- МАРТИН ТУРСКИЙ
СВ. МАРТИН ТУРСКИЙ. Алтарный створ работы Бернардино Бутиноне из церкви св. Мартина в Тревильо (Италия).
СВ. (ок. 316-397), один из самых любимых святых эпохи древней и средневековой Франции, может по праву считаться отцом духовной культуры этой страны, так как именно он обратил в христианство Галлию, приведя ее обитателей от их языческой веры (смеси верований друидов с римской религией и восточными культами) к христианству. Он был также основателем галльского монашества. О жизни св. Мартина нам известно преимущественно из двух его древних житий, одно из которых написано его современником, Сульпицием Севером, а второе - Григорием Турским, занявшим два века спустя его епископскую кафедру. Св. Мартин родился в Саварии (совр. Сомбатхей, Венгрия) в семье римского военачальника и получил образование на севере Италии, в Павии, где впервые познакомился с христианством и получил первоначальные наставления в христианской вере. Отец заставил его поступить на военную службу (в конную императорскую гвардию). В этот период он был отправлен в Амьен (Франция). По преданию, именно там он отдал половину своего плаща нищему, который, как ему открылось позже во сне, на самом деле был Иисус Христос. После этого случая он принял крещение и, оставив военную службу, отправился в Пуатье (Пиктаву), чтобы служить христианской вере под руководством тамошнего епископа, св. Илария Пиктавийского. Когда Иларий в 356 был отправлен в ссылку, Мартин совершил путешествие в Венгрию и Италию, а в 360 возвратился вместе с Иларием в Пуатье и вскоре, при поддержке последнего, основал первый во Франции монастырь в Лигюж. Здесь он пребывал до своего избрания епископом Турским (ок. 370). Его деятельные усилия, направленные на распространение христианства в Галлии, увенчались успехом. Позднее, когда в Испании и Галлии получила распространение ересь присциллиан, Мартин выступил против тех епископов, которые хотели передать еретиков имперским властям для наказания, исходя из глубокого убеждения, что государство не должно вмешиваться в дела церкви, и будучи, кроме того, последовательным противником смертной казни за еретические взгляды: он считал, что отлучение от церкви само по себе достаточное наказание для еретиков. Св. Мартин скончался 9 ноября 397. День памяти святого 11 ноября (в Русской православной церкви 12 октября по старому стилю).
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.