ВЕЛИКОВСКИЙ Иммануил


ВЕЛИКОВСКИЙ Иммануил

(Velikovsky, Immanuel)
(1895-1979), еврейско-американский историк, утверждавший, что во II и I тысячелетиях до н.э. Земля пережила ряд катастроф, вызванных сближением с Венерой и Марсом. Родился Великовский 10 июня 1895 в Витебске (Белоруссия) в семье известного гебраиста. Изучал право и древнюю историю в Московском свободном университете, а также медицину в Харьковском и Московском университетах. После получения степени доктора медицины (1921) эмигрировал в Германию. В Берлине основал "Scripta Universitatis", многотомное издание научных трудов под редакцией еврейских ученых (в том числе А.Эйнштейна) с целью подготовить создание Еврейского университета в Иерусалиме. В 1924 переехал в Палестину, где занимался медициной и психотерапией. В 1930 опубликовал научную работу, в которой впервые показал, что нарушение электрической активности мозга является признаком эпилепсии. Изучал психоанализ в Вене у Вильгельма Штекеля и стал первым в Палестине профессиональным психоаналитиком. В 1939 переехал с семьей в Нью-Йорк в надежде завершить там работу над книгой Сновидения Фрейда (Dreams Freud Dreamed), в которой основное внимание было уделено трем персонажам, интересовавшим Фрейда, - Моисею, Эхнатону и Эдипу. В ходе исследований Великовский наткнулся на перевод одного из ключевых памятников египетской письменности - папируса "Речения Ипувера, египетского мудреца". Египетский папирус, который его переводчик Алан Гардинер датировал концом эпохи Среднего царства, описывает ряд событий, практически идентичных "казням египетским", упомянутым в Книге Исхода (VII: 12). В числе этих бедствий - потоки крови, лавина камней и огня; загрязнение Нила, в котором вода стала зловонной и непригодной для питья; падеж скота и гибель урожая; наступление длительного периода тьмы, сопровождавшегося грохотом и свирепыми ветрами; бегство рабов, завладевших драгоценностями богатых египтян; и кульминация катастрофы - разрушительное землетрясение. Эти и другие поразительные совпадения между библейским и египетским текстами заставили ученого выдвинуть гипотезу, что рассказ в Исходе не был вымыслом или легендой, но представлял собой отчет об имевшей место катастрофе, сходным образом описанной египтянами и израильтянами. В египетском и древнееврейском текстах описан катаклизм всемирного масштаба; вскоре поразительно сходные описания были обнаружены в преданиях других народов Европы, Азии, Океании, Африки и Нового Света. Все эти описания катастрофы, хотя и различались в деталях и в мифологическом антураже, совпадали в двух главных пунктах: во-первых, кардинально трансформировалось положение Земли на орбите: "восток" и "запад" поменялись местами, а во-вторых, причиной катастрофы стало некое небесное "божество". О том, что ниспославшими катастрофу великими "богами" в действительности были планеты, недвусмысленно заявляли многие античные авторы, начиная с Платона (Тимей, 22 C-D). Что касается конкретной планеты, то и здесь наблюдается полное единодушие: на небосклоне возникла Венера. Поначалу она явилась в виде огромной "кометы", рожденной, как считалось, Юпитером. Она вызывала страх, и даже спустя тысячелетие люди (особенно в обеих Америках) старались ее умилостивить человеческими жертвоприношениями. В конечном счете Венера утратила свойства кометы и перешла на стационарную орбиту. Впрочем, хотя еще Августин писал, что во времена Моисея и Иисуса Навина "яркая звезда Венера... изменила цвет, размер, форму и курс, чего не было никогда ни раньше, ни позже", Великовский, основываясь на относящихся к первому тысячелетию библейских, исторических, геологических и мифологических источниках, пришел к заключению, что прежде чем Венера стабилизировалась на своей нынешней орбите, она вплотную приблизилась к Марсу. Это вызвало смещение Марса с его орбиты и в период 776-687 до н.э. стало причиной ряда катастрофических сближений Марса и Земли, которые едва не закончились их столкновением.
Пересмотр хронологии. Тезис Великовского о том, что "исход" действительно имел место в указанные в Библии сроки (ок. 1450 до н.э.) и совпал с завоеванием Египта племенами гиксосов, привел к кардинальному пересмотру всей хронологии Древнего мира. При сопоставлении Библии с традиционной историей Египта сразу бросается в глаза, что египетские хроники, описывающие Палестину, ни в одном пункте не совпадают с библейскими текстами, в то время как библейские описания Египта не имеют аналогов в египетских хрониках (тот же парадокс наблюдается и при сопоставлении греческих и египетских хроник с 7 по 4 вв. до н.э.). Более того, попытки археологов синхронизировать египетские и местные хронологии в европейских странах и на Ближнем Востоке привели к возникновению локальных "темных веков" - растянутых на многие столетия периодов полного отсутствия памятников письменности и материальной культуры, равно как и признаков материального и лингвистического обмена между соседними культурами до и после этого "провала в истории". Предложенная Великовским хронология Древнего мира дала возможное решение этого парадокса путем существенного смещения датировки египетской XVIII династии (с 1575-1320 к 1020-800 до н.э.), XIX династии (с 1320-1200 к 665-525 до н.э.) и XX династии (с 1200-1075 к 390-341 до н.э.). XIX и XX династии, о которых известно лишь по египетским хроникам, при этом оказались идентичны XXVI и XXX династиям, сведения о которых встречаются только в неегипетских источниках. Подобный пересмотр хронологии позволил заполнить "темные века" и синхронизировать множество событий. Так, выяснилось, что рассказ о путешествии египетской царицы Хатшепсут в Пунт детально совпадает с описанием посещения царицей Савской царя Соломона, а описание сокрушительного поражения Рамсеса II при Кадеше детально совпадает с описанием разгрома Нехо II в битве с Навуходоносором при Кархемише.
Реакция ученых. Эти революционные гипотезы были изложены в четырех детально документированных исследованиях: Столкновение миров (Worlds in Collision, 1950), Века хаоса (Ages in Chaos, vol. 1-3, 1952-1978), Земля в шоке (Earth in Upheaval, 1955) и Эдип и Эхнатон (Oedipus and Akhnaton, 1960). Хотя идеи автора вызвали большой интерес в научной среде, а его книга Столкновение миров долго оставалась в списках бестселлеров, концепцию Великовского отвергли почти все крупные астрономы и археологи-востоковеды. Попытка запретить книгу Столкновения миров не увенчалась успехом, однако постоянные нападки с использованием таких оценок, как "чудак", "шарлатан", "чокнутый" и "псевдонаука", оказались достаточно действенными. После продолжавшихся четыре десятилетия споров и спустя более 10 лет после смерти Великовского 17 ноября 1979 в Принстоне (шт. Нью-Джерси) лишь немногие ученые открыто поддерживали его теории. Тем не менее результаты космических исследований в последние несколько десятилетий во многом подтвердили центральный тезис Великовского о том, что Венера - новая планета, и опровергли распространенную точку зрения, что Венера вращается по своей нынешней орбите уже в течение нескольких миллиардов лет. В 1950 никто, кроме Великовского, не утверждал, что поверхность Венеры имеет необычайно высокую температуру (в действительности она равна 900° F, или 750° К), что ее обращение вокруг своей оси выказывает признаки недавних катаклизмов (это единственная планета с ретроградным обращением, она вращается вокруг своей оси настолько медленно, что ее "день" длиннее, чем ее "год", а приливы и отливы определяются гравитацией Земли, а не Солнца, хотя приливная тяга Солнца во много раз сильнее земной); и что ее атмосфера должна быть насыщена углеводородными соединениями (американский спутник "Пионер-Венера" в 1979 обнаружил значительное количество "первичного" метана). Еще более надежное подтверждение юности Венеры дала радарная съемка ее поверхности со спутника "Магеллан" в 1990-1991, когда были обнаружены сотни огромных и слишком "свежих" для старой планеты кратеров. К началу 1990-х годов оппозиция астрономов концепции Великовского основывалась главным образом на том, что он не предложил математической модели для своего сценария взаимодействий Венеры, Земли, Луны и Марса, а оппозиция историков - на том, что предложенная им хронология древней истории оставила без объяснения ряд археологических аномалий. Сторонники же Великовского утверждали, что лишь его гипотезы совместимы с новейшими данными о Венере, полученными в ходе космических исследований (и позволили их предсказать), и что математически можно доказать, что соответствия, естественно вытекающие из его хронологии, имеют бесконечно малую вероятность с точки зрения традиционной хронологии Древнего мира.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ВЕЛИКОВСКИЙ Иммануил" в других словарях:

  • Великовский Иммануил — Великовский, Иммануил Иммануил Великовский (англ. Immanuel Velikovsky; 10 июня 1895, Витебск 17 ноября 1979, Принстон, штат Нью Джерси) врач и психоаналитик, создатель неконвенциональных теорий в области истории, геологии и астрономии; в… …   Википедия

  • Великовский, Иммануил — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Великовский. Иммануил Великовский …   Википедия

  • Иммануил Великовский — Великовский, Иммануил Иммануил Великовский (англ. Immanuel Velikovsky; 10 июня 1895, Витебск 17 ноября 1979, Принстон, штат Нью Джерси) врач и психоаналитик, создатель неконвенциональных теорий в области истории, геологии и астрономии; в… …   Википедия

  • Великовский И. — Великовский, Иммануил Иммануил Великовский (англ. Immanuel Velikovsky; 10 июня 1895, Витебск 17 ноября 1979, Принстон, штат Нью Джерси) врач и психоаналитик, создатель неконвенциональных теорий в области истории, геологии и астрономии; в… …   Википедия

  • Великовский — Великовский  фамилия. Известные носители: Великовский, Иммануил (1895 1979)  американский философ ревизионист Великовский, Борис Михайлович (1877 1937)  русский советский архитектор Великовский, Самарий Израилевич (1931… …   Википедия

  • Иммануил — Иммануил, (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль)  мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל‎, «с нами бог»). В форме фр. Emmanuelle (Эммануэль)  французское женское имя. По упоминанию… …   Википедия

  • Царица Савская — (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен …   Википедия

  • Королева Шэба — Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках …   Википедия

  • Царица Македа — Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках …   Википедия

  • Царица Сабская — Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.