- ЭСКАЛАТОР
механическое устройство в виде лестницы с движущимися (по принципу бесконечной ленты) ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Эскалаторы чаще всего применяются в многоэтажных общественных зданиях (магазинах, вокзалах и т.п.) и на станциях метрополитена, где требуется перемещать с одного уровня на другой большие потоки людей. Эскалатор шириной 90 см, движущийся со скоростью 30 м/мин, может транспортировать около 6000 человек в час.
ЭСКАЛАТОР. 1 - нижняя входная площадка; 2 - гребенка; 3 - нижняя опора поручневого устройства; 4 - поручень; 5 - ступень; 6 - бегунок цепи и ступени; 7 - цепь ступеней; 8 - натяжное устройство поручня; 9 - тормозные магниты; 10 - приводной механизм поручня; 11 - верхняя опора поручневого устройства; 12 - верхняя входная площадка; 13 - приводной электродвигатель; 14 - пускатель электродвигателя; 15 - регулятор скорости; 16 - тяговая цепь; 17 - главный вал; 18 - ступени, движущиеся обратно; 19 - металлоконструкция; 20 - натяжная каретка.
Первый действующий эскалатор был изготовлен компанией "Отис элевейтор" по соглашению с его изобретателем К.Зеебергером и экспонирован на Парижской выставке 1900. У него были горизонтальные ступени, которые выходили из-под ограждения на одной входной площадке и уходили под такое же ограждение на другой входной площадке. Позднее он был установлен в филадельфийском универсальном магазине фирмы "Гимбел", где эксплуатировался до 1938. Когда Зеебергер разрабатывал свое устройство, которому он дал название "эскалатор", движущуюся лестницу другого типа создал Дж.Рено. Вместо ступенек на бесконечной ленте ее лестничного полотна были продольные рифли, так что на входных площадках не требовались сложные ограждающие устройства, поскольку рифли могли выходить из-под пола и уходить под пол через промежутки горизонтальной "гребенки". В 1921 оба варианта были объединены в новой конструкции с горизонтальными ступенями и продольным рифлением, после чего выпускались эскалаторы только такой конструкции. Ступени большинства эскалаторов движутся на бегунках по направляющим, закрепленным внутри жесткой стальной металлоконструкции эскалатора. Обратно они проходят с нижней стороны, так что их не видно. Для удобства пассажиров предусматривается поручень, движущийся с той же скоростью, что и ступени. Все устройство работает с одним приводным электродвигателем, который обычно располагается в небольшом машинном отделении под полом рядом с верхней входной площадкой. Каждый эскалатор снабжается аварийным тормозом, регулятором скорости и средствами защиты, автоматически останавливающими его в случае обрыва тяговой цепи или поручня, а также в случае непредвиденного реверсирования.
См. также ЛИФТ.
ЛИТЕРАТУРА
Олейник А.М., Поминов И.Н. Эскалаторы. М., 1973 Технические характеристики эскалаторов метрополитенов. М., 1985
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.