- ДРК. ИСТОРИЯ
До установления колониального правления на юге, западе и востоке современной ДРК существовал ряд государственных образований, некоторые из них были довольно крупными по территории и численности населения. За исключением северных и северо-восточных окраин все население страны говорило на языках банту. Наибольший след в истории оставили королевства Конго, Куба, Луба и Лунда.
В 1484, когда португальские мореплаватели достигли устья р.Конго, были установлены первые контакты между европейцами и местным населением. Из-за порогов португальцы не смогли подняться вверх по реке более чем на 160 км. По-настоящему Европа узнала о Конго благодаря географическим исследованиям Генри Стэнли и других европейских путешественников конца 19 в. Попытка Г.Стэнли заинтересовать результатами своих открытий власти Великобритании закончилась неудачей, и тогда он обратился к королю Бельгии Леопольду II, в лице которого нашел заинтересованного союзника. Бельгийский монарх провел тонкую дипломатическую игру и сумел добиться от участников Берлинской конференции европейских держав 1885 согласия на передачу в его личное владение "Независимого государства Конго", территория которого была в 80 раз больше территории Бельгии. Правление Леопольда II было отмечено жестокостью по отношению к местному населению, и на волне массовых протестов появилось первое правозащитное движение - организация "За реформы в Конго". В 1908 бельгийский король подписал декрет о преобразовании "Независимого государства Конго" в колонию Бельгии, названную Бельгийским Конго.
В последующие 40 лет Конго управлял своеобразный триумвират из колониальной администрации, католической церкви и горнодобывающих и сельскохозяйственных компаний. До середины 1950-х годов Бельгии удавалось изолировать Конго от остальной Африки, однако начиная со второй половины 1950-х годов конголезцы стали получать все больше информации об освободительных движениях в соседних странах. Несмотря на преследования колониальных властей, в Конго одна за другой стали создаваться политические партии и организации. Бельгийцы допустили создание выборных муниципальных советов в нескольких городах, однако политические партии были разрешены только после массовых беспорядков в январе 1959 в Леопольдвиле (совр. Киншаса).
Январские события подорвали доверие к бельгийцам, и колониальная администрация стала сдавать одну позицию за другой. Однако уступки оказались запоздалыми, и наладить отношения с конголезскими политическими организациями удалось только после обещания официального Брюсселя предоставить Конго полную независимость 30 июня 1960.
Наиболее влиятельной партией стало Национальное движение Конго (НДК), которое было создано в октябре 1958 молодыми образованными конголезцами, представлявшими различные этнические группы и районы. Возглавляемое Патрисом Лумумбой НДК стремилось стать организацией общенационального масштаба. Хотя наибольшую поддержку НДК оказывало население Восточной провинции и районов, где был распространен язык конго, до провозглашения независимости ему удалось распространить свое влияние на ряд других районов. Динамичная и радикальная партия Лумумбы особенно импонировала конголезской молодежи. В 1959 партия оказалась ослабленной, когда из нее вышли некоторые наиболее образованные партийные лидеры, в частности Сирил Адула и Жозеф Илео, в будущем премьер-министры страны. Еще одним следствием раскола стало создание Альбером Калонжи, лидером Касаи, соперничающей с НДК одноименной партии Национальное движение Конго - Калонжи (НДК - К). В отличие от партии Национальное движение Конго - Лумумба (НДК - Л), пользовавшейся поддержкой разных этнических групп, НДК - К опиралась на балуба, живущих в провинции Касаи.
Общенациональной поддержкой пользовалась и другая политическая организация, Партия национального прогресса (ПНП), коалиция консервативно настроенных политиков и вождей, которая была создана при поддержке бельгийцев. Эта партия отличалась умеренностью и пробельгийской настроенностью, ее лидером стал Поль Болья. Остроумные конголезцы расшифровали французскую аббревиатуру названия партии (PNP) следующим образом: "parti des ngres pays", т.е. "партия подкупленных негров".
Другие влиятельные политические партии являлись выразителями местных или этнических интересов. Союз народа баконго (АБАКО) был создан в 1950 как культурно-просветительская организация баконго. В 1956-1959 он трансформировался в политическую партию во главе с Жозефом Касавубу. Располагая солидной поддержкой в провинции Нижнее Конго и Леопольдвиле, АБАКО вел политическую работу главным образом среди баконго и неоднократно выступал за создание независимого государства народа баконго в границах средневекового государственного образования Конго. Тем не менее лидеры партии согласились войти в состав первого правительства независимой Республики Конго. Созданная в 1958 Партия африканской солидарности (ПАС) объединила в своих рядах различные этнические группы населения районов Квилу и Кванго провинции Леопольдвиль и вела активную работу среди рабочих Леопольдвиля, выходцев из этих районов. Руководители ПАС Антуан Гизенга и Клеофас Камитату сумели создать партию, которая отличалась радикализмом и хорошей организацией. С целью отстаивания интересов Катанги при поддержке европейских переселенцев в 1958 была создана Конфедерация ассоциаций Катанги (КОНАКАТ). Первоначально эта партия объединяла в своих рядах представителей всех основных этнических групп Катанги, однако в ноябре 1959 из ее состава вышли балуба северных районов, которые затем сформировали собственную политическую организацию на этнической основе - Ассоциацию балуба Катанги (БАЛУБАКАТ). КОНАКАТ не была массовой партией, ее сторонников объединяли общие интересы африканской элиты Катанги и проживавших там европейцев. Руководили КОНАКАТ Моиз Чомбе и Годфруа Мунонго.
На проведенных в мае 1960 парламентских выборах партия Лумумбы завоевала 33 из 137 депутатских мандатов в палате представителей, еще 8 мест достались ее союзникам. В состав фракции НДК - Л вошли представители пяти провинций страны. ПНП в парламенте представляли 14 депутатов из трех провинций. 13 мест завоевали кандидаты от ПАС и 12 - от АБАКО, все в избирательных округах Леопольдвиля. НДК - К получила 8 депутатских мандатов от провинции Касаи. Кандидаты КОНАКАТ и БАЛУБАКАТ завоевали по 8 мест от провинции Катанга. Остальные места в палате представителей поделили мелкие партии и независимые кандидаты.
В ситуации, когда ни одна из партий или коалиций не обеспечила себе большинства, единственным логичным шагом было формирование правительства во главе с представителями НДК - Л и его союзников. Было сформировано коалиционное правительство, П.Лумумба стал премьер-министром. Временная конституция, в значительной степени списанная с конституции Бельгии, предусматривала разделение исполнительной власти между президентом и премьер-министром: первому отводились в основном церемониальные функции. Президент и премьер-министр избирались парламентом. В соответствии с достигнутым компромиссом, пост главы государства занял лидер партии АБАКО Ж.Касавубу. В каждой из шести провинций избранные законодательные органы выбирали президентов провинций и членов провинциальных правительств. Последние в большинстве случаев, подобно центральному правительству, представляли собой весьма непрочные коалиции.
Уже через пять дней после провозглашения независимости страна погрузилась в хаос, когда расквартированные в провинции Нижнее Конго солдаты-конголезцы подняли мятеж против бельгийских офицеров. Беспорядки перекинулись на другие провинции, и в сложившейся ситуации большая часть бельгийских чиновников выехала из страны. 10 июля 1960 Бельгия ввела свои войска в Конго. На следующий день Моиз Чомбе, при поддержке белых поселенцев, объявил провинцию Катанга независимым государством. Месяц спустя Альбер Калонжи провозгласил независимость "Горнорудного государства Южное Касаи".
Столкнувшись с угрозой распада страны, Ж.Касавубу и П.Лумумба обвинили Бельгию в агрессии против независимого государства и обратились с просьбой о помощи к Совету безопасности ООН. ООН откликнулась на эту просьбу, направив в Конго миротворческие силы под своим флагом, состоявшие в основном из воинских контингентов африканских и азиатских стран. Их задачей было восстановление порядка и создания условий для вывода бельгийских войск.
На первом этапе операция ООН проходила успешно, но затем между правительством Конго и чиновниками ООН возникли разногласия о характере мер в отношении Катанги, где при прямой поддержке Бельгии усиливалось сепаратистское движение. Конголезская сторона настаивала на силовом подавлении сепаратизма, а генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд утверждал, что ООН не имеет права прибегать к военной силе. Понимая, что проблема Катанги должна быть решена любой ценой, Патрис Лумумба обратился с просьбой о предоставлении военной помощи к СССР. Запад использовал это обстоятельство для того, чтобы обвинить Лумумбу в прокоммунистических симпатиях, что привело к падению его престижа как внутри страны, так и за ее пределами.
5 сентября 1960, действуя при поддержке стран Запада, президент Ж.Касавубу отстранил от власти П.Лумумбу и назначил нового премьер-министра, который не получил поддержки большинства парламентариев. Это еще больше обострило ситуацию, и неделю спустя начальник штаба конголезской армии полковник Жозеф Мобуту заявил, что "нейтрализует" всех политиков и берет власть в свои руки. Когда появились признаки того, что режим Мобуту укрепил свои позиции, сторонники П.Лумумбы приняли решение переехать из Леопольдвиля в административный центр Восточной провинции Стэнливиль (совр. Кисангани) и сформировать там другое центральное правительство. Когда в ноябре 1960 сам П.Лумумба тайно покинул Леопольдвиль и направился в Стэнливиль, его выследили и схватили солдаты Мобуту.
К началу 1961 в Конго были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в Стэнливиле во главе с Мобуту, второе в Кисангани во главе с Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с Чомбе в Катанге, второе - с Калонжи в Южном Касаи. Сложившаяся в Конго ситуация вызывала беспокойство у западных держав и ООН. Как в самом Конго, так и за его пределами укреплялось мнение, что Лумумба является единственным конголезским политиком, который способен сохранить территориальную целостность страны. Возможность возвращения Лумумбы к власти пугала Вашингтон, его западных союзников, поэтому ЦРУ продолжало поддерживать правительство в Леопольдвиле. По приказу Мобуту арестованный Лумумба был передан правителю Катанги Чомбе, который 17 января 1961 распорядился ликвидировать бывшего лидера страны. В феврале 1961 Совет безопасности ООН принял жесткую резолюцию, которая требовала восстановления в Конго власти центрального правительства и демократического режима, а также прекращения иностранной помощи Катанге.
При поддержке ООН и западных держав в августе 1961 был достигнут компромисс, в соответствии с которым власти в Леопольдвиле и Стэнливиле должны были сформировать одно правительство во главе с премьер-министром Сирилом Адулой. Руководители Катанги решительно отказывались от участия в его создании. В сентябре и декабре 1961 произошли вооруженные столкновения между силами ООН и катангской армией. Длительные переговоры между С.Адулой и М.Чомбе не принесли результатов, и только военная операция сил ООН против армии Чомбе в январе 1963 положила конец планам отделения Катанги.
Между тем правительственная коалиция, созданная из представителей Леопольдвиля и Стэнливиля, распалась, А.Гизенга был арестован. Эти события вызвали массовые выступления протеста. Для сохранения своего непопулярного внутри страны, но пользовавшегося поддержкой извне режима премьер-министр С.Адула был вынужден прибегнуть к жестким мерам, включая роспуск парламента. 3 августа 1963 сторонники Лумумбы сформировали в Леопольдвиле Национальный совет освобождения (НСО), который по соображениям безопасности вскоре перебрался в Браззавиль, столицу соседней Республики Конго. В середине 1963 в провинции Квилу под руководством соратника Лумумбы Пьера Мулеле стали формироваться партизанские отряды. В январе 1964 они совершили вооруженные нападения на правительственные учреждения, здания христианских миссий и компаний. В апреле 1964 вооруженные действия начались вблизи восточной границы. Действовавшая на северо-востоке повстанческая Народная армия освобождения (НАО) в июле-августе разбила правительственные войска и установила полный контроль над этим районом. 5 сентября 1964, спустя месяц после захвата Стэнливиля НАО, Кристоф Гбение объявил о создании там революционного правительства.
Унизительные поражения конголезской армии от плохо вооруженных партизанских отрядов предопределили судьбу правительства С.Адулы. В июле 1964 было сформировано новое правительство, главой которого стал Моиз Чомбе. Для укрепления конголезской армии он призвал несколько сотен белых наемников и получил военную помощь от Бельгии и США. В августе при попытке захватить город Букаву партизаны потерпели первое серьезное поражение. К началу сентября возглавляемые наемниками колонны конголезской армии стали теснить повстанцев.
24 ноября 1964 с самолетов ВВС США на Стэнливиль был сброшен бельгийский десант. Его задачей было освобождение заложников из США и Бельгии и поддержка отряда правительственных войск под командованием наемников, которые должны были освободить город от мятежников. В ходе операции погибли более тысячи гражданских конголезцев и многие заложники. В течение нескольких последующих недель партизанские отряды на востоке страны были разгромлены. Отдельные группы партизан продолжали сопротивление в течение многих месяцев, а в некоторых районах - на протяжении еще нескольких лет.
Волна возмущения, которая прокатилась по миру в связи с бельгийско-американской вооруженной акцией в районе Стэнливиля, привела к увеличению военной помощи партизанам. На протяжении 1965 значительные поставки оружия через территорию Танзании осуществлял Китай. Кубинский революционер Эрнесто Че Гевара в течение нескольких месяцев занимался боевой подготовкой армии Лорана-Дезире Кабилы в горном районе вблизи оз. Танганьика. Но помощь пришла слишком поздно и уже не могла оказать влияние на исход противоборства между правительством в Леопольдвиле и сторонниками Лумумбы.
Когда победа над повстанцами уже не вызывала сомнений, Чомбе создал общенациональный политический блок Конголезское национальное соглашения (КНС) и провел в мае 1965 парламентские выборы. Несмотря на сложную обстановку, парламентские выборы были хорошо организованы, и их результаты почти никто не оспаривал. В новом парламенте образовались два враждующих блока. Итогом острой борьбы между президентом Ж.Касавубу и премьер-министром М.Чомбе стало решение Касавубу назначить на пост премьер-министра Эвариста Кимбу. Два раза кандидатура Кимбы выставлялась на утверждение депутатов парламента, и оба раза он не набирал необходимого количества голосов.
Этой ситуацией воспользовался главнокомандующий конголезской армией генерал Мобуту, который 24 ноября 1965 захватил власть в стране. Мобуту упразднил парламентскую республику и преобразовал Конго в унитарное государство. Большинство конголезцев поддержало эти реформы. В 1967 была принята новая конституция, в соответствии с которой в стране было установлено президентское правление. В 1974 в текст конституции были внесены поправки, а в 1978 она была заменена новой конституцией, которая предусматривала значительное расширение президентских полномочий. Созданная в 1967 правящая политическая партия Народное движение революции (НДР) была объявлена " верховным институтом " страны, что превратило Конго в типичное африканское государство с однопартийной системой и авторитарным режимом.
В первые годы правления Мобуту его режим пользовался определенной поддержкой населения, которое устало от хаоса начала 1960-х годов. Президент запретил политические партии, восстановил власть центрального правительства на всей территории страны и реорганизовал систему государственного управления. Сохраняя тесные отношения со странами Запада, правительство Мобуту приступило в 1967 к реализации программы по африканизации экономики и национализировало гигантскую компанию "Юнион миньер дю О ' Катанга" (ЮМОК). На выборах 1970 не имевшая соперников НДР завоевала все места в парламенте, а Мобуту был избран президентом на безальтернативной основе. В 1971 кампания африканизации была распространена на сферу культуры. Страна была переименована в Республику Заир (искаженное в 15 в. португальцами одно из местных названий р.Конго, Н'Зади). В рамках той же кампании была осуществлена замена христианских личных имен на африканские (в частности, Жозеф Дезире Мобуту стал Мобуту Сесе Секо), а также принята официальная идеологическая доктрина, получившая наименование "подлинного заирского национализма".
На протяжении 1970-х годов Мобуту, сохраняя в целом прозападный курс, начал укреплять отношения с Китаем, который предоставил Заиру экономическую и военную помощь. В ходе развернувшейся после завоевания независимости гражданской войне в Анголе Заир вместе с США и ЮАР оказывал помощь ФНЛА и УНИТА, которые боролись против (МПЛА), пользовавшегося поддержкой СССР. Гражданская война в Анголе обернулась для Заира закрытием железнодорожной связи с портовым городом Бенгела, через который экспортировалась медь из Катанги. В марте 1977 и в мае 1978 находившиеся в изгнании катангцы и другие оппозиционеры вторглись из Анголы в Катангу, чтобы свергнуть Мобуту. Получив значительную помощь от ряда западных держав, в первую очередь от Франции, правительственные войска с трудом одолели противников Мобуту.
Процесс ослабления режима Мобуту начался в конце 1970-х годов. Его предвестником стал экономический кризис 1975, а затем ряд унизительных поражений правительственной армии на начальном этапе боевых действий в Катанге в 1977 и 1978. Попытки международного сообщества, в первую очередь США, убедить правительство Мобуту в необходимости демократизации политической системы и стабилизации экономики закончились неудачей. Частично это можно было объяснить плохо продуманными рекомендациями, частично - нежеланием Мобуту и его погрязшего в коррупции окружения пойти на какие-либо реформы.
Столкнувшись с последствиями "приватизации" государства президентом и его ближайшим окружением, здоровые силы конголезского общества сформировали новое демократическое движение, направленное на восстановление в стране законности и государственных институтов. Основной целью созданного в 1980 демократического движения была ликвидация глубинных причин экономического кризиса и социальной деградации, решение моральной проблемы, известной под названием le mal zarois (фр. "заирская болезнь"). В 1990 демократическим силам удалось добиться отмены однопартийной системы. Во главе демократического движения находилась группа из 13 депутатов парламента, которые потребовали проведения политических реформ, направленных на установление многопартийной демократии. В 1982 эта группа создала оппозиционную партию Союз за демократию и социальный прогресс (СДСП), что было открытым вызовом однопартийной государственной системе. Первой крупной акцией СДСП, которую возглавил Этьен Тшисекеди, была демонстрация 17 января 1989 в Киншасе, приуроченная к годовщине убийства Лумумбы.
Демократические силы добились также созыва Верховной национальной конференции. Проходившие в Киншасе в период между 7 августа и 6 декабря 1992 историческое собрание 2842 делегатов, которые представляли все слои конголезского общества, стало эпохальным событием в истории независимого Конго. На этом форуме была принята четкая юридическая и организационная схема двухлетнего переходного периода к демократии, которая предусматривала введение парламентской формы правления, создание на переходный период временного законодательного органа, поста президента с преимущественно представительскими функциями и премьер-министра, который является главой переходного правительства национального единства. Главными задачами правительства было достижение экономического выздоровления и поддержка специализированных институтов, созданных для успешной реализации задач переходного периода. Главным таким институтом стала независимая избирательная комиссия, которая должна была в течение двух лет подготовить, провести всеобщие выборы и проконтролировать ход их проведения.
По решению конференции президент был лишен практически всех властных полномочий, но на переходный период оставлен в качестве номинального главы государства. 71% делегатов конференции, принявших участие в свободных выборах, одобрили кандидатуру Этьена Тшисекеди на пост премьер-министра. Однако в начале 1993, стремясь внести раскол в ряды оппозиции и сохранить абсолютную власть, Мобуту и его клика развернули ожесточенную борьбу с демократическими силами, взяв на вооружение методы государственного терроризма, этнических чисток и экономического саботажа. В ситуации, когда вооруженные силы препятствовали Э.Тшисекеди и его министрам осуществлять руководство страной, отсутствие деятельного правительства и развал всей системы государственного управления привели к полному краху экономики и дестабилизации внутриполитической обстановки, что живо напоминало хаос, захлестнувший Конго в начале 1960-х годов.
Провал ненасильственного перехода к демократии совпал по времени с разгулом геноцида в Руанде. Многие уличенные в преступлениях хуту нашли убежище в Конго - в областях Северное и Южное Киву. Два года спустя возглавляемое тутси руандийское правительство приняло решение уничтожить базы хуту на территории Конго, что привело к семимесячной войне, которая закончилась в мае 1997 свержением режима Мобуту и приходом к власти правительства Кабилы. Страна получила официальное название Демократическая Республика Конго. В 1998 ухудшились отношения между Кабилой и его бывшими союзниками Руандой и Угандой. Какими бы важными ни были внешние причины войн 1996 и 1998 и их международные последствия, для конголезцев наиболее серьезным их итогом является то, что попытка перехода к демократии окончилась неудачей, и страна по-прежнему находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.