ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ


ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться. Например, интенсивность света может снижаться до тех пор, пока он не станет настолько слабым, что не будет восприниматься зрением; длительность вспышки света может быть так мала, что глаз ее не улавливает. Звуки могут быть такими слабыми или иметь такую высоту, что человек их не слышит. Стимуляция других органов чувств подобным же образом может усиливаться или ослабляться настолько, что осознания сенсорных стимулов не происходит. Значение интенсивности, длительности или частоты, при котором осознанное восприятие стимула прекращается, называется порогом. Статистические значения порогов характеризуют средний уровень, при достижении которого стимул оценивается правильно чаще, чем это возможно при случайном угадывании. У разных людей пороги восприятия неодинаковы. На протяжении жизни человек все время подвергается воздействию неосознаваемых стимулов. Они могут быть лишь слегка ниже порога восприятия или же бесконечно слабыми. Для возникновения подпорогового восприятия стимул должен быть ниже порога, но все же достаточно сильным, чтобы вызвать эффект. Хотя подпороговые стимулы вполне реальны и возможна выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, данные об их воздействии противоречивы. При экспериментальном определении подпорогового восприятия были получены как положительные, так и отрицательные результаты. Поскольку величина порога определяется статистически, а эксперименты проводятся со стимулами, близкими к пороговым значениям, возможно, что при каких-то определениях имело место частичное (т.е. кратковременное) осознание стимула, так что он не был в полном смысле слова неосознаваемым.
Подпороговая реклама. При работе с группой людей возникают трудности в определении порогового значения стимула. Поскольку величина порога различна у разных людей, существует вероятность того, что для некоторых стимул окажется осознаваемым. С другой стороны, стимул может оказаться слишком слабым, чтобы произвести желаемое действие. Даже если подпороговое восприятие действенно, все же нет уверенности, что сообщения на неосознаваемом уровне будут более эффективны, чем иные формы рекламы. Последние экспериментальные данные показывают, что воздействие полностью неосознаваемых стимулов незначительно.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ" в других словарях:

  • подпороговое восприятие — Категория. Форма предметного восприятия. Специфика. Осуществляется без контроля сознания. В работах В.Г.Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. Психологический …   Большая психологическая энциклопедия

  • Подпороговое Восприятие — предметное восприятие , осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители …   Психологический словарь

  • Подпороговое восприятие — субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение процессы восприятия; восприятие подпороговых по величие раздражителей. С учетом П. в. подпороговых раздражителей показана возможность выработки условных рефлексов …   Словарь дрессировщика

  • Подпороговое восприятие (subliminal perception) — В конце 1950 х гг. большую обеспокоенность в об ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро… …   Психологическая энциклопедия

  • восприятие подпороговое — (восприятие бессознательное) предметное восприятие, реализуемое без контроля сознания: феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия. Она все же воздействует на организм и способна… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Подпороговое (сублиминальное) восприятие — Неоднозначная форма перцепции, характеризующаяся тем, что стимуляция, которая наблюдателем не замечается и о которой он не подозревает, все же оказывает определенное, измеряемое влияние на некоторые параметры его поведения …   Психология ощущений: глоссарий

  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гипноз (hypnosis) — Трудно дать удовлетворительное определение Г. Большинство авторов согласны с тем, что Г. происходит а) в контексте специфических отношений между гипнотизируемым и гипнотизером, в ходе к рых б) внушенные искажения когниций, восприятия, памяти и… …   Психологическая энциклопедия

  • Плацебо (placebo) — Термин «П.» производное от латинского «умиротворять» или «угождать». Согласно полному определению, П. это «любая терапия (или ее составная часть), сознательно используемая из за своего неспецифического психол. или физиолог. эффекта, или же… …   Психологическая энциклопедия

  • Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA) — ППА была когда то названа «сильнейшим доказательством в пользу психоанал. взгляда на бессознательное». Однако Бэлей, Шеврин и Фудин не усматривают серьезной научной ценности в ППА. Модель ППА с самого начала вводит условие, что положения… …   Психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.