ПЛУТАРХ

ПЛУТАРХ

(до 50 - после 120 н.э.), греческий философ и биограф, прославившийся Сравнительными жизнеописаниями выдающихся греков и римлян. Плутарх родился и умер в небольшом городке Херонея (область Беотия), к которому всю жизнь испытывал нежную привязанность, в пользовавшейся почетом и уважением семье. Указания, содержащиеся в многочисленных сочинениях Плутарха, позволяют составить представление о широком круге родных, друзей и знакомых. Плутарх учился в Афинах у платоника Аммония и уже молодым человеком исполнял дипломатические поручения родного города. Он путешествовал по Египту и Азии, дважды на длительный срок приезжал в Рим, где свел дружбу с такими влиятельными людьми, как Луций Местрий Флор, добившийся для Плутарха римского гражданства, и Квинт Сосий Сенецион, которому он посвятил ряд своих трудов. Сообщения о том, что Траян сделал Плутарха почетным консулом, а Адриан назначил его прокуратором Ахайи (как называлась при римлянах провинция, охватывавшая большую часть Греции), не заслуживают доверия, но по ним можно судить, какое уважение окружало его на родине. Несмотря на возможности, открывавшиеся в столице, Плутарх вернулся в маленькую провинциальную Херонею, "дабы не сделать ее своим отсутствием еще меньше" (Демосфен, 2), и служил здесь в разных должностях - был смотрителем за постройками, архонтом и беотархом (членом совета Беотийского союза). В течение последних 30 лет жизни Плутарх занимал должность жреца в близлежащих Дельфах, которые к тому времени пришли в упадок, но некогда были духовным центром эллинского мира, и собрал вокруг себя группу учеников. Такой стиль поведения указывает на предпринимавшиеся Плутархом сознательные попытки поддержать классический греческий образ жизни и под властью римлян. Как в биографиях, так и в философских трактатах Плутарха интересует прежде всего этика. В философии он последовательный платоник: провозглашаемая эпикурейцами идея самодостаточности вызывает у Плутарха неприятие, и он в большей степени сочувствует стоической морали. Плутарх вносит в свои сочинения новую, явно гуманистическую интонацию: человеческая кротость вызывает в нем восхищение, он обнаруживает нежность, говоря о женщинах, детях и животных. В трактате О любви Плутарх следует Пиру Платона, хотя явно испытывает при этом неловкость, и по ходу дела доказывает, что супружеская любовь лучше и возвышеннее гомосексуальной. О христианах Плутарх ничего не знает или же путает их с евреями, которых он отвергает, равно как и карфагенян, поскольку они совершенно глухи к греческой религии. Другие культы, например Исиды и Осириса, он уподобляет греческим.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Нравственные сочинения (Moralia). Судя по списку произведений Плутарха (227 заглавий), данному в каталоге Ламприя (который приписывают иногда сыну Плутарха, но на самом деле он составлен позднее, хотя точной датировки не имеет), сохранилась лишь треть его наследия. С другой стороны, имеется целый ряд бесспорно сомнительных в смысле подлинности трактатов, дошедших под именем Плутарха. Из двух основных групп произведений Плутарха большая, которую объединяют под собирательным названием Нравственные сочинения, состоит из 78 произведений (часть из которых, безусловно, подложны). Разнообразие авторских интересов легко продемонстрировать простым перечислением заглавий (цифры в скобках означают традиционные порядковые номера, не имеющие содержательного значения).
Риторические упражнения. В этой группе произведений, создававшихся, по-видимому, в молодости, незрелость содержания меркнет ввиду изящества формы. Сюда относятся: О судьбе (8), Об удаче римлян (20), О счастье или доблести Александра (21), Можно ли научиться добродетели (28), О любви к детям (32), Вызывает ли порок несчастье (33), Что хуже, неудовлетворенность тела или неудовлетворенность души (34), Что полезнее, вода или огонь (62).
Философия. Платонизм Плутарха не имеет скептической окраски, характерной для современной ему Новой Академии, и во многом ближе к учению самого Платона, как показывают Платоновские изыскания (67). В определенном смысле Плутарх является предшественником неоплатонизма, что подтверждают его трактаты, посвященные Тимею (68-69). Он написал по три трактата против стоиков (70-72) и эпикурейцев (73-75), в которых содержится ценная информация об учениях отдельных представителей этих школ. В более популярном ключе написаны О равновесии духа (3), О том, как отличить друга от льстеца (4), О совершенствовании в добродетели (5), О получении пользы от врагов (6), О количестве друзей (7). Существуют также трактаты О болтливости (35), О жадности (37), О зависти (39), О сдерживании гнева (29) и О братской любви (31). Этические вопросы обсуждаются в трактатах О любви (47) и О супружеском согласии (12), в Гигиенических наставлениях (11), О мясоядении (65-66) и О разумности животных (63-64).
Религия. Наиболее характерная и вызывающая уважение черта Плутарха - его усилия по приданию традиционной религии формы, приемлемой для разумных людей. Он отстаивает необходимость следовать старине, но в трактате О суеверии (14) предостерегает против крайностей, которые ввергают разумных людей в атеизм. Плутарх сохраняет древний политеизм, хотя его Зевс приближается к монотеистическому идеалу, а остальные боги становятся лишь его помощниками и посредниками. Три замечательных трактата о Дельфах объясняют мистический смысл букв EI над входом в храм (24), а также причины, по которым оракул больше не прорицает стихами (25) и вообще приходит в упадок (26). Трактат Об Исиде и Осирисе (23) ценен описанием египетского культа, причем многие детали, кажущиеся наивными или грубыми, получают духовное истолкование, и при этом высказывается предположение, что данный культ представляет собой форму поклонения Аполлону. Трактат Почему божество медлит с воздаянием (41) интересен всем, кого занимает эта вечная проблема.
Образование. О воспитании детей (1) - наиболее подробный из дошедших до нас античных трактатов на данную тему, и, несмотря на наивную риторику (наводившую многих ученых на мысль, что эта работа не принадлежит Плутарху), в ней немало здравых рассуждений. По вопросам образования более высокого уровня у Плутарха имеются трактаты Об изучении поэзии (2) и О слушании лекций (3). Элементы литературного критицизма, наряду с педагогическими принципами, рассыпаны по всем произведениям Плутарха, в особенности надо отметить трактаты Сравнение Аристофана и Менандра (56) и О злокозненности Геродота (57), где разбирается предвзятость знаменитого историка в отношении Беотии. Естественнонаучные вопросы рассматриваются в трактате О лице на диске Луны (60) и О первичном холоде (61). Греческие и римские вопросы (18) представляют собой штудии по реалиям древности.
Политика. Кроме сомнительного в смысле подлинности трактата о трех формах управления (53), здесь имеются Наставления по управлению государством (52), трактаты о подготовке правителей (49-50) и Следует ли старикам управлять государством (51).
Извлечения. Наряду со сборниками различных случаев и изречений под разными заглавиями (15-17), возможно, предназначавшимися для использования в Жизнеописаниях, Плутарх оставил 9 книг Застольных бесед, где затрагивается множество проблем.
Сравнительные жизнеописания. Широко известны Сравнительные жизнеописания, которые на протяжении столетий служили европейцам основным источником сведений о греческом и римском мире. Как указывает в предисловии к жизнеописанию Эмилия Павла сам Плутарх, здесь он намечал себе прежде всего нравственные задачи: знакомство с достопамятными событиями прошлого обогащает и дает примеры для подражания или, напротив, указывает, чего следует избегать. Сохранились 50 написанных Плутархом биографий, известно, что существовали и другие, ныне утраченные. Они распределены по 22 парам, объединяющим вместе греческого и римского героя, которые схожи по характеру или по судьбе, с небольшим, скорее формальным сопоставлением в конце. Еще в одной паре (фактически 4 биографии) Агис и Клеомен, спартанские цари-реформаторы, сопоставляются с Тиберием и Гаем Гракхами, римскими реформаторами. Четыре биографии пары не имеют. В большинстве случаев (но не всегда) биографии из одной пары дополняют и взаимно освещают друг друга, так что формальное сопоставление мало что к этому добавляет, а является скорее риторической условностью. В современных греческих изданиях Жизнеописания даются в следующем порядке: Тесей - Ромул; Солон - Попликола; Фемистокл - Камилл; Аристид - Катон Старший; Кимон - Лукулл; Перикл - Фабий Максим; Никий - Красс; Гай Марций (Кориолан) - Алкивиад; Демосфен - Цицерон; Фокион - Катон Младший; Дион - Брут; Эмилий Павел - Тимолеонт; Серторий - Эвмен; Филопемен - Тит (Фламинин); Пелопид - Марцелл; Александр - Цезарь; Деметрий - Антоний; Пирр - Гай Марий; Арат; Артаксеркс; Агис и Клеомен - Тиберий и Гай Гракхи; Ликург - Нума; Лисандр - Сулла; Агесилай - Помпей; Гальба; Отон.
ЛИТЕРАТУРА
Плутарх. Сравнительные жизнеописания, тт. 1-3. М., 1961-1964 Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973 Плутарх. Моралии. Изречения царей и полководцев. - Вестник древней истории, 1976-1980 Плутарх. Сочинения. М., 1983 Плутарх. Застольные беседы. М., 1990 Плутарх. Об Исиде и Осирисе. Киев, 1996

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПЛУТАРХ" в других словарях:

  • ПЛУТАРХ —          из Херонеи (ок. 45 ок. 127), греч. писатель и философморалист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисл. стоич., пери патетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени… …   Философская энциклопедия

  • Плутарх — (ок. 40 120 нашей эры) греческий писатель, историк и философ; жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим… …   Литературная энциклопедия

  • Плутарх — (ок. 46 ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино. Начальником… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Плутарх — Плутарх. ПЛУТАРХ (около 45 около 127), греческий писатель. Главное сочинение ”Сравнительные жизнеописания” выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием “Моралии” …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Плутарх — а, муж. Стар. редк.Отч.: Плутархович, Плутарховна.Производные: Таря; Аря.Происхождение: (Греч. личное имя Plutarchos. От plutos богатство и arche власть.) Словарь личных имён. Плутарх а, м. Стар. редк. Отч.: Плутархович, Плутарховна. Производные …   Словарь личных имен

  • Плутарх — Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50 после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у… …   Античные писатели

  • ПЛУТАРХ — (ок. 46 – ок. 126) Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным,… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ПЛУТАРХ — (ок. 46 – ок. 126) Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным,… …   Список древнегреческих имен

  • ПЛУТАРХ — (ок. 45 ок. 127) древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием Моралии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Плутарх — (Plutarchus, Πλούταρχος). Греческий писатель, живший в Беотии в I веке от Р. X., много путешествовавший и проведший некоторое время в Риме. Умер около 120 т. от Р. X. Из его сочинений исторического и философского содержания наиболее замечательны… …   Энциклопедия мифологии

  • Плутарх — (Πλούταρχος) из Херонеи (ок. 46 ок. 127), греч. философ и историк. Автор морально филос. сочинений и 50 биографий, в т.ч. 46 «Параллельных жизнеописаний» выдающихся деятелей Греции и Рима. В России известен с сер. 18 в. Декабристы вслед за… …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»