- КНИГА
В обычном употреблении слово "книга" обозначает текстовый и (или) изобразительный материал на листах бумаги, которые скреплены вместе и защищены обложкой или переплетом. Оно происходит от распространенного в древнегерманских языках названия подшивки документов с целью их передачи и сохранения (buoh). Первые образцы книг дошли до нас из глубины веков: их возраст насчитывает 5000 лет.
КНИГА МЕРТВЫХ, папирус (Древний Египет).
ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ РУКОПИСЬ поэмы Дж.Боккаччо Тесеида (1340).
СТРАНИЦА ИЗ БИБЛИИ, напечатанной Гутенбергом (1456).
КНИГА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ в изящном кожаном переплете (1517, Венеция).
ФРОНТИСПИС первого издания книги Р. Стивенсона Остров сокровищ (1883).
СОВРЕМЕННОЕ КНИЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Производство книг в большой степени отразило изменения в социальной, экономической и культурной сферах общественной жизни, происходившие в течение десятилетий после Второй мировой войны: повышение уровня жизни и образования в развитых странах; быстрый рост числа потенциальных покупателей книг; расширение выпуска книг в дешевой мягкой обложке и коммерциализация рынка массовой литературы; увеличение числа названий книг, по сюжетам которых осуществляется постановка кино- и телефильмов; законодательство, связанное с ослаблением цензуры. Другие факторы включали появление большого количества книг учебного характера, особенно для внеклассного чтения, выпуск аудиовизуальной продукции, персональных компьютеров и связанного с ними аппаратного и программного обеспечения. Персональные компьютеры стали основным средством интеллектуального труда - редакторской и авторской работы, проектирования, различных видов теоретического анализа, планирования, выполнения деловых операций и маркетинга.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ В АМЕРИКЕ. Первая печатная машина в Америке, изображенная художником 16 в., была сооружена в Мехико в 1539.
ЛИТЕРНАЯ КАССА (19 в.)
РОТАЦИОННАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА, печатающая текст на 10 цилиндрах по мере того, как рабочие вручную подают в нее листы бумаги, была сооружена в 1846 нью-йоркской фирмой "Р. Хоу и компания".
Почти во всех областях коммерческого производства книг набор на букво- и строкоотливных машинах и изготовление металлических клише иллюстраций были заменены сначала на фотонабор, а потом на компьютерные набор и графику. Высокая печать большей частью заменена фотоофсетом и электронными технологиями. Различные стадии производства книг все больше объединяются в системы с непрерывным процессом. Такие системы отличает массовость производства и его высокая оперативность, хотя некоторые из этих технологий пригодны для малотиражного производства, а современные малогабаритные принтеры, подключенные к персональным компьютерам, позволяют легко и быстро напечатать небольшой тираж важного документа. Теперь даже малотиражные издания можно зарегистрировать в каталогах и системах выполнения заказов с помощью индекса ISBN (международный стандартный номер книги). Индексация ISBN первоначально была разработана британской книготорговой сетью в 1965 и принята международным сообществом в 1969 (соответствующее агентство размещено в Берлине). Подобно этому, любой книге гарантируется повсеместное стандартное каталогизирование при наличии у нее индекса CIP (каталогизирование при публикации), устанавливаемого в США при регистрации авторского права. При сравнении с другими средствами массовой информации в демократическом обществе книги оказываются единственными относительно независимыми проводниками культуры, мнений и информации, поскольку их содержание не определяется каким-либо рекламодателем или спонсором, а производство, за исключением очень крупных проектов, требует относительно небольших капиталовложений. Такая независимость обусловливает чрезвычайное разнообразие видов и характера книг. Другая особенность издательского дела заключается в том, что, за относительно немногими исключениями, издатели не владеют собственными печатными и переплетными цехами, хотя набор текстов теперь часто выполняется на настольных компьютерах в издательствах. Печать тиража обычно берут на себя другие организации, часто на договорной основе. Издатели не располагают также и собственными книжными складами. Современное книжное производство можно разделить на несколько категорий, дифференцируемых в соответствии с характером читательской аудитории и методами распространения. Крупные издательские фирмы имеют отделения, занимающиеся некоторыми из этих категорий книжной продукции.
Коммерческие книги для взрослых. Книги этой категории - литературно-художественные, биографические, исторические, по изящным искусствам, поэтические, литературоведческие, политические, по естественным и гуманитарным наукам - предназначены для основной массы читателей. Большинство из них издается в традиционном твердом переплете и продается через книжные магазины розничной торговли.
Книги для детей. Такая продукция разделяется на две основные группы: 1) недорогие книги в мягкой обложке, которые продаются в супермаркетах, небольших магазинах мелких непродовольственных товаров, газетных киосках и обычных книжных магазинах; 2) дорогие, в большинстве случаев заключенные в твердый переплет книги, продаваемые через розничные книжные магазины, а также школьным и публичным библиотекам.
Учебники. В эту категорию входят учебники для начальной, средней и высшей школы; руководства для лабораторных работ; сборники упражнений, контрольных работ и близкие по направленности учебные материалы; озвученные учебные фильмы; слайды и магнитофонные записи, а также приобретающие все большее значение образовательные компьютерные программы для использования на персональных компьютерах.
Книги в мягкой обложке. Два главных фактора позволили производить и продавать миллионы экземпляров недорогих изданий классической и разнообразной современной художественной и документальной литературы. Один из них - разработка высокоскоростных ротационных печатных машин для производства книг и высокопроизводительное переплетное оборудование, с помощью которого тетради (блоки страниц) приклеиваются, а не пришиваются к переплету. Другой фактор - использование системы массового распространения, аналогичной той, какая существует для журналов и газет. Первоначально производство книг в мягкой обложке ограничивалось почти исключительно перепечаткой книг, выпущенных ранее в твердом переплете, однако после того как книги в обложке завоевали спрос миллионов читателей, появились оригинальные книги в такой обложке еще большими тиражами. Стали планироваться издания потенциальных бестселлеров в твердом переплете и мягкой обложке.
Справочные и подписные издания. Словари, альманахи, атласы, географические справочники, библиографии и другие справочные пособия всегда занимали видное место в книгоиздательском деле. Например, энциклопедии Ф. А. Брокгауза начали выходить с 1808, а многие современные издатели, выпускающие литературу по основным видам профессий, регулярно публикуют справочники, продающиеся через магазины и по почте. Главное место в области издания справочных книг занимают фирмы, выпускающие многотомные энциклопедии, продаваемые с помощью прямого предложения - через продавцов, развозящих книги по домам, или посредством рекламы по почте либо в средствах массовой информации. Производство крупных справочных пособий требует участия многих редакторов, работающих в контакте с еще большим количеством ученых-авторов. С начала 1990-х годов все большее число энциклопедий записывается на компакт-диски (CD-ROM), т.е. в электронной форме для просмотра на компьютере.
Научная и техническая литература. Прагматическая концепция книжного производства подстраивается к быстрому прогрессу в области фундаментальных и прикладных исследований. Поэтому всегда есть постоянно расширяющийся рынок для книг по математике, естественным наукам, технике, прикладным наукам, технологиям, в т.ч. компьютерным, и управлению производством и бизнесом. При выпуске научной и технической литературы издательские и производственные расходы и, следовательно, цены выше, чем для большинства обычных книг, но издательский риск ниже, поскольку такие книги предназначены главным образом для стабильной профессиональной аудитории.
Юридическая и медицинская литература. Издание книг по юриспруденции охватывает две главные области: 1) факты законодательства, т.е. кодексы, тексты законов и законодательных актов; 2) учебники, научные труды, сборники решений судов, комментариев, инструктивные материалы и т.д., часто издаваемые в форме блокнотов с отрывными или вложенными листами. Эта область издательской деятельности требует наличия больших штатов корреспондентов, тесного сотрудничества с государственными органами и оборудования, способного быстро выпускать большие объемы материалов. Подавляющее большинство медицинских текстов, научных трудов, периодических изданий и справочных пособий публиковалось немногими специализированными издательствами и отделениями медицинской книги диверсифицированных фирм. Все большее число как юридических, так и медицинских книг, поскольку они содержат большие объемы сложной информации, издается на электронных носителях.
Университетские книжные издательства. Университетские издательства обычно работают на некоммерческой основе и обязываются публиковать результаты научных исследований, а также работы теоретического и специального практического значения в своих регионах. Их книги продаются по почте, а также через университетские и обычные книжные магазины. Очень немногие университетские издательства имеют собственные производственные комплексы. Большинство таких издательств ищет и отбирает рукописи для опубликования не только в своих университетах; каждое издательство стремится публиковать книги по ограниченному, традиционному для него кругу тем, сохраняя, тем не менее, открытость для авторов любых специальностей. Объем продаж книг большинства университетских издательств весьма мал по сравнению с книгами по популярным направлениям. Большинство этих издательств стремится к высокому качеству оформления книг (в пределах располагаемых средств). Расходы университетских издательств покрываются частично продажей книг, частично выплатой гонораров в виде зарплаты авторам - сотрудникам университета и частично за счет субсидий частных и государственных фондов и других источников финансирования текущей работы и специальных программ.
Книжные клубы. Не входя в систему книжных издательств, книжные клубы очень важны для распространения книг среди потребителей. Подходящие книги выбираются одним или несколькими экспертами по спискам, предоставляемым издательствами, экземпляры книг или права на клубные издания покупаются у издательств, а отобранные книги периодически рассылаются по почте членам клуба или подписчикам, которые заранее извещают о готовности купить определенное количество книг в год, часто по ценам ниже розничных.
Издание книг по почтовым заказам. Хотя почтовая система используется для продажи книг многих типов, существует особая категория издательств, которые выпускают книги специально для продажи через тщательно организованную систему почтовых заказов. Такой литературой могут быть отдельные справочные пособия - руководство по здоровому образу жизни, серия изданий по искусствам, наукам, истории либо другим областям деятельности или знаний. Издание этих книг входит в перспективные планы издательств в соответствии с тщательно разработанной программой, а текст, иллюстрации и оформление прорабатываются в больших подробностях. Для подготовки книг такого рода набираются штаты ученых-авторов и редакторов, изучаются рынки сбыта и каналы распространения, а компания продажи подготавливается заранее и проводится по запланированной стратегии. В середине 1990-х годов многие издательства и некоторые крупные книжные магазины (например, "Блэкуэлл" в Оксфорде, Англия) организовали внушительные по своему масштабу центры почтовых заказов через Интернет.
Новые информационные средства и технологии. Уже в 1960-х годах аудиовизуальные информационные средства стали использоваться в школах и программах производственного обучения, а многоотраслевые фирмы и крупные издательства учебной литературы увеличили выпуск учебных фильмов, магнитофонных записей и микроносителей информации. Однако, за немногими исключениями, книжные издательства не участвовали в подготовке таких материалов. С другой стороны, по мере того как компьютеры находили все большее распространение в издательском деле, возникла потребность создавать, хранить и передавать в электронной форме базы данных для производства справочных пособий. Растущий интерес к домашним компьютерам поддерживался выпуском сотен компьютерных программ, совместимых с различными компьютерными системами. Эти программы (в т. ч. игровые) удовлетворяли самые разнообразные образовательные, профессиональные, практические и культурные потребности взрослых, молодежи и детей.
См. также КОМПЬЮТЕР. В 1990-х годах эта подвижка в сторону электронных средств информации составляла главную тенденцию развития издательского дела. Большинство специалистов склоняется к тому, что некоторые категории книг, в частности занимательные романы, предназначенные для обстоятельного чтения и получения удовольствия, предпочтительно публиковать в традиционной форме. С другой стороны, объемистые, сложные справочные пособия, а также мультимедийные работы, особенно для детей, следует издавать преимущественно или исключительно в электронной форме. Всемирная компьютерная сеть Интернет представила еще одно чрезвычайно эффективное средство публикации и распространения книг. В конце 1990-х годов многие учреждения в развитых странах имели доступ к Интернет, постоянно растет и количество домашних компьютеров, оснащенных модемами. Главным препятствием к публикации через Интернет является недостаточная защита авторских прав. Быстро растущей составляющей информационной индустрии, начиная с 1970-х годов, стали устройства ввода - вывода с использованием микрофотоносителей данных, посредством которых содержание целых библиотек можно хранить в миниатюризированной форме и воспроизводить в фотографической или электронной форме для просмотра либо печати в виде факсимиле. К 1990-м годам устаревшие микроносители, например микрофильмы и микрофиши, стали вытесняться устройствами цифрового формирования изображений и оптического распознавания символов. Хотя электронная книга, предложившая блестящие возможности для поиска материалов и составления указателей, в других отношениях оказалась не полностью адекватной заменой печатной книги, ускоренный перевод книг в цифровую форму означал глубокий переворот в культуре, который по масштабу можно сравнить с изобретением книгопечатания Гутенбергом. Еще одним радикальным изменением была фактическая замена к концу 1970-х годов металлического набора и высокой печати сочетанием процессов фотонабора (который сам позднее был вытеснен компьютерным набором), электронного сканирования и получения изображений и офсетной печати. Кроме того, распространение персонального компьютера изменило характер как типографского, так и издательского дела. Все современные программы обработки текстов (того типа, какой использует большинство писателей) способны создавать отпечатанный на лазерном принтере документ высокого качества, и если человек за клавиатурой имеет доступ к интерактивному издательскому программному обеспечению, несколько более широкому набору шрифтов и некоторый скромный набор специальных знаний, то он способен создать фоторепродуцируемый оригинал-макет для типографии, который может поспорить по качеству исполнения с работой профессионального наборщика. К концу 1980-х годов почти все издательства требовали от своих авторов дискету с записью текста в формате стандартного текстового процессора. Фактически функция набора и форматирования - за исключением книг необычайной типографской сложности - была отобрана у типографий и теперь почти полностью сосредоточена в руках автора и издательства. Теперь в типографии обычно просто перелистывается, для контроля, уже готовый документ и решаются технические проблемы выпуска тиража.
См. также ПОЛИГРАФИЯ.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Поиск и отбор рукописей. Предлагаемые для публикации рукописи поступают из разнообразных источников. Каждое крупное издательство ежегодно получает тысячи заказанных и не заказанных рукописей, которые оцениваются штатными или нештатными рецензентами. Заключения рецензентов тщательно просматриваются ведущими редакторами; материалы, заслуживающие внимания, отдаются на второе и третье рецензирование перед тем, как вынести решение о принятии либо отклонении рукописи. Отклоненные рукописи возвращаются авторам, обычно с письменным уведомлением об отказе; в некоторых случаях редактор пишет объяснительную записку тем авторам, чьи работы представляются подающими надежды или были отклонены по причине сходства с другими книгами, уже принятыми к опубликованию. Издательства стремятся формировать сбалансированные планы издания книг, с тем чтобы в их квартальных выпусках продукции не было избытка похожих книг, хотя атмосфера жесткой конкуренции заставляет многие издательства больше заботиться о выпуске хорошо продающихся книг, чем прежде. Как правило, от рецензентов ждут суждений о содержательных и литературных достоинствах книги наряду с ее ожидаемой реализуемостью, а также о ее актуальности и перспективности автора. Ввиду огромного объема и разнообразия рукописей, представляемых в издательство авторами и их агентами, редакторы в большой мере полагаются на вкус и компетентность суждений рецензентов. Издательства также пользуются услугами редакционных уполномоченных или посылают редакторов в университетские центры, на конференции писателей и в другие места, где можно найти годные к публикации работы. Многие книги представляются на рассмотрение и принимаются к изданию на основании конспективного изложения содержания и одной или двух пробных глав. Это особенно справедливо в отношении документальной и научной литературы, хотя некоторые произведения беллетристики оцениваются таким же образом. Часто редакционный совет (состоящий, как правило, из главного редактора, руководителя редакции, художника-оформителя и одного либо нескольких ведущих редакторов) разрабатывает идею книги или серии книг, а потом ищет автора (авторов) для ее написания.
Редакционные процессы. То обстоятельство, останется ли удачливый автор верным издательству, которое опубликовало его первую книгу, зависит главным образом от чрезвычайно деликатных отношений между автором и редактором. Атмосфера доброжелательности и понимания, поддержки и воодушевления обычно вызывает ответное стремление автора продолжать сотрудничество с издательством, даже несмотря на то что другие издательства могут попытаться переманить автора, дав ему гарантии более высоких гонораров. Некоторые авторы следуют за своим редактором, когда тот переходит в другое издательство. Повальный в конце 20 в. процесс слияний издательских фирм породил целую прослойку мигрирующих между разными издательствами редакторов и авторов. Редактор, работающий над книгой, является лицом, профессионально наиболее близким к автору и наиболее хорошо осведомленным о возможностях книги. Поэтому он несет ответственность за правильную координацию сложных процессов, ведущих к публикации книги.
Редактирование рукописи и чтение корректур. Перед тем как рукопись посылается в типографию, она должна быть отредактирована. Конечно, редактор, работающий непосредственно с автором, может указать ему в начале совместной работы на какие-то необходимые крупные изменения стиля или композиции, однако как редактор текста он несет ответственность за правильность орфографии, пунктуации, грамматики, употребления прописных букв, точность фактов и логичность изложения. В прошлом эта работа обычно выполнялась штатными сотрудниками, но сегодня все чаще к ней привлекаются нештатные редакторы. Научные и технические книги могут потребовать более пристального внимания к форме представления материала, даже в такой степени, чтобы их полностью переработал другой литературный работник; такой работник может не быть столь же хорошо осведомленным о специфике предмета, как сам автор, однако он должен быть способен выразить авторские мысли максимально ясно. До появления компьютерного набора типография представляла в издательство несколько комплектов оттисков гранок - отпечатков на длинных, узких листах бумаги с полос набора в металлических лотках до разделения их на страницы определенной длины. Один комплект гранок посылался автору для внесения окончательных исправлений; типографские и редакционные ошибки исправлялись корректорами, состоявшими в штате типографии и издательства. Однако теперь автору чаще всего дают комплект оттисков страниц (в том виде, в каком они будут в книге), иногда после внесения в них исправлений корректором и редактором. На этой стадии издательского процесса автора просят вносить в текст как можно меньше изменений, поскольку обширная правка потребовала бы дорогостоящего перенабора рукописи; в большинстве договоров с авторами определяется максимальное количество исправлений, которые автор может внести бесплатно.
Корректурные оттиски страниц книги, переплетенные в бумажную обложку, используются издательством для представления книги книжному клубу или иному потенциальному оптовому покупателю, а также составителям предпубликационных отзывов, директорам крупных книжных магазинов и авторитетным литераторам, чьи похвальные оценки послужили бы хорошей рекламой книге.
Производство. После того как закончен процесс редакционной подготовки рукописи, она передается в производственный отдел, где управляющий производством, зная объем книги и ее формат, заказывает бумагу и переплетные материалы, заключает договора с типографией и переплетной мастерской на ее производство. Сигнальные экземпляры полностью готовой книги доставляются в издательство примерно за месяц до того, как тираж поступит в широкую продажу. Первый тираж книги обычно составляет 5000-10 000 экземпляров; в случае книги стихов он может не достигать и 1000 экземпляров. Первые тиражи потенциальных бестселлеров намного превышают указанные цифры. Договора и другие юридические вопросы. Издательство заключает договор с автором, который обязуется представить в целом законченную работу в оговоренном объеме к определенному сроку. В этом договоре автор ручается, что его работа будет оригинальной; устанавливается размер авторского гонорара; формулируется раздел о дополнительных правах; наконец, издательство принимает на себя или соглашается защищать авторское право на выполняемую работу.
Авторское право. До публикации автор обладает бессрочным и безусловным правом собственности на свое произведение. Однако публикация подразумевает передачу произведения в общественное пользование, и для получения защиты автор (или издательство, выступающее от его имени) должен принять положения закона об авторском праве той страны, где публикуется его произведение. Международное авторское право приобретается при публикации произведения в одной из стран, присоединившихся к Бернской или Женевской конвенции об авторском праве. Женевская конвенция предусматривает, что произведения граждан стран-участниц, впервые опубликованные в какой-либо стране, защищаются во всех странах-участницах знаком (c), именем заявителя авторского права и годом публикации. Согласно Бернской конвенции, защита авторского права на произведение обеспечивается без соблюдения каких-либо формальных условий, в частности без использования знака авторского права.
Авторский гонорар. Авторский гонорар выплачивается автору издательством обычно на основе определенной доли от розничной цены книги; часто она составляет 10% для первых 5000 проданных экземпляров, 12,5% - для следующих 5000 и 15% - для всех последующих. Заключение договора обычно сопровождается выдачей автору аванса, до выплаты ему гонорара в виде процентного отчисления с каждого проданного экземпляра книги; сумма аванса колеблется в среднем от 3000 долл. за первый роман до 50 000 долл. и более за новый роман выдающемуся автору высокохудожественных бестселлеров.
Дополнительные права. В договоре также фиксируется распределение между автором и издателем дополнительных прав. Если не установлены особые условия договора, право на первую публикацию в периодическом издании, например в журнале, до выхода в свет книги принадлежит автору; право на публикацию в периодическом издании после выхода книги в свет принадлежит издательству, причем определенный процент выручки от издания должен выплачиваться автору; право разрешать перепечатку книги, ее выпуск в сокращенном варианте или издание книжным клубом сохраняется за издательством, но выручка от продаж делится поровну с автором; автор сохраняет за собой право разрешать перевод книги, постановку спектакля и экранизацию, хотя издательству в этом случае отчисляется небольшой процент дохода.
СИСТЕМА СБЫТА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Система сбыта обеспечивает создание благоприятных условий для распространения книги, ее рекламирование и продажу, что в издательской практике обычно считается единым процессом. Он начинается еще до того, как книга поступит в печать, и охватывает исследование рынка, планирование рекламы и продвижения книги; для его осуществления объединяются усилия редакторов, производственников и специалистов по рекламе и распространению.
Продажа. Типичное издательство имеет отдел сбыта с заведующим и несколькими сотрудниками, число которых зависит от масштабов предприятия. Издательство может быть также представлено в некоторых областях рынка агентами, работающими за комиссионные, которые могут продавать книги и других издательств. Издательства предоставляют скидки розничным торговцам, которые колеблются от 25 до 40% прейскурантной цены для отдельных экземпляров и от 45 до более 50% ее значения при заказе торговцами нескольких сотен экземпляров. Книготорговцы обычно сохраняют возможность возвращать непроданные экземпляры с выплатой кредита в течение времени от трех месяцев до года после публикации. Перекупщики берут эти экземпляры за небольшую долю первоначальной продажной цены. Они перепродают их торговцам, занимающимся продажей остатков, или книжным магазинам для распродажи по сниженным ценам. Продажа книг библиотекам производится непосредственно издательствами или фирмами, занимающимися оптовой торговлей. Школьные библиотеки приобретают значительную долю тиража детских книг, многие из которых издаются в прочных "библиотечных" переплетах. Библиофилы временами жалуются на то, что теперь стало гораздо меньше небольших книжных магазинов, чем прежде; с другой стороны, замечательным достижением был ввод в строй огромных книжных магазинов. Такие магазины не только предлагают читателям сотни тысяч названий книг, но и имеют привлекательное оформление и кафетерии; в них периодически проводятся литературные чтения и встречи с авторами.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Библиотеки Конгресса США.
Другим значительным новым средством продажи книг является всемирная компьютерная сеть Интернет; в течение 1990-х годов многие издательства и книжные магазины открыли в ней свои страницы (Web-страницы), представляющие их новые книги. Поскольку эта сеть потенциально является мощным и сравнительно недорогим рекламным средством, непосредственно достигающим миллионов читателей на работе и дома, она в перспективе является "золотым дном" для небольших и специализированных издательств со скромными рекламными бюджетами, давая им возможность более эффективно состязаться с крупными издательствами за внимание читателей.
См. также ИНТЕРНЕТ И ДРУГИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. Оформление счетов, отгрузка, бухгалтерский учет. Службы, занимающиеся этими вопросами, считаются в широком смысле конечным звеном в цепи системы сбыта, однако они четко разделяются по своим функциям и обычно управляются отдельно. Традиционно большие по объему ввиду сотен или тысяч названий книг, одновременно продаваемых издательством (часто единичными экземплярами), указанные операции в большой степени компьютеризованы. Эти стадии процесса сбыта включают единообразную систему регистрации книг и покупателей, системы приема заказов через терминалы в пунктах сбыта, оперативную библиографическую систему, компьютеризованное управление складами, оформление счетов и финансовую отчетность.
ЛИТЕРАТУРА
Пикок Д. Издательское дело: Книга - от замысла до упаковки. М., 1998
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.