- ИБН ХАЛЬДУН
(1332-1406), арабский историк и социолог, родился 27 мая 1332 в Тунисе. Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах султанов Северной Африки, Ибн Хальдун был на разных должностях в собственной стране, а также в Гранаде: был советником, министром и послом, легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или вражду между ними. Он удалился от дел в 1374, а в 1382 перебрался в Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в медресе маликитов, приверженцев одной из "правоверных" систем исламского права. Умер Ибн Хальдун в Каире 17 марта 1406. Накопив обширный политический опыт, Ибн Хальдун еще в 1375 начал писать всемирную историю, материал в которой был расположен в соответствии со сменой династий в мусульманском мире и зарубежных странах. Его Книга назидательных примеров (Китаб аль-ибар) в 7 объемистых томах сама по себе - произведение замечательное, хотя автор не всегда проявляет критическое отношение к источникам. Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Удивительная проницательность и оригинальность Ибн Хальдуна проявились во Введении, или Пролегоменах (Мукаддима) к его истории, где излагаются как итоги развития исламских наук, так и его собственный теоретический подход к истории. За несколько веков до европейских философов истории Ибн Хальдун рассматривал последовательность событий человеческой истории с чисто социологической точки зрения, подчеркивая противоположность между кочевым и оседлым образом жизни; возводя происхождение и развитие социальной и политической организации к потребностям в пище, жилище и безопасности; анализируя расовые и национальные движущие силы, лежащие в основе возникновения и роста государств; тщательно определяя разного рода политические институты, проясняя причины их подъема, заката и гибели. Хотя попытки изучать принципы общественного устройства делались в исламе и прежде, Ибн Хальдун применил совершенно новый подход: не отрицая божественного вмешательства в дела и поступки людей, он не принимал его во внимание, исследуя свой предмет, а исходил из чисто рациональных предпосылок. Значение трудов Ибн Хальдуна было оценено в Европе только в начале 19 в.
ЛИТЕРАТУРА
Ибн Хальдун. Введение (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.