- ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ
ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства. Предполагалось, что собор обсудит большое количество догматических, дисциплинарных и канонических проблем, но из-за того, что работа собора была прервана, собор принял только две догматические конституции. Первая из них, Dei Filius, излагала католическую позицию относительно Бога как Творца всех вещей, относительно естественного познания Бога человеком, сверхъестественного Откровения, веры и доверия и, наконец, об отношении веры и разума. Конституция была направлена против традиционализма, фидеизма (исключительной опоры на веру, а не на разум), посткантианского агностицизма, а позднее была использована против теологического модернизма. Вторая конституция, Pastor aeternus, сформулировала католическую позицию по ряду тем (примат апостола Петра; папа как преемник Петра; власть, которой обладает папа) и провозгласила доктрину папской непогрешимости. Конституция представляет собой наиболее полное официальное изложение позиции Римско-католической церкви относительно папской власти.
ВТОРОЙ, 21-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету) был открыт папой Иоанном XXIII и продолжен его преемником папой Павлом VI. Собор был созван, чтобы обновить церковь, пересмотрев некоторые аспекты ее дисциплины и организации, и заложить фундамент для объединения христианских церквей. Открылся 11 октября 1962 в базилике св. Петра в Ватикане в присутствии более 2500 католических епископов и ок. 50 делегатов-наблюдателей, представлявших другие христианские церкви. Состоялись четыре ежегодные сессии, и 8 декабря 1965 собор завершил работу. В отличие от других соборов, на этом не была осуждена какая-либо ересь и не был утвержден какой-либо новый догмат. В 16 документах, выработанных собором, всесторонне рассмотрены различные сферы деятельности церкви в 20 в. Наиболее важными из них являются четыре конституции. Догматическая конституция о церкви обсуждает природу церкви как "народа Божьего", управляемого епископами, сотрудниками папы - главного епископа. Догматическая конституция о божественном Откровении рассматривает источники Откровения - Писание и Предание. Вопросам литургической практики посвящена конституция о богослужении. В пастырской конституции о церкви в современном мире говорится о социальных, культурных, политических и экономических проблемах в контексте христианского учения. Остальные 12 документов, декреты и декларации, обсуждают такие темы, как служение и жизнь священников, обновление монашеской жизни, повышение активности мирян, христианское воспитание, экуменизм, отношение к нехристианским религиям, нравственные задачи средств массовой информации и религиозная свобода в гражданском обществе.
ЛИТЕРАТУРА
Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Второй Ватиканский собор: Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992 Второй Ватиканский собор: Взгляд из России. М., 1997 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.