МУСОРГСКИЙ Модест Петрович

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.
МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ. Портрет работы И. Е. Репина.

(1839-1881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель - пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы ("Могучей кучки"), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 - в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 - в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений - замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер - "большой" романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863-1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от "натуральной" школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый "польский" акт и новый финал - народный бунт ("Под Кромами"), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868-1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875-1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой - Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным - раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным - кроме вокальных циклов - крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы - Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е. Репин и написал известный портрет композитора). Умер Мусоргский 28 марта 1881.
Критическая оценка. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия - Борис Годунов и несколько вокальных произведений; другие вещи остались неопубликованными, а две оперы - незаконченными. Давний друг Мусоргского Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все сочинения Мусоргского. Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Это коснулось также Бориса Годунова, в котором Римский-Корсаков сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова, и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Целью Римского-Корсакова было прежде всего придать профессионально безупречный облик остро самобытной и часто неуклюжей, с обычной точки зрения, манере Мусоргского. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, "эмпирическая" гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Идеалом Мусоргского, как и многих других русских художников и писателей 1860-х годов, была не стройность формы, а правда жизни. Лучшие из песен композитора, лучшие страницы его опер представляют собой сцены, непосредственно подсмотренные в действительности и затем с поразительной оригинальностью и убедительностью воплощенные в музыке. Живой струей в произведения Мусоргского вливается лирика, идущая от народной песенности: в песне композитор видел важнейший элемент национального самосознания. Созданию шедевра - оперы Борис Годунов, где стиль Мусоргского достигает гармоничной уравновешенности, немало способствовали замечательное драматургическое чутье композитора. Еще большее значение народная песенность приобретает в сочинениях следующего периода, особенно в опере Хованщина. Мусоргский, самый яркий представитель русской "Пятерки" - "Могучей кучки", был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию "пустые" аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции Бориса Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).
ЛИТЕРАТУРА
Хубов Г. Мусоргский. М., 1969 Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975 Рахманова М. Мусоргский и его время. - Советская музыка, 1980, №№ 9-10 М.П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "МУСОРГСКИЙ Модест Петрович" в других словарях:

  • Мусоргский, Модест Петрович — Модест Петрович Мусоргский Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Мусоргский Модест Петрович — Модест Петрович Мусоргский Русский композитор Дата рождения: 9 (21) марта 1839 Место рождения: село Карево, Торопецкий …   Википедия

  • Мусоргский Модест Петрович — (1839—1881), композитор. С 1849 жил в Петербурге. В 1852—56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой произведён в прапорщики лейб гвардии Преображенского полка. В эти же годы занимался у… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Мусоргский Модест Петрович — (1839 81), рус. композитор, участник «Могучей кучки». В 1852 56 учился в той же Школе юнкеров, что и Л. Подчеркивая мировое значение рус. композиторов и писателей, М. в письме к В. В. Стасову из Петербурга (от 18 окт. 1872) писал: «Глинка и… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Мусоргский Модест Петрович — [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, ≈ 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии М. писал: «... ознакомление с духом… …   Большая советская энциклопедия

  • МУСОРГСКИЙ Модест Петрович — (1839 81) российский композитор, член Могучей кучки . Создал монументальные народные музыкальныые драмы Борис Годунов (1869, 2 я редакция 1872) и Хованщина (1872 80, завершена Н. А. Римским Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мусоргский Модест Петрович — Мусоргский, Модест Петрович знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня… …   Биографический словарь

  • Мусоргский Модест Петрович —       (1839 1881), композитор. С 1849 жил в Петербурге. В 1852 56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой произведён в прапорщики лейб гвардии Преображенского полка. В эти же годы занимался у… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Мусоргский Модест Петрович — (1839 1881), российский композитор, член «Могучей кучки». Эстетические воззрения Мусоргского связаны с подъёмом национального самосознания 1860 х гг. Музыкальный язык Мусоргского, отличавшийся радикальной новизной, оказал воздействие на многие… …   Энциклопедический словарь

  • Мусоргский, Модест Петрович — (1839 1881) талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»