- УЭЛЛС Орсон
(Welles, Orson)
ОРСОН УЭЛЛС в фильме Ф. значит фальшивка (1975).
(1915-1985), американский режиссер театра и кино, актер. Его фильмы отмечены барочной пышностью стиля и изобретательностью в технических решениях. Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 в Кеноше (шт. Висконсин). С 15 лет начав играть в театре, он в 1933 присоединился к труппе Кэтрин Корнелл. Годом позже покинул ее и в качестве актера и режиссера вошел в коллектив Федерального театра. В 1937 Уэллс и продюсер Д.Хаусман организовали собственную антрепризу - "Меркьюри-тиэтр". Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского Юлия Цезаря: одетые в современные костюмы актеры играли на сцене без декораций, освещенные причудливым светом. В 1938 труппа "Меркьюри-тиэтр" стала выступать с еженедельными радиоспектаклями. Псевдодокументальная инсценировка фантастического романа Г.Уэллса Война миров была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси и поддались панике. В ореоле скандальной известности Уэллс решил попробовать свои силы в кино. В октябре 1940 он завершил работу над своим первым фильмом - Гражданин Кейн (Citizen Kane). По общему мнению, дебютная работа 25-летнего режиссера (пусть и не снискавшая коммерческого успеха) стала тем единственным фильмом, который после прихода звука в кино оказал значительное воздействие на мировой кинематограф. Гражданин Кейн был поставлен для студии "РКО-рэдио пикчерз". Для той же студии Уэллс поставил Великолепных Эмберсонов (The Magnificent Ambersons, 1942) и Чужестранца (The Stranger, 1946), а для "Коламбиа пикчерз" - Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai, 1947). В дальнейшем его фильмы зачастую имели статус независимых постановок со случайными источниками финансирования и ненадежной производственной базой (Господин Аркадин - Mr. Arkadin; др. название - Конфиденциальное сообщение - Confidential Report, 1955; Прикосновение зла - Touch of Evil, 1957; Макбет - Macbeth, 1947; Отелло - Othello, 1952; Фальстаф - Falstaff, 1965; Процесс - The Trial, 1962; Бессмертная история - The Immortal Story, 1968). Превосходный актер, Уэллс исполнял главные роли во всех своих фильмах, играл также в картинах других режиссеров. Одной из его самых известных актерских работ стала роль Гарри Лайма - бойкого и беспринципного дельца, спекулирующего в годы войны на "черном рынке" (Третий человек - The Third Man, 1949). В 1975 Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута "За выдающиеся заслуги в кинематографе". Умер Уэллс в Лос-Анджелесе 10 октября 1985. Своей всемирной славой Уэллс обязан главным образом Гражданину Кейну - истории жизни газетного магната, яркой и одновременно непостижимой личности, прототипом которой, с известными оговорками, стал У.Р.Херст. Съемки с применением глубокофокусной оптики и подвижной камеры, повествование с головоломными загадками, отточенное мастерство исполнителей (в основном актеров из "Меркьюри-тиэтр") сделали этот фильм эталоном мастерства и кинематографической выразительности.
ЛИТЕРАТУРА
Божович В. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972 Огнев К. Звезды мирового кино. М., 1992
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.