- БЛАГОВЕЩЕНИЕ
В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: "да будет Мне по слову твоему". Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752). Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи. Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы "Аве Мария" ("Радуйся, Мария", в православной традиции "Богородице, Дево, радуйся"), а впоследствии - позднесредневековой молитвы "Ангелюс".
См. также
ИОСИФ, СВ.;
МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.
ЛИТЕРАТУРА
Рашковский Е.Б. С высоты Востока...: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.