- ПЕРСЕЛЛ Генри
(Purcell, Henry) (1659-1695), английский композитор. Родился, по-видимому, в Лондоне. О жизни Перселла известно немного, не установлена даже личность его отца. Известно, что композитор женился в 1681, имел шестерых детей и умер, мало что оставив вдове. Судя по сочиненным им застольным песням, Перселл был типичным англичанином эпохи Реставрации. Его профессиональная жизнь почти целиком прошла в Королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. В детстве он пел в хоре мальчиков Капеллы, затем был настройщиком деревянных духовых в королевском оркестре, настройщиком органа Аббатства, композитором королевского оркестра скрипачей, органистом Вестминстера и, наконец, органистом и членом Королевской капеллы. Основное музыкальное образование Перселл получил, когда пел в хоре Капеллы, но возможно также, что он брал частные уроки у М.Лока и Дж.Блоу. Нет никаких сведений о том, что композитор выезжал за пределы Англии. Умер Перселл в Лондоне 21 ноября 1695. Основу наследия Перселла составляют композиции, созданные "на случай", т.е. связанные с королевской семьей и церковными службами в Капелле и в Аббатстве. Среди духовных произведений композитора не менее 60 антемов (церковных песнопений), 5 полных служб и множество пьес для солирующих голосов. Ряд антемов Перселла исполняется до сих пор; большие строфические антемы композитора представляют собой высочайший образец данной формы. Светская деятельность Перселла во многом связана с театром: он сочинил музыку по крайней мере к 44 пьесам, а также является автором 6 более или менее полных опер. Наибольшей известностью пользуется Дидона и Эней (Dido and Aeneas, ок. 1689), первая великая английская опера. Значение Перселла в истории английской музыки обусловлено не только гениальной одаренностью композитора и свежестью его идей, но и достигнутым им синтезом более утонченной континентальной европейской культуры с еще малоразвитыми выразительными средствами английской музыкальной речи. Его гибкий и ясный способ использования интонационных особенностей родного языка до сих пор остается непревзойденным. Перселл оказался последним англичанином, развивавшим чисто национальную музыкальную традицию; в следующем столетии она была почти целиком вытеснена модными европейскими веяниями. Когда в начале 20 в. английские композиторы обратились к истокам национальной традиции, их прежде всего привлекло наследие Перселла; его творчество оказало решающее воздействие на таких авторов, как Э.Элгар, Р.Воан-Уильямс, Б.Бриттен.
ЛИТЕРАТУРА
Конен В. Перселл и опера. М., 1978 Уэстреп Дж. Г.Перселл. Л., 1980
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.