ЭРН Владимир Францевич

ЭРН Владимир Францевич

(1882-1917), русский философ. Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 - один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством "Путь" и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская - Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) - Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917. Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905-1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее "нового религиозного сознания" и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом "Логос" (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна - один из наиболее ярких примеров) начинался с критики "гносеологизма" предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой "меонизма" рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна - без-бытийной, без-жизненной) философии. "Кардинальной, конституирующей" чертой этого направления оказывается "отрицание природы как Сущего". Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, - не более чем миф. "Новое время, вообще говоря, очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны". Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф - отнюдь не научный и не логичный - об отвлеченном, "мертвом" познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу "меонизму", по Эрну, представляет "логизм", философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике. Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин "частичных" и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией. Излагая свою концепцию "логизма", Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане "логизм" уже состоялся. Сама человеческая культура как "солидарная преемственность творчества" есть результат верности духу "логизма" ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет "метафизический поворот". Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в "дом бытия"), где нет "искусственных преград, воздвигнутых рационализмом" между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в "метафизической глубине", в изначальной коренной связи с живым Логосом.
ЛИТЕРАТУРА
Эрн В.Ф. Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914 Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. - Русская мысль, 1917, № 5-6 Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЭРН Владимир Францевич" в других словарях:

  • Эрн Владимир Францевич — (1882 1917), религиозный философ, публицист. Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе как творческом начале бытия (сборник «Борьба за… …   Энциклопедический словарь

  • ЭРН Владимир Францевич — (1882 1917) русский религиозный философ; в духе идей восточной патристики, В. С. Соловьева и др. развил учение о логосе как творческом начале бытия …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эрн, Владимир Францевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эрн. Владимир Францевич Эрн Дата рождения: 17 (5) августа 1882(1882 08 05) Место рождения: Тифлис Дата смерти: 12&# …   Википедия

  • ЭРН Владимир Францевич — (5(17).08.1882, Тифлис 29.04(12.05),1917, Москва)    философ, историк философии, публицист. В 1900–1904 гг. изучал философию в Московском ун те, был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем проф. унта. В 1916 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Эрн, Владимир Францевич — (1882 1917) философ, реакционный мистик, неославянофил, последователь Вл. Соловьева, ведший с этих позиций резкую полемику с рус. неокантианцами. Соч. Э.: Борьба за логос, М., 1911; Григорий Саввич Сковорода (Жизнь и учение), М., 1912; Природа… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЭРН Владимир Францевич — (5(17).08.1882, Тифлис 29.04(12.05).1917, Москва) философ, историк философии, публицист. В 1900 1904 гг. изучал философию в Московском ун те, был оставлен при кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем проф. ун та. В 1916 г.… …   Русская философия: словарь

  • ЭРН Владимир Францевич (1881-1917) — рус. религ. философ. Науч. социализму противопоставил христ. социализм, к рый, с его т. зр., можно построить на основе совершенствования церк. религ. общины. В этой связи Э. особое внимание уделял разработке славянофильского принципа соборности,… …   Атеистический словарь

  • Владимир Францевич Эрн — (1882 1917 гг.) философ Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация. Цивилизация есть изнанка культуры. Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели вселенские. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение;… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Владимир Францевич Эрн — (1882 1917 гг.) философ Нет ничего враждебнее культуре, чем цивилизация. Цивилизация есть изнанка культуры. Это немцы учили нас исключительности. Наши же цели вселенские. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение;… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЭРН —         Владимир Францевич (1882 1917) религ. мыслитель, историк философии, публицист. Уже в гимназии увлекался идеями Платона и платонизмом; в процессе изучения философии на историко филол. ф те Моск. ун та (1900 04), особенно под влиянием… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»