- ХОЛСТ Густав Теодор
(Holst, Gustav Theodore) (1874-1934), английский музыкант, необычайно оригинальный композитор. Родился 21 сентября 1874 в Челтнеме (графство Глостершир); его отец был пианистом; дед и прадед - композиторами. Семья Холстов - выходцы из Швеции. Холст окончил школу в Челтнеме, затем изучал композицию в лондонском Королевском музыкальном колледже, где осваивал игру на тромбоне. Он намеревался стать пианистом, но этому помешал неизлечимый неврит правой руки. Еще в студенчестве Холст дирижировал "социалистическим хором" в доме У.Морриса и изучал санскрит в Школе восточных языков. Свою профессиональную деятельность начал первым тромбонистом и репетитором оркестра в оперной труппе К.Розы. Начиная с 1903 Холст отдавал большую часть времени преподаванию в школах и вечерних учебных заведениях. Под воздействием Р.Воан-Уильямса (их дружба длилась много лет) он загорелся идеей о возрождении народной английской песни и переиздании старинных (16 в.) английских мотетов, мадригалов, песен с аккомпанементом лютни. Со своими студентами в Морли-колледже он устраивал любительские представления малоизвестных театральных произведений Г.Перселла. В течение Первой мировой войны Холст находился с английскими войсками на Ближнем Востоке, занимаясь там просветительской деятельностью. После войны преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже и в Редингском университете; с 1923 отказался от преподавания, решив больше времени посвящать композиции. Однако иногда все же выступал с публичными лекциями и в 1932 вел курс в Гарвардском университете. Первой выдающейся работой Холста как композитора стала короткая камерная опера Савитри (Savitri, 1908), а первым произведением, признанным публикой, - большая симфоническая сюита Планеты (The Planets, 1914-1917). Другие характерные для стиля Холста и часто исполняемые произведения - сюита для струнных (St. Paul's Suite for Strings, 1914), Гимн Иисусу (The Hymn of Jesus, 1917), Ода смерти (Ode to Death, 1917) и музыка к балету Круглый дурак (The Perfect Fool, 1922). Популярность композитора снизилась в середине 1920-х годов: публика была озадачена его Хоровой симфонией (Choral Symphony, 1924). Зрелые произведения позднего периода, такие, как Эгдонская пустошь (Egdon Heath, 1927), Кузнец (Hammersmith, 1930) и Хоровая фантазия (Choral Fantasia), отличаются суровой простотой, которую оценили по достоинству лишь в 1960-е годы.
Умер Холст в Лондоне 25 мая 1934.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.