ЛАДЫ

ЛАДЫ

в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин только к звукорядам древнегреческим и средневековым церковным, а также к звукорядам музыкального фольклора разных народов, восточных и примитивных культур. Древнегреческие лады состоят из двух соединенных тетрахордов, каждый из которых содержит два целых тона и один полутон, при движении сверху вниз (например, фа - ми - ре - до). Эти лады в большей мере характеризуются высотным положением, нежели отношениями между входящими в них тонами. В древнегреческих звукорядах выделяются две важнейшие позиции - доминанта и конечный тон (финалис). Доминанта обозначает центр, вокруг которого происходит наиболее активное мелодическое развитие; конечный тон обозначает пункт, от которого строится лад. Из семи древнегреческих ладов основными являются четыре - дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский, которые начинаются, соответственно, от тонов ми, ре, до, си. С ними тесно связаны лады гиподорийский, гипофригийский и гиполидийский, которые имеют те же опорные тоны, но иной порядок следования тетрахордов. Произведения, построенные на разных ладах, различались как по диапазону, так и по характеру мелодики; древние греки давали ладам образные характеристики: дорийский лад считался "мужественным", лидийский - "женственным", фригийский - "страстным", миксолидийский - "скорбным". Церковные лады европейского Средневековья составляли фундамент не только григорианского пения, но и всей музыки примерно до начала 17 в. Раньше полагали, что церковные лады непосредственно происходят из древнегреческих, однако теперь вполне ясно, что между двумя системами существуют важные различия. Так, церковные лады имеют не нисходящее, а восходящее строение (начинаются от тонов ре - ми - фа - соль). Сохраняя древнегреческие наименования, они имеют другие конечные тоны; например, дорийский средневековый лад начинается от ре, а не от ми. Двенадцать церковных ладов составляют шесть пар, в каждой из которых один лад называется "автентическим", а второй - "плагальным". Автентический лад - это диатонический звукоряд октавного диапазона, где главным центром является конечный тон; плагальный лад располагается на кварту ниже соответствующего автентического лада, но сохраняет тот же конечный тон. Наиболее же существенное различие между древнегреческими и средневековыми церковными ладами связано с проблемой ладовых тяготений. В греческом ладе нет тяготения к конечному тону. В средневековом ладе, где появляются добавочные тона (например, полутон между седьмой и восьмой ступенью), возникает сильное тяготение к конечному тону. Это разрушало индивидуальность каждого церковного лада, и в конце концов модальность, т.е. характерность каждого лада, была сведена к мажору и минору, которые и стали основой музыки Нового времени.
См. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ. В эпоху Средневековья существовал также термин "ритмические лады", который прилагался к шести основным ритмическим размерам (хорей, ямб, дактиль, анапест, спондей и трибрахий), доминировавшим в музыке 13 в.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М., 1976 Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЛАДЫ" в других словарях:

  • лады — идет, хорош, есть такое дело, быть так, о кей, договорились, добре, чудненько, ладно, все в порядке, прекрасно, добро, пусть будет так, так тому и быть, ладушки, согласен, отлично, быть по сему, пожалуйста, по рукам Словарь русских синонимов.… …   Словарь синонимов

  • ЛАДЫ — ЛАДЫ, частица (прост.). 1. То же, что ладно (см. ладный во 2 знач.). 2. То же, что хорош (см. хороший в 13 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • лады — ЛАДЫ, ЛАДУШКИ2, ЛАДЫШКИ, межд., част. и в зн. сказ. Все в порядке, о’кей, ладно, договорились, прекрасно. Ср. уг. «лады» в том же зн …   Словарь русского арго

  • лады́ — лады, ов (у муз. инструментов) …   Русское словесное ударение

  • Лады — I мн. 1. Поперечные деления на грифе щипково струнных музыкальных инструментов. 2. Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов. 3. Кнопки гармоники. II мн. разг. сниж. Согласие, мир, порядок, лад I. III част. разг. сниж.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Лады — I мн. 1. Поперечные деления на грифе щипково струнных музыкальных инструментов. 2. Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов. 3. Кнопки гармоники. II мн. разг. сниж. Согласие, мир, порядок, лад I. III част. разг. сниж.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Лады — I мн. 1. Поперечные деления на грифе щипково струнных музыкальных инструментов. 2. Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов. 3. Кнопки гармоники. II мн. разг. сниж. Согласие, мир, порядок, лад I. III част. разг. сниж.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ЛАДЫ — (речн.) пазы в обшивке или между деревянными досками палубы. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • лады — [4/0] отлично, хорошо, договорились. Лады, увидимся завтра. Уголовный жаргон …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Лады, что у кошки с собакой. — Лады, что у кошки с собакой. См. ССОРА БРАНЬ ДРАКА …   В.И. Даль. Пословицы русского народа


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»