо-востока горными цепями Западных Карпат. Наибольшей высоты они достигают в Высоких Татрах, где находятся самая высокая точка страны пик Герлаховски-Штит (2655 м), пики Кривань, Дюмбьер, высота которых превышает 1850 м. К югу от Карпат преобладают возвышенности, разделенные плодородными долинами, по которым в Дунай впадают многочисленные реки. Наиболее крупные из них - Ваг, Нитра и Грон. Ближе к Дунаю в районе Братиславы и Комарно расположена Среднедунайская низменность - житница Словакии.
Реки. Река Дунай образует юго-западную границу страны. В него впадают многие карпатские реки, текущие в южном направлении. Наиболее крупные из притоков Дуная - Ваг, Нитра и Грон. На востоке карпатские реки, такие, как Лаборец, Ториса и Ондава, относятся к бассейну реки Тисы - крупнейшего притока Дуная.
Климат. Климат Словакии имеет выраженный континентальный характер. Зима холодная и сухая; лето теплое и влажное. Наибольшее количество осадков выпадает в горах. Годовые суммы осадков превышают 1000 мм в горах, а на равнинах составляют менее 500 мм в год. В Братиславе средняя температура января -1° C, июля +21° C. В горах зима холоднее, а лето прохладнее.
Растительность и животный мир. Леса занимают почти 40% территории страны. Южные склоны гор покрыты широколиственными (бук и дуб) или смешанными лесами, в то время как на северных склонах произрастают хвойные леса, состоящие в основном из ели и пихты. В стране преобладают широколиственные породы (53%), прежде всего бук (31%) и дуб (10%), а из хвойных наиболее распространены ель (29%) и пихта (9%). Выше в горах расположены альпийские луга.
В горных лесах водятся олени и рыси, встречаются волки и медведи, из мелких животных - лисы, белки, ласки.
Население. Крупнейший город Словакии - столица Братислава. Здесь находится крупнейший университет им. Я.А.Коменского и важнейший речной порт на Дунае. Население - 471 тыс. человек (1995). Второй по величине город - Кошице насчитывает 235 тыс. человек (1991). Население еще четырех городов - Нитры, Прешова, Банска-Бистрицы и Жилины - превышает 80 тыс. жителей.
По переписи 1995, население Словацкой Республики составляло 5,34 млн. человек. Из них 86% - словаки, 11% - венгры, ок. 2% цыгане, имеются также чехи, украинцы, евреи и поляки. Свыше 60% верующих - католики, ок. 6% относится к Словацкой евангелической церкви; представлены также Реформатская и Православная церкви.
Язык. Словацкий язык принадлежит к группе западнославянских языков и близок к чешскому. В письменности используется латинский алфавит. Словацкий литературный язык начал формироваться в 1840-х годах. До этого большинство словаков использовало в качестве литературного языка чешский язык.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Согласно конституции Словацкой Республики (принята 1 сентября 1992), глава государства - президент, который избирался парламентом тайным голосованием сроком на 5 лет (для избрания требовалось 3/5 голосов всех депутатов); с 1999 утверждены прямые выборы президента страны. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - национальному совету Словацкой Республики; 150 членов национального совета избираются сроком на 4 года. Высший исполнительный орган - правительство во главе с премьер-министром. Чтобы приступить к работе, правительство должно получить поддержку большинства членов парламента.
КУЛЬТУРА
См. ЧЕХОСЛОВАКИЯ.
ЭКОНОМИКА
С 1990 в Словакии, входившей в состав Чешской и Словацкой Федеративной Республики, начался переход от централизованной плановой системы хозяйства к рыночной экономике.
В 1990-1992 на аукционах были проданы 9500 малых предприятий, в основном розничной торговли и сферы обслуживания. К началу 1993 насчитывалось ок. 16 тыс. частных предприятий, из которых приблизительно 2 тыс. представляли собой совместные акционерные предприятия, а 800 принадлежали иностранным компаниям. Приватизация крупных и средних государственных предприятий в 1993 проводилась путем выпуска и продажи ваучеров.
В 1991 наметилось снижение темпов экономического развития словацкой экономики в результате резкого уменьшения внешней торговли, перехода к рыночным отношениям и почти полного отсутствия притока иностранных капиталовложений. В 1992 величина валового внутреннего продукта (ВВП) Словакии сократилась на 30%, а к 1993 уровень безработицы превысил 10%. Пострадали как сельское хозяйство, так и промышленность. Сельское хозяйство понесло значительные убытки из-за высокой себестоимости и уменьшения спроса на продукты питания, связанного с ростом розничных цен и снижением доходов населения, а также прекращения государственных субсидий. В промышленности сокращение выпуска продукции было особенно велико в отраслях обрабатывающей промышленности.
Весьма серьезной проблемой для экономики Словакии стала конверсия военной промышленности. В трудном положении оказались 35 машиностроительных предприятий, которые были заняты производством военного снаряжения для стран Варшавского договора. С 1993, после распада ЧСФР, Словакия продолжила процесс реформирования экономики, пересмотрев сценарий реформ в сторону усиления социальной поддержки и государственного регулирования.
В 1993 ВВП составил 367,3 млрд. крон, в 1994 - 385,0, в 1995 - 414,7 млрд. крон. По темпам роста страна оказалась в числе лидеров переходных экономик стран Центральной Европы, а по глубине экономического реформирования вышла - по сумме набранных баллов в оценке принятых рыночных мер - на четвертое место после Венгрии, Польши и Чехии. В 1996 в стране обеспечивались высокие темпы роста ВВП (6,9%), дальнейшее увеличение объемов производства в промышленности (2,5%), строительстве (3,7%), сельском хозяйстве (2,3%). Наблюдалось снижение инфляции (до 5,9%), несколько сократилась безработица (до 12,6%). Заметно увеличилась доля частного сектора в создании ВВП (76% против 63% в 1995). Основным источником экономического роста явилось увеличение внутреннего потребления: при снижении доли экспорта в ВВП до 57,5% доля импорта, напротив, увеличилась достигнув 68,1%.
Позитивные макроэкономические результаты, выражавшиеся уже в течение нескольких лет ростом ВВП, не привели к заметному повышению жизненного уровня большинства населения страны.
Внешняя торговля и капиталовложения. В 1989 67% экспорта Словакии направлялось в СССР и другие восточно-европейские страны и 27% - в страны Европейского союза и другие государства Западной Европы. В том же году 50% всего импорта поступало из стран Восточной Европы и 32% из Западной Европы. К 1993 картина изменилась: 53% экспорта Словакии направлялось в страны Западной Европы и 35% в Восточную Европу, в то же время 46% всего импорта поступало из стран Западной Европы и 42% - из Восточной Европы. Основные статьи словацкого экспорта составляют полуфабрикаты для обрабатывающей промышленности, машины и изделия химической промышленности. Основные статьи импорта - машины и различные виды топлива.
Иностранные капиталовложения с 1990 оказались меньше, чем можно было ожидать. К 1993 они достигли всего лишь 234 млн. долларов. Главными инвесторами являются ФРГ, Австрия и США. Уже в 1996 ощутимо проявилось ухудшение положения дел в финансово-бюджетной сфере и в области внешней торговли. Дефицит госбюджета Словакии возрос до 4,4% ВВП (против 1,6% в 1995). Объем взаимных неплатежей в хозяйственной сфере, сократившийся в 1995 на 32% по сравнению с предшествующим годом, в 1996 увеличился на 16 млрд. крон и достиг 102 млрд. крон.
Если в 1995 торговый баланс был сведен с небольшим положительным сальдо (1,79 млрд. крон), то в 1996 в условиях преимущественного роста импорта возник огромный по масштабам страны торговый дефицит в размере 64,5 млрд. крон. Чтобы ограничить рост отрицательного сальдо торгового и платежного балансов, словацкое правительство в июле 1997 ввело 7% импортную надбавку, охватив ею более 75% всех ввозимых товаров, а также приняло ряд других мер для снижения импорта. В 1997 экспорт увеличился на 9,9%, а импорт только на 4,5%.
В 1996 иностранный долг Словакии увеличился с 5,8 до 7,8 млрд. долл., а к концу 1997 составил около 10,27 млрд. долл.; тенденция его роста не прекратилась и в 1999. При этом основную его часть составляла задолженность предприятий и коммерческих банков.
Денежное обращение. Денежной единицей является свободно конвертируемая словацкая крона. Инфляция в этот период составляла от 10 до 15% в год. К 1993 внешний долг Словакии составлял 3,3 млрд. долларов. В 1997 инфляция в стране, несмотря на замедление импорта и повышения некоторых регулируемых цен, составила лишь 6,5-6,7%, незначительно превысив показатель предыдущего года (5,8%).
В 1996 выросли валютные резервы страны, однако их рост был существенно ниже роста внешней задолженности Словакии, которая увеличилась на 2 млрд. долл. и к концу 1996 достигла 7,2 млрд. долл. (из них государственный долг - 1,7 млрд. долл.). Вместе с тем Словакия по показателю внешней задолженности в перерасчете на душу населения (1360 долл.) заметно отличается от других стран Центральной Европы (для Чехии этот показатель равен 2300 долл., для Венгрии - 3000 долл.).
ИСТОРИЯ
История Словакии делится на четыре крупных периода: период, предшествующий венгерскому завоеванию в 10 в.; эпоха венгерского правления до 1918; чехословацкий период (1918-1992) и период независимой Словацкой Республики (с 1 января 1993). Предки современных словаков заселяли южные склоны Карпат примерно с 5 в. В 9 в. была создана Великоморавская держава, в состав которой вошли и словаки, и их соседи - чехи. Апостолы славян Кирилл и Мефодий в 9 в. обратили словаков в христианство. В начале 10 в. в ходе нашествия венгров Великоморавская держава была разрушена. Словакия, отделившись от чешских и моравских земель, попала под правление венгров.
Венгерское правление. Завоеванная Венгрией страна была населена в основном крестьянами. Венгрия вела себя по отношению к словакам как к побежденному народу. В 13 в. территория Словакии подверглась опустошительному нашествию вторгшихся в Венгрию монголов. Позднее с появлением переселенцев (в основном из Германии) началось экономическое развитие словацких земель. Росли города, появился класс словацких бюргеров. В 13-14 вв. связи между словаками и чехами были восстановлены. Гуситское движение в Чехии затронуло и Словакию.
Результатом победы турок под Мохачем в 1526 явился раздел Венгерского королевства на три региона: центральный под властью турок, Трансильванию под управлением местных князей и т.н. Королевскую Венгрию под властью Габсбургов; в составе последней оказалась и Словакия. Словакия занимала центральное положение в Венгерском королевстве, а Братислава являлась столицей Габсбургов до окончательного изгнания турок и освобождения всей Венгрии в конце 17 в. В регионе получило распространение протестантство, но при Габсбургах активизировались силы католической Контрреформации.
Период просвещенного абсолютизма при императоре Иосифе II (правил в 1765-1790) имел особенно важное значение для развития Словакии. Хотя социальные реформы и религиозная терпимость оказали благоприятное влияние на Словакию, введение немецкого языка в Венгрии вызвало возмущение местного населения, что в свою очередь подействовало на словаков. Рост венгерского национального самосознания способствовал словацкому национальному возрождению; подобное движение происходило и среди чехов. Такие словацкие писатели, как Ян Коллар и Йозеф Шафарик, сыграли одинаково важную роль и в чешском, и в словацком возрождении. Оба писали на классическом чешском языке. Некоторые литераторы стали использовать словацкий диалект в качестве литературного языка. Это была реакция на политику Венгрии, которая в 1836 объявила в качестве официального только венгерский язык. В 1845 словацкий литератор и патриот Людовит Штур начал издавать первое периодическое издание на словацком языке - "Словацкую народную газету".
Патриотический подъем и распространение революционных идей в Венгрии продолжали оказывать стимулирующее воздействие на словацкое патриотическое движение. В ходе революции 1848 была разработана программа "Требования словацкого народа" - первое выражение политических требований словаков. Программа призывала использовать словацкий язык в школах, судах, органах местного самоуправления, а также избирать словацкий парламент на основе всеобщего избирательного права. Это привело к противоборству словаков и венгров; некоторые словацкие революционеры перебрались в Прагу. Поражение венгерской революции и победа австрийской реакции не улучшили положения словаков. В 1861 принят "Меморандум словацкого народа", в котором содержалось требование местной автономии. Было основано культурно-просветительское общество "Матица словацкая".
Создание Австро-Венгерской империи (1867) увеличило зависимость словаков от Будапешта. Венгры, воодушевленные идеей объединения своей части империи, с большим рвением проводили политику мадьяризации. Были закрыты "Матица словацкая" и словацкие высшие учебные заведения, словацкий язык был разрешен лишь в начальных школах. Продолжалась политическая дискриминация словаков, словацкие депутаты крайне редко избирались в парламент Венгрии. Отсутствовали механизмы формирования словацкой элиты; роль политического лидера часто брало на себя духовенство. Накануне Первой мировой войны словацкие патриоты тесно сотрудничали с другими народами Австро-Венгерской империи; именно в это время начала принимать четкие очертания идея создания чехословацкого государства.
В годы Первой мировой войны чехи и словаки выступили с требованием единого государства. Словацкий генерал Милан Штефаник вместе с чешскими лидерами Томашем Масариком и Эдуардом Бенешем провели годы войны на Западе, добиваясь поддержки со стороны Франции и Великобритании. В самой Словакии к созданию новой страны призывали священник Андрей Глинка и Вавро Шробар; Милан Годжа стал глашатаем чехословацких и словацких интересов в Вене. Как только движение за независимость набрало силу внутри Словакии и за рубежом, словаки в США выступили с инициативой подписания соглашения с чехами, содержавшего планы создания чехословацкого государства. Питтсбургская декларация 30 мая 1918, подписанная в присутствии Масарика, не имела статуса официального документа; в ней говорилось, что Словакия должна стать автономной частью нового государства с собственным парламентом, администрацией, судебной системой, в качестве официального предполагалось использовать словацкий язык.
Образование Чехословакии. Чешский национальный совет 28 октября 1918 провозгласил в Праге независимость Чехословакии, а 30 октября Словацкий национальный совет в г.Турчански-Свети-Мартин (совр. Мартин) заявил об отделении Словакии от Венгрии и создании чехословацкого государства (т.н Мартинская декларация). Совместное государство было воссоздано на основе объединения двух народов после десяти веков разделения, но вопрос о четких взаимоотношениях между ними оставался открытым. В конституционных дебатах победу одержала централистская тенденция, получившая поддержку большинства чехов. Чехословакия была провозглашена единой и неделимой республикой. Идея единой нации, использующей общий язык, нашла поддержку и в Праге, и у части словацкого населения. И все же централистский характер новой республики не устраивал многих граждан Словакии, в первую очередь сторонников Народной партии Глинки, а также Йозефа Тисо, выступавших с требованием полной автономии для этой части страны и получивших 32% голосов словаков на выборах 1925. Часть голосов в Словакии получили также более умеренные партии, выступавшие против автономии. Ведущую роль в более экстремистских движениях играли католики.
В результате словацкий вопрос превратился в центральную проблему нового государства, а антагонизм и напряженность в отношениях между чехами и словаками часто заслоняли подлинные достижения в развитии Словакии. Некоторые из ее наиболее умеренных лидеров занимали высокие посты в чехословацком правительстве.
В 1938 после Мюнхенского соглашения многие словаки из числа экстремистского крыла автономистов выступили с требованиями полного отделения от чехословацкого государства. Вследствие этого соглашения возобладала линия на расчленение Чехословакии; Венгрия и Польша присоединили к себе части территории Словакии. Когда в марте 1939 Гитлер захватил Прагу, немецкие и словацкие нацисты создали отдельное словацкое государство. Его правительство представляло собой нацистскую диктатуру во главе с президентом Тисо. Позже на советско-германский фронт были направлены словацкие войска для демонстрации поддержки германского вторжения в СССР.
В годы войны некоторые словацкие лидеры (Штефан Осуский, Юрай Славик и др.) сотрудничали с эмигрантским правительством Чехословакии, возглавлявшимся Бенешем; группа словацких коммунистов, не имевших большого влияния в Словакии, развернула активную деятельность в Москве. В декабре 1943 был создан Словацкий национальный совет, ставший во главе подпольного движения сопротивления, в котором участвовали коммунистические и некоммунистические силы. Совет выступил против режима Тисо, признал необходимость восстановления Чехословакии на основе равноправного партнерства между чехами и словаками и приступил к подготовке вооруженного восстания. Оно началось в августе 1944 в районе г.Банска-Бистрица под руководством партизан-коммунистов. Несмотря на помощь, оказанную советским наступлением из Польши, словацкие партизаны были разгромлены превосходящими немецкими войсками.
В конце войны Словацкий национальный совет взял под контроль всю Словакию. Используя лозунги словацкого национализма, коммунисты стремились удержать власть, но на выборах 1946 некоммунистические партии получили в совете 63% мест. Тогда коммунисты изменили свою тактику, делая ставку не на убеждение, а на насилие; в стране начались массовые аресты. После захвата власти коммунистами в 1948 Словакия впервые получила широкую автономию, которая в дальнейшем была во многом урезана. Суверенитет Словакии стал одной из главных целей освободительного движения 1968 в Чехословакии. Несмотря на вторжение в августе 1968 в Чехословакию вооруженных сил стран Варшавского Договора, 30 октября 1968 был принят конституционный закон, учреждавший в Чехословакии федеративное государство. Новый закон, вступивший в силу с 1 января 1969, предоставлял широкие полномочия чешской и словацкой региональным администрациям, учреждал двухпалатное национальное собрание, в одной из палат которого чехи и словаки имели равное представительство.
Демонстрации в ноябре 1989 положили конец коммунистическому правлению. В Чехии возникло движение Гражданский форум (ГФ), а в Словакии - Общественность против насилия (ОПН). Страна получила новое название - Чешская и Словацкая Федеративная Республика. На выборах 1990 ОПН и Христианско-демократическое движение (ХДД) набрали наибольшее число голосов избирателей.
На пути к независимости. В конце 1990 федеральный парламент предоставил Словакии право распоряжаться своим бюджетом, не решив при этом вопроса о гарантиях ее суверенитета. В 1991 федеральные, чешские и словацкие правительственные круги провели серию встреч, на которых рассматривались вопросы предоставления автономии Словакии, однако соглашение не было достигнуто. Движение ОПН раскололось, в частности по вопросу о сепаратизме, а на выборах 1992 новая организация патриотических сил - Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, основано в 1991) - получила большинство мест в словацком законодательном органе. В июне 1992 лидеры федерального, чешского и словацкого правительств пришли к соглашению о мирном разделении Чехословакии. 1 января 1993 возникли два самостоятельных государства: Чешская Республика и Словацкая Республика.
См. также ЧЕХОСЛОВАКИЯ.
СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОСЛЕ 1993
После оформления Словакии в качестве суверенного политического субъекта развитие ее политической системы характеризовалось процессами перегруппировки и поляризации сил. Начальный период политической истории Словацкой Республики связан с именем премьер-министра Владимира Мечьяра. В период первого срока пребывания в должности премьер-министра (январь 1993 - март 1994) Мечьярвыступал за постепенность в проведении приватизации. Кроме того, занимая дважды пост премьер-министра, а также важные экономические посты в правительстве, Мечьяр оказывал большое влияние на внешнюю политику, что привело к обострению отношений с Венгрией. Йозеф Моравчик, бывший ранее министром иностранных дел в правительстве Мечьяра, выступил с обвинениями в его адрес и в начале марта 1994 Мечьяр не получил поддержку в Словацком национальном совете при обсуждении вопроса о вотуме доверия.
16 марта Моравчик был избран главой временного коалиционного правительства, в которое вошли представители следующих оппозиционных партий: Демократический союз (ДС), Партия левых демократов (ПЛД), Христианско-демократическое движение (ХДД) и Национально-демократическая партия (НДП). Однако победа противников Мечьяра оказалась кратковременной: оппозиции не хватило времени, чтобы создать реальную альтернативу Мечьяру. В сентябре 1994 было намечено проведение досрочных парламентских выборов.
Первые национальные выборы в Словакии после получения ею независимости прошли 30 сентября - 1 октября 1994. В них приняли участие 18 партий и движений и 76% всех зарегистрированных избирателей. Преобладающее число голосов получило Движение за демократическую Словакию В.Мечьяра. Блок "Общий выбор" (ПЛД, Социал-демократическая партия Словакии, Партия зеленых, Движение аграриев) получил 10, 41% голосов избирателей (18 мандатов), Венгерская коалиция (Венгерское христианско-демократическое движение, Движение "Сосуществование" и Венгерская гражданская партия) - 10,18% (17 мандатов), ХДД - 10,08% (17 мандатов), Демократический союз - 8,57% (15 мандатов), Объединение рабочих Словакии - 7,34% (13 мандатов), Словацкая национальная партия - 5,4% (9 мандатов).
ДЗДС ведет свое начало от движения "Общественность против насилия" (ОПН), возникшего после "бархатной революции". Мечьяр был одним из основателей ОПН и занимал пост министра внутренних дел в словацком правительстве в январе - июне 1990. Во время дебатов о будущем Чехословакии в марте 1991 Мечьяр пережил свое первое политическое поражение и вынужден был подать в отставку с поста премьер-министра Словакии, поскольку его обвинили в нанесении ущерба чешско-словацким отношениям своей позицией полной автономии Словакии. Мечьяр вышел из рядов ОПН и организовал ДЗДС.
Мечьяр оставался у власти с 1994 до 1998. В это время он включился в затяжную борьбу с президентом Михалом Ковачем, его бывшим сподвижником по созданию ДЗДС и соперником на президентских выборах. 25-26 сентября 1998 в стране состоялись парламентские выборы, в которых приняли участие 17 партий. Мечьяру в борьбе за власть противостояла оппозиция - Словацкая демократическая коалиция (СДК), объединившая пять партий, в том числе христианских консерваторов, Партию зеленых и социалистов; ее возглавил Микулаш Дзуринда. СДК получила ок. 23% голосов, а партии, находившиеся в оппозиции к Мечьяру, набрали около двух третей мест в национальном собрании (93 из 150).
Кроме того, в национальном собрании были представлены Партия гражданского согласия (ПГС), руководимая Рудольфом Шустером; правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП); Партия левых демократов (ПЛД), преемница Коммунистической партии Словакии во главе с Йозефом Мигашем, которая получила на выборах 15% голосов; состоявшая из трех партий Коалиция венгерских партий (КВП). Хотя ДЗДС во главе с Мечьяром добилась поддержки 27% голосов избирателей, т.е. больше, чем любая другая партия, она потеряла почти четверть прежнего электората. Партнер ДЗДС по коалиции - Словацкая рабочая партия (СРП) - набрала только 1% голосов, не преодолев 5% барьера, необходимого для представительства в парламенте. Словацкая национальная партия (СНП), другой член коалиции ДЗДС, получила 9% голосов. Получив 57 мест в национальном собрании (совместно с СНП), Мечьяр не был переизбран на пост премьер-министра.
Весной 1999 в Словакии разрешился политический кризис, связанный с отсутствием (со 2 марта 1998) президента страны: Михал Ковач, избранный парламентским большинством в 1993, вступив в конфликт с премьер-министром страны В.Мечьяром, оставил свой пост. Потерпев поражение на парламентских выборах в сентябре 1998, Мечьяр заявил о своем уходе с политической сцены, но после принятия словацким парламентом в январе 1999 решения о проведении прямых всенародных выборов президента, выдвинул свою кандидатуру. Его опорой стала парламентская оппозиция, главным образом ДЗДС, набравшая наибольшее число голосов (ок. 500 тыс. при 3 млн. голосовавших). Оппонентом выступил мэр Кошице 65-летний Рудольф Шустер, в прошлом председатель словацкого парламента в ЧССР, член центрального комитета Компартии Словакии. Шустер, кандидат правительственной коалиции, получил во втором туре выборов (30 мая 1999) 57% голосов, в то время как Мечьяр - 32%. Выборы президента упрочили позиции парламентского большинства, а также усилили прозападный курс страны во внешней политике: было заявлено о стремлении максимально быстро вступить в НАТО (весной-летом 1999 правительство поддерживало НАТО во время проведения военной операции против Югославии, предоставляя аэродромы и транспортные коммуникации странам Запада и отказываясь предоставить воздушные коридоры самолетам России) и в Европейский союз (ужесточая монетаристский курс и свертывая торговые связи с Россией и соседними странами).
ЛИТЕРАТУРА
Восточная Европа на историческом переломе. Очерки революционных. преобразований. 1989-1990 гг. М., 1991 Очаги тревоги в Восточной Европе. (Драма национальных противоречий). М., 1994 Политические партии и движения в Восточной Европе: проблемы адаптации к современным условиям. М., 1994 Постреволюционная Восточная Европа: экономические ориентиры и политические коллизии. М., 1995 Политический ландшафт стран Восточной Европы. М., 1997
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.