РОЗАНОВ Василий Васильевич

РОЗАНОВ Василий Васильевич

(1856-1919), русский философ, писатель, публицист, религиозный мыслитель. Родился в городе Ветлуга Костромской губернии 20 апреля 1856. Ранняя смерть отца лишила семью относительного материального благополучия. Последовали годы "жизни на грани нищеты". "Я вышел из мерзости запустения", - писал впоследствии Розанов. После смерти матери Розанова воспитывал его старший брат. Гимназическое образование Розанов завершил в Нижнем Новгороде. Среди духовных наставников юного Розанова - Белинский, Писарев, Добролюбов, а также популярные в России в 1860-1870-е годах Милль, Фохт, Бокль. Розанов окончил историко-филологический факультет Московского университета (1878-1882). В течение одиннадцати лет после окончания университета работал учителем гимназии в провинции. В 1893 переехал в Петербург и работал чиновником. В 1899 он оставил службу и стал постоянным сотрудником "Нового времени" А.С.Суворина, где и работал вплоть до закрытия газеты в 1917. Первый значительный философский труд Розанова - О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания (1886). Книга на встретила никакого отклика, что стало серьезным потрясением для автора. "Встреть книга какой-нибудь привет, - я бы на всю жизнь остался "философом". Но книга ничего не вызвала... Тогда я перешел к критике, публицистике...", - вспоминал Розанов. "Понимание" в книге Розанова - универсальное метафизическое начало, "потенциально" способное определить цельность знания и бытия, единство "познающего, познавания и познаваемого". Именно понимание связывает, реально преодолевая всяческий дуализм, "параллельные" миры бытия и разума. Раскрыть то, что уже дано в сознании, "но только закрыто еще, непознанное" - это, по Розанову, и является основной задачей философского разума. Неповторимый розановский литературный стиль формируется в 1890-е годы, когда он, обосновавшись в Петербурге и поддерживая близкие отношения с видными представителями российского консерватизма (Страховым, Леонтьевым, Рачинским и др.), все силы отдает публицистике. При всех изменениях мировоззренческой позиции Розанова, его, как и Леонтьева, можно считать "идейным консерватором". Он был таковым, когда утверждал, что формирование личности определяется "типом жизни" и что только в религии человек получает "полноту сознания о себе", а истинной школой в конечном счете является семья. В русле консерватизма он рассуждал о возможностях "отсечения" русско-славянского мира от Запада, погружающегося в духовный и культурный кризис. Не прошел Розанов-консерватор и мимо марксизма, отметив его идеологическое сходство с народничеством. Критически относился к литературному декадентству, усматривая его корни в западном реализме и натурализме. Центральной философской темой в творчестве зрелого Розанова становится его оригинальная метафизика пола. В 1898 в одном из писем он формулирует свое понимание пола: "Пол в человеке - не орган и не функция, не мясо и не физиология - но зиждительное лицо... Для разума он не определим и не постижим: но он Есть и все сущее - из Него и от Него". Непостижимость пола никоим образом не означает его ирреальности. Напротив, пол, по Розанову, есть самое реальное в этом мире и остается неразрешимой загадкой в той же мере, в какой недоступен для разума смысл самого бытия. "Все инстинктивно чувствуют, что загадка бытия есть собственно загадка рождающегося бытия, т.е. что это загадка рождающегося пола". В розановской метафизике человек, единый в своей душевной и телесной жизни, связан с Логосом, но связь эта имеет место не в свете универсального разума, а в самой интимной, "ночной" сфере человеческого бытия: в сфере половой любви. Розанову было чуждо то метафизическое пренебрежение родовой жизнью, которое в истории европейской и русской мысли представлено многими яркими именами. Философ-платоник, певец Вечной Женственности Вл.С.Соловьев сравнивал процесс продолжения рода человеческого с бесконечной вереницей смертей. Розанов же каждое рождение считал чудом - раскрытием связи земного мира с миром трансцендентным: "узел пола - в младенце", который "с того света приходит", "от Бога его душа ниспадает". Любовь, семья, рождение - это для Розанова и есть само бытие, и он готов был говорить об "онтологии" половой любви. Розановская апология телесности, его отказ видеть в теле, и прежде всего в половой любви, нечто низшее и тем более постыдное, в гораздо большей степени спиритуалистичны, чем натуралистичны. Розанов постоянно подчеркивал духовную направленность своей философии: "Нет крупинки в нас, ногтя, волоса, капли крови, которые не имели бы в себе духовного начала", "пол выходит из границ естества, он - вместе естественен и сверхъестественен" и т.п. Религиозная позиция Розанова с течением времени претерпела серьезные изменения. В конце 1890-х годов он, сопоставляя стоицизм и христианство, утверждал: "Стоицизм есть благоухание смерти, христианство - пот, муки и радость рождающей матери, крик новорожденного младенца... Христианство - без буйства, без вина и опьянения - есть полная веселость, удивительная легкость духа, никакого уныния...". Позднее он приходит к выводу, что "из подражания Христу... в момент Голгофы - образовалось неутомимое искание страданий" Лично глубоко религиозный и никогда не отрекавшийся от православия (уже в последние годы жизни, отвечая на упреки в христоборчестве, заявляет, что "нисколько не против Христа"), Розанов видит суть религии в мироотрицании: "Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь... Иночество составляет метафизику христианства". Привязанный сердцем и умом ко всему земному, верящий в святость плоти, Розанов жаждал от религии прямого и непосредственного спасения и признания (отсюда тяготение к язычеству и Ветхому Завету). Путь через Голгофу, через "попрание" смерти Крестом, этот путь христианства представлялся позднему Розанову едва ли не равносильным отрицанию бытия вообще. Последние годы жизни Розанова прошли в Сергиевом Посаде. Умер Розанов в Сергиевом Посаде 5 февраля 1919, похоронен в Гефсиманском скиту рядом с К.Н.Леонтьевым.
ЛИТЕРАТУРА
Спасовский М.М. В.В.Розанов в последние годы своей жизни. Берлин, 1939 Розанов В.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1990 Розанов В.В. Уединенное. М., 1990 Розанов В.В. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1994-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "РОЗАНОВ Василий Васильевич" в других словарях:

  • Розанов Василий Васильевич — Василий Васильевич Розанов Дата и место рождения: 20 апреля (2 мая) 1856(18560502), Ветлуга, Российская империя …   Википедия

  • Розанов, Василий Васильевич — Василий Васильевич Розанов. РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856 1919), русский писатель, публицист, мыслитель. Начав с философского трактата “О понимании” (1886), перешел к свободному, сугубо личностному стилю философствования: статьи и рецензии (в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Розанов Василий Васильевич — [20.4(2.5).1856, Ветлуга ‒ 5.2.1919, Сергиев посад, ныне Загорск], русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Окончил историко филологический факультет Московского университета. В 1880‒1893 преподавал в гимназии (Симбирск, Елец …   Большая советская энциклопедия

  • Розанов Василий Васильевич — (1856 1919), рус. писатель, философ, публицист, критик, выражавший неославянофильские умонастроения нач. 20 в. Написал ряд статей о Л. Размышления о творчестве поэта, аппеляция к осн. мотивам его произв., цитаты из его стихов многократно… …   Лермонтовская энциклопедия

  • РОЗАНОВ Василий Васильевич — (1856 1919) русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и пошлого (книги Уединенное , 1912, Опавшие… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РОЗАНОВ Василий Васильевич — (род. 1856, Ветлуга Костромской губ. – ум. 1919, Сергиев Посад) рус. религиозный философ и литератор. Развивал тему противопоставления Христа и мира, язычества и христианства, которое, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти.… …   Философская энциклопедия

  • Розанов Василий Васильевич — Розанов (Василий Васильевич) современный философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и …   Биографический словарь

  • Розанов, Василий Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Розанов. Василий Васильевич Розанов Дата рождения …   Википедия

  • Розанов, Василий Васильевич — современный философ, публицист и критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Розанов Василий Васильевич — (1856 1919), русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско дневниковая проза представляет собой нерасчленённый сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединённое», 1912, «Опавшие… …   Энциклопедический словарь

  • РОЗАНОВ, Василий Васильевич — (1856 1919)    русский религиозный философ, писатель, публицист. Учился на историко филологическом факультете Московского университета. Преподавал историю, географию, был постоянным автором ряда столичных газет и журналов. Участвовал в создании… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «РОЗАНОВ Василий Васильевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»