ПОДШИПНИК

ПОДШИПНИК

конструктивный узел машин и механизмов, поддерживающий или направляющий вращающийся вал или ось. Если шейка вала в подшипнике скользит непосредственно по опорной поверхности, то он называется подшипником скольжения. Если же между шейкой вала и опорной поверхностью имеются шарики или ролики, то такой подшипник называется подшипником качения. Назначение подшипника - уменьшать трение между движущейся и неподвижной частями машины, так как с трением связаны потери энергии, нагрев и износ.
Подшипники скольжения. Подшипник скольжения представляет собой массивную металлическую опору с цилиндрическим отверстием, в которое вставляется втулка, или вкладыш, из антифрикционного материала. Шейка, или цапфа, вала с небольшим зазором входит в отверстие втулки подшипника. Для уменьшения трения и износа подшипник обычно смазывается, так что вал отделен от втулки пленкой вязкой маслянистой жидкости. Рабочие характеристики подшипника скольжения определяются его размерами (длиной и диаметром), а также вязкостью смазки и скоростью вращения вала.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ. Шейка вала обычно смазывается. 1 - шейка вала (цапфа); 2 - подшипник.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ. Шейка вала обычно смазывается. 1 - шейка вала (цапфа); 2 - подшипник.

Смазка. Для смазки подшипника скольжения можно использовать любую достаточно вязкую жидкость - масло, воду, бензин и керосин, водные и масляные эмульсии, а в некоторых случаях даже газы (например, нагретый воздух и продукты сгорания в реактивных двигателях) и жидкие металлы. Применяются также пластичные и твердые ("консистентные") смазки, но их смазывающие свойства отличны от свойств жидкостей и газов. В тех случаях, когда естественной циркуляции смазки в подшипнике недостаточно для его охлаждения, предусматривают систему принудительной циркуляции с теплоизлучающими радиаторами и теплопоглотителями.
Гидростатические подшипники. Подшипник скольжения, в который смазка подается под давлением (обычно масляным насосом) из внешнего источника, называется гидростатическим подшипником. Несущая способность такого подшипника определяется в основном давлением подаваемой смазки и не зависит от окружной скорости вала.
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК. Смазка подается под давлением из внешнего источника. 1 - шейка вала; 2 - подшипник; 3 - подвод смазки.
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК. Смазка подается под давлением из внешнего источника. 1 - шейка вала; 2 - подшипник; 3 - подвод смазки.

Гидродинамические подшипники. Подшипник скольжения, работающий со смазкой, можно рассматривать как насос. Для того чтобы перемещать вязкую среду из области низкого давления в область высокого давления, необходимо затрачивать энергию внешнего источника. Смазка, прилипшая к контактным поверхностям, при вращении вала сопротивляется полному стиранию и выдавливается в область, где давление повышается, благодаря чему поддерживается зазор между этими поверхностями. Подшипник скольжения, в котором описанным образом создается область повышенного давления, удерживающая нагрузку, называется гидродинамическим.
Подшипники качения. В подшипнике качения трение скольжения заменяется трением качения, благодаря чему снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ.
Шарикоподшипники. Наиболее распространенным подшипником качения является шарикоподшипник. Форму канавок (беговых дорожек) внутреннего и наружного колец подшипника качения необходимо очень точно контролировать при изготовлении, чтобы, с одной стороны, не было проскальзывания шариков относительно кольца, а с другой - они имели достаточно большую площадь опоры. Сепаратор задает точное положение шариков и предотвращает их взаимное трение. Кроме однорядных шариковых подшипников выпускаются подшипники с двумя и несколькими рядами шариков (двухрядные, многорядные), а также подшипники других конструкций.
ШАРИКОПОДШИПНИК. Применяется обычно при сравнительно небольших радиальных нагрузках и больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - шарик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.
ШАРИКОПОДШИПНИК. Применяется обычно при сравнительно небольших радиальных нагрузках и больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - шарик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.

Роликоподшипники. В роликовых подшипниках элементами качения являются ролики - цилиндрические, бочкообразные, конические, игольчатые или витые. Конструкции роликоподшипников тоже разнообразны.
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК. Применяется при больших радиальных и осевых нагрузках и при больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК. Применяется при больших радиальных и осевых нагрузках и при больших скоростях вращения. 1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутреннее кольцо; 4 - сепаратор.

Смазка. Срок службы подшипника качения определяется усталостным износом шариков (роликов) и беговых дорожек в кольцах.Такие подшипники тоже требуют смазки для уменьшения трения и износа. Важное значение имеет рабочая температура, так как при повышенных температурах не только сказывается неодинаковое тепловое расширение элементов подшипника, что ведет к увеличению проскальзывания, а следовательно и износа, но и уменьшается твердость материалов подшипника.
Подшипниковые материалы. Подшипники скольжения изготавливаются из различных металлов, сплавов, пластмасс, композитов и других материалов. Длительное время основным подшипниковым материалом был баббит, запатентованный А.Баббитом в 1839. Этот сплав на основе олова или свинца с небольшими добавками сурьмы, меди, никеля и др. допускает ряд вариантов состава, различающихся относительным содержанием компонентов. Сплавы баббита стали как бы эталоном для оценки других подшипниковых материалов, среди которых - сочетания материалов, хорошо зарекомендовавших себя по отдельности: баббит и сталь; баббит, сталь и бронза; свинец с индием; серебро и сталь; графит и бронза. Среди пластмассовых материалов для подшипников скольжения выделяются найлон и тефлон, не требующие смазки. В качестве материалов втулок подшипников скольжения применяются также углеграфиты, металлокерамики и композиты.
ЛИТЕРАТУРА
Вокресенский В.А. и др. Расчет и проектирование опор жидкостного трения. М., 1983 Гаевик Д.Г. Подшипниковые опоры современных машин. М., 1985 Галахов М.А., Бурмистров А.Н. Расчет подшипниковых узлов. М., 1988

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОДШИПНИК" в других словарях:

  • Подшипник — качения с неподвижным внешним кольцом Подшипник (англ. bearing)(от слова шип)  изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в… …   Википедия

  • ПОДШИПНИК — ПОДШИПНИК, подшипника, муж. (тех.). Опора в неподвижной части машины, на которой лежит шейка (шип) вала или оси. Шариковый подшипник. Роликовый подшипник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОДШИПНИК — ПОДШИПНИК, опора для цапфы (шипа) вала или вращающейся оси, деталь многих машин, приборов, механизмов. Нагрузки в подшипниках воспринимаются телами качения (шариковые, роликовые, игольчатые подшипники) или поверхностью скольжения (например,… …   Современная энциклопедия

  • ПОДШИПНИК — ПОДШИПНИК, опорная деталь, обычно из прочного сплава, используемая для уменьшения трения между движущимися частями механизмов. Некоторые подшипники имеют цилиндрическую форму, они разделяют поверхности движущихся частей, создавая между ними… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • подшипник — подушка, вкладыш, чека, клин, подпятник Словарь русских синонимов. подшипник сущ., кол во синонимов: 4 • микроподшипник (1) • …   Словарь синонимов

  • Подшипник — ПОДШИПНИК, опора для цапфы (шипа) вала или вращающейся оси, деталь многих машин, приборов, механизмов. Нагрузки в подшипниках воспринимаются телами качения (шариковые, роликовые, игольчатые подшипники) или поверхностью скольжения (например,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПОДШИПНИК — опорная деталь, снижающая трение в движущихся частях работающих машин, механизмов и приборов, обеспечивающая вращение или качание их валов и осей и воспринимающая радиальные, осевые и радиально осевые нагрузки. Часть опоры, воспринимающая чисто… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ПОДШИПНИК — опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают подшипники качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка вкладыш, вставленная в корпус машины) …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОДШИПНИК — ПОДШИПНИК, а, муж. Часть опоры вращающейся или качающейся части механизма. Шариковый п. Роликовый п. | прил. подшипниковый, ая, ое. П. завод. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОДШИПНИК — (Bearing) опора для вала со всеми укрепленными на нем деталями; воспринимает силы, действующие на вал. Различают П. трения, скольжения, в которых трущиеся поверхности скользят друг по другу, и П. трения качения шариковые, роликовые и игольчатые.… …   Морской словарь

  • ПОДШИПНИК — деталь, обхватывающая вращающийся вал и служащая для него опорой. П. могут быть неподвижными, т. е. не меняющими свое положение в механизме, или подвижными, меняющими его вместе с обхватываемым валом. В стационарных машинах это коренные П.… …   Технический железнодорожный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»