АДОПЦИАНСТВО

АДОПЦИАНСТВО

учение о том, что Христос обладал двумя последовательными природами, которое в 8 в. отстаивали испанцы Элипанд, архиепископ Толедский, и Феликс, епископ Ургельский. Согласно этому учению, Христос как человек был рожден естественным образом и обладал человеческой природой, а как Бог получил духовное рождение через усыновление (лат. adoptio) и благодать, началом чего стало крещение, а завершением - воскресение. Таким образом, Христос через усыновление вошел в трансцендентное единство божественной Личности. Посредством этого тезиса о сменяющих друг друга личностях во Христе (с акцентом на его первоначальной природе как человека) два испанских епископа пытались обойти логическую противоречивость положения о сосуществовании двух разных личностей во Христе, принятого Халкидонским собором (451). В основе испанского адопцианства, вероятно, лежали сходные представления несториан, которым покровительствовали (или, во всяком случае, которым отдавали предпочтение) мусульмане. Поддержка этого учения была связана с надеждой, что христианство, модифицированное за счет привнесения подобных несторианских воззрений, покажется мусульманам более убедительным и приемлемым. Несториане, в свою очередь, почерпнули свои представления о человечестве Христа у христианских апологетов 2 в., таких, как Феодот Византийский, Берилл Бострийский и Павел Самосатский. Последний особенно энергично настаивал на невозможности вочеловечения для Бога. Испанское адопцианство было окончательно осуждено церковью после ряда соборов - в Регенсбурге (792), Франкфурте (794), Экс-ла-Шапель (799). В Экс-ла-Шапеле Феликс Ургельский в течение шести дней диспутировал с высокоученым Алкуином Йоркским; в конце концов испанец отрекся от своих взглядов и провел остаток дней в Лионе под надзором местного епископа. После смерти Феликса и Элипанда (который в мавританских землях оставался недосягаемым для противников) адопцианство утратило всякую опору, хотя адопцианские идеи обсуждались на протяжении всего Средневековья.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "АДОПЦИАНСТВО" в других словарях:

  • АДОПЦИАНСТВО — АДОПЦИАНСТВО, течение в христианстве, близкое несторианству (см. НЕСТОРИАНСТВО), согласно которому Христос обладал двумя последовательными природами: как человек был рожден естественным образом и обладал человеческой природой, а как Бог получил… …   Энциклопедический словарь

  • АДОПЦИАНСТВО — [лат. adoptianismus усыновление], общее название христологических ересей, к рые двояко истолковывают понятие сыновства Господа нашего Иисуса Христа. По учению правосл. Церкви, Иисус Христос историческая Личность, воплотившийся Сын Божий, Второе… …   Православная энциклопедия

  • Феликс Урхельский — исп. Félix de Urgel Епископ Урхеля 781   792 …   Википедия

  • ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ — епископ Антиохийский (260 272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение, обычно квалифицируемое как динамистическое… …   Энциклопедия Кольера

  • Список епископов Урхеля — Епископ Урхеля (кат. bisbe d’Urgell, исп. obispo de Urgel)  глава Урхельской епархии Римско католической церкви. Вопрос о преемственности и хронологии ранних епископов Урхеля из за недостатка исторических источников до сих пор… …   Википедия

  • Рихбод — нем. Richbod аббат Лорша 784   804 Пред …   Википедия

  • ГРИЛЛЬМАЙЕР — [нем. Grillmeier] Алоис (1.01.1910, Пехбрунн, В. Пфальц 13.09.1998, Унтерхахинг, близ Мюнхена), нем. иезуит, кард., богослов, исследователь истории визант. Церкви. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Окончив гимназию в Регенсбурге… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»