- ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА
хранящийся в церкви св. Иоанна в Турине (Италия) 4-метровый кусок полотна, в который по преданию был завернут Иисус после снятия с креста. На нем имеются изображения мужчины (спереди и сзади), перенесшего распятие на кресте; хорошо различимо его лицо. Характер ран, видных на изображениях, позволяет предположить, что на мужчину надевали венок из веток с колючками, что его били палками и плетьми, пронзили копьем бок, - все эти пытки, согласно Новому Завету, вынес Иисус.
Полотно в течение столетий было собственностью Савойской династии. Самые ранние сведения о нем датируются 1357, есть письменное свидетельство о том, что в этом году во Франции обладателем полотна был некий рыцарь, участвовавший в крестовых походах. В 1578 плащаница была куплена у семьи этого рыцаря и перевезена в Турин. История плащаницы до 1357 опирается либо на догадки, либо на отдельные упоминания полотнищ, которые могли быть Туринской плащаницей или любыми другими полотнищами. Косвенные данные позволяют проследить историю плащаницы вплоть до Палестины времен Иисуса с последующим 300-летним пребыванием в Константинополе. Научный интерес к реликвии пробудился в 1898. Прежде господствовало убеждение, что казавшиеся неестественными изображения нарисованы красками. Но первые фотосъемки показали, что изображения выглядят как фотографический негатив - то, что в жизни имеет светлую окраску, оказывается темным, и наоборот. При этом сходство с оригиналом сохраняется. По свидетельству экспертов, ни один художник не смог бы добиться такого жизнеподобия, которое было обнаружено с помощью фотографии, и все попытки получить изображения другими средствами были безуспешными. Католическая церковь никогда не делала официального заявления по поводу подлинности плащаницы. В последний раз она была выставлена на всеобщее обозрение (в четвертый раз в этом столетии) в 1978. Тогда группа ученых, в основном из США, произвела первое всестороннее обследование реликвии. Полученные результаты были представлены на выставке, организованной в Коннектикутском университете в Гротоне (1981). Был сделан вывод, что на плащанице изображена реальная фигура человека, подвергнутого избиению плетьми и распятию на кресте. Пятна крови содержат гемоглобин. Верующие в подлинность плащаницы утверждают, что на ней изобразилось тело Иисуса под действием энергии, исходящей из его тела во время воскресения. Однако в 1989 после интенсивных радиоуглеродных исследований (используемых для определения возраста предметов), проведенных учеными трех различных лабораторий, было доказано, что плащаница изготовлена не ранее 13 в. Допуская истинность этого вердикта, Католическая церковь призвала своих членов почитать плащаницу как живописное изображение Христа.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство: Словарь. М., 1994 Каледа Г.А. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.