- МАРКЕТИНГ. ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Оптовые и розничные посредники дают производителям возможность сбывать продукцию на рынке, но процесс реализации не может быть завершен без физического перемещения, или поставки, товара. Эта вспомогательная деятельность называется движением товаров и изучается особой дисциплиной -логистикой. Основная задача - обеспечить наличие товаров в нужном месте и в нужное время с наименьшими затратами. Необходимо спрогнозировать или рассчитать, когда и в какой промежуточной точке каналов сбыта будут нужны определенные товары, и, соответственно, предотвратить переполнение складов (и лишние расходы) или, напротив, недостаточность товарных запасов (и снижение объема продаж). Компании придают логистике большое значение по нескольким причинам. Правильная организация движения товаров - ключ к завоеванию и сохранению клиентуры. Компании могут привлечь больше покупателей за счет повышения качества обслуживания или снижения цен в результате оптимизации товаропотоков. Во-вторых, логистика означает важную составляющую затрат для многих предприятий. В соответствии с одним из исследований, американские компании в 1995 истратили 670 млрд. долл., или 10,5% валового внутреннего продукта США, на упаковку, погрузку, разгрузку, сортировку, перегрузку и транспортировку товаров. В-третьих, резкое увеличение разнообразия представленных на рынке товаров привело к необходимости совершенствования логистического управления сбытом. В 1911 типичный продовольственный магазин "A&P" предлагал 270 наименований товара, а в конце 20 в. типичный супермаркет "A&P" - более 16 700 наименований. Наконец, развитие информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность сбыта. Расширение практики использования компьютеров, сканирующего оборудования, штрих-кодов, спутникового слежения, компьютерного обмена информацией, электронных переводов средств позволило компаниям создать современные системы обработки заказов, инвентаризационного контроля и транспортировки.
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
Почти каждый аспект маркетинга - это форма коммуникации. Сам товар сообщает потенциальным пользователям свои функциональные и психологические качества, цена говорит о стоимости товара, сбыт - о его наличии, однако стимулирование сбыта - это обмен информацией в чистом виде. Существуют пять основных видов деятельности по стимулированию сбыта. Реклама - это безличная форма коммуникации, оплаченная конкретным заказчиком и доведенная до потребителя с помощью средств массовой информации (телевидения, радио, газет и журналов), прямой почтовой рассылки, транзитных транспортных средств, рекламных щитов. Прямая продажа предполагает общение, при котором потребитель непосредственно реагирует на информацию от производителя или посредника словами, жестами, мимикой и т.д. Стимулирование сбыта включает также особые операции, влияющие на спрос и помогающие посредникам вести эффективную торговлю. Примерами служат выставки, показы, купоны (накопление определенного числа которых дает покупателю право бесплатного приобретения товара), раздача бесплатных образцов и другие разовые мероприятия, выходящие за рамки повседневных торговых операций. Связь с общественностью - это также деятельность по стимулированию сбыта, направленная на формирование благожелательного отношения к товару или его производителю. Наконец, "паблисити" - распространение более основательной, чем простая реклама, информации о фирме и ее продукции.
Реклама. Цель рекламы - информировать и убеждать. Чтобы добиться ее эффективности, требуются колоссальные расходы. В 1996 американские компании и организации потратили на рекламу средства, равные 2,3% валового национального продукта. Общенациональные рекламные кампании организуются производителями, местная реклама проводится оптовиками и розничными торговцами. Большая часть рекламы оплачивается отдельными фирмами, но существует и т.н. совместная или объединенная, реклама. Эффективная реклама основывается на знании и понимании интересов и поведения потребителей. Организация рекламы начинается с определения целей, и, естественно, базисной целью является стимулирование сбыта. Действенность рекламы определяется воплощением ее целей в адекватную форму. Важное значение имеет и выбор тех или иных средств массовой информации. Каждое из них имеет свои достоинства и недостатки. Журналы достигают большего визуального эффекта, чем газеты, но реклама в них обходится дороже. Телевизионная реклама, в противоположность радиорекламе, оказывает мощное визуальное воздействие, но, опять-таки, стоит намного больше. Самым важным критерием выбора средства массовой информации является его способность воздействовать на определенный сектор рынка. Одной из сложнейших проблем является оценка эффективности рекламы. Для сбытовика мерой ее эффективности является объем продаж, в то же время почти невозможно определить, сколько товаров было продано исключительно благодаря воздействию рекламы. Для косвенного определения отдачи от рекламы сбытовики проверяют способность клиентов вспомнить название торговой марки или содержание рекламного объявления, а иногда и стараются обнаружить реакцию на идеи до того, как они будут воплощены на практике.
ТОРГОВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Одна из наиболее быстро развивающихся форм компьютерной торговли осуществляется через Интернет - электронную информационную магистраль, позволяющую миллионам людей во всем мире общаться друг с другом посредством клавиатуры компьютеров. Согласно одному из подсчетов, в 1995 Интернетом пользовались во всем мире около 23 млн. человек; 7,3 млн. домов были подключены к коммерческим интерактивным сетям. Сложилось мнение, что пользователями этих сетей являются в основном состоятельные молодые мужчины. Один из опросов показал, что мужчины составляют 62% пользователей, 86% взрослых пользователей находятся в возрасте от 18 до 49 лет, а подключенные к интерактивным сетям в основном живут в семьях с высоким доходом - примерно половина семей имеет годовой доход не менее 75 тыс. долл. Одним из главных способов совершения покупок из дома является обращение к интерактивным компьютерным службам. Их клиенты могут заказывать тысячи товаров и услуг из десятков магазинов и каталогов, совершать деловые операции с местными банками, инвестировать средства через брокерские службы, получать статистические данные и обмениваться информацией с другими пользователями. Реальный потенциал развития интерактивной торговли в Интернет заключается в удовлетворении повседневных потребностей, таких, как покупка бумажных полотенец или стирального порошка. Одним из интерактивных продавцов, удовлетворяющих такие потребности, является "Нет гроусер". Основанная в 1997, эта интерактивная служба по доставке продуктов питания организована предельно просто. Она снижает издержки на обслуживание заказа, предоставляя покупателям возможность выбирать товар с помощью компьютера и оплачивать покупки посредством кредитной карты. Заказ товара сводится к выбору на экране компьютера необходимой категории товара или картинки, изображающей сам товар, указанию своего имени, информации о кредитной карте и адреса, по которому товар должен быть доставлен. Интернет-сервер "Нет гроусер" позволяет также получить информацию о питательной ценности продукта, которая обычно сообщается на упаковке. Преуспевающие сбытовики, рекламные агентства и средства массовой информации быстро отреагировали на развитие электронного рынка. Все виды торговых предприятий и рекламных агентств, как крупных, так и мелких, разместили собственные страницы во всемирной сети Интернета для продвижения своих товаров и услуг. Расцвет нового средства массовой информации повлиял на все отрасли, связанные с маркетингом. Рекламные агентства сформировали многоотраслевые отделы для привнесения нового мышления в свой бизнес и наладили прочные связи с разработчиками программных средств и мультимедийных продуктов. Еще до того, как потенциал нового подхода будет полностью реализован, сбытовики, агентства и компании, предоставляющие услуги через Интернет, должны решить ряд проблем. Каким образом рекламные агентства будут получать доходы от своей деятельности? Как может быть обеспечена полная безопасность и конфиденциальность операций в Интернете? Каким образом будет устанавливаться цена на интерактивные технологии? Как может быть измерена эффективность нового средства массовой информации?
МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА
Итак, мы рассмотрели деятельность по продвижению продукта или услуги на рынок, но этот процесс должен быть организован, а не рассматривается как набор отдельных задач. Для удовлетворения потребительского спроса все составляющие маркетинга должны гармонично работать в единой системе. Такая скоординированная система называется маркетинговой программой. Современные преуспевающие сбытовики признали также, что ключевые решения по сбыту продукции, определению цены и стимулированию продаж могут быть скоординированы только под руководством специального менеджера по маркетингу. Успешный маркетинг начинается с составления маркетингового плана, а его составление, в свою очередь, должно начинаться с формулирования конкретных целей и задач, определяющих остальные решения. Выполнение плана требует мобилизации многих участников. Нельзя считать канал сбыта просто суммой независимых производителей, оптовиков, розничных торговцев и потребителей. Канал должен рассматриваться как единая система, в которой каждый элемент играет свою роль и должен учитывать не только собственные интересы, но и нужды всего канала в целом. Наконец, сбытовики должны анализировать свою деятельность, сравнивать ее реальные результаты с ожидаемыми и предпринимать шаги по коррекции этой деятельности.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.