- МЕКСИКА. КУЛЬТУРА
Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США. В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие великолепные образцы искусства и зодчества и сформировавшие стабильные государственные образования. Революция 1910-1917 стала поворотным моментом в социальном и культурном развитии Мексики. Мощный импульс пробудившейся индейской культуры нашел отклик во всех сферах национальной жизни, в том числе в искусстве - особенно в музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, литературе и архитектуре. Архитектура и изобразительное искусство. В колониальный период наиболее высокой степени развития достигла мексиканская архитектура. Под руководством испанских зодчих, большей частью священнослужителей, индейцы возвели множество культовых и светских зданий в ренессансном и барочном стилях, которые в ту эпоху преобладали в Испании. Праздничный вид куполам и фасадам придавал изразцовый декор. Стены храмов украшались масштабными фресками. В течение 19 в. в развитии мексиканского искусства не наблюдалось значительных сдвигов. На Всемирной парижской выставке 1889 Мексика выстроила свой павильон в мавританском стиле, характерном для Испании 14 в. В 1909, накануне падения диктатуры Порфирио Диаса, в Мексику вернулись художник Диего Ривера (1886-1957) и теоретик искусства Доктор Атль (псевдоним Херардо Мурильо, 1875-1964). К этому времени в национальном изобразительном искусстве обозначились две крупные фигуры: автор гравюр Хосе Гуадалупе Посада (1851-1913) и живописец Франсиско Гойтия (1884-1960). В начале 1920-х годов министр просвещения Хосе Васконселос (1881-1958) заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, прозванные муралистами (от исп. mura - настенная роспись) - Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско (1883-1949), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), Руфино Тамайо (1899-1991), Хесус Герреро Гальван (1910-1973), Мигель Коваррубиас (1904-1957) - пытались сочетать современную пластику с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Колоссальные по размерам фрески и мозаики муралистов представляют собой не столько росписи на стенах, сколько стены-картины, создающие поистине архитектурное пространство. Мексиканский мурализм оказал огромное воздействие на искусство всей Латинской Америки, особенно стран Андского региона. Настенные росписи до сих пор остаются наиболее престижным жанром мексиканской живописи. Из современных художников наибольшей известности достиг Луис Гуэвас (р. 1933) Характерная черта современной мексиканской архитектуры - синтез новейших тенденций с традициями индейского зодчества и гармоничное сочетание стали, бетона, стекла с настенными росписями и мозаичными панно. Яркий образец этой архитектуры являет Университетский городок, открытый в 1954, где размещается Мексиканский национальный автономный университет. Олимпийские игры 1968, проведенные в Мехико, послужили стимулом для возведения ряда великолепных современных строений и реставрации шедевров колониальной архитектуры.
Литература. Из доколумбовых литератур Мексики до наших дней дошли отдельные образцы эпической, лирической и гимнической поэзии, большей частью в переводах на испанский. Собственно мексиканская литература начинает складываться в раннеколониальный период в хрониках конкисты. Выдающимися творцами этого жанра были конкистадоры Эрнан Кортес (1485-1547) и Берналь Диас дель Кастильо (ок. 1492-1582), монахи Бернардино де Саагун (1550-1590), Торибио Мотолиния (1495-1569) и Хуан де Торкемада. В мексиканской литературе 17 в., как и в архитектуре, преобладал барочный стиль с характерными для него искусственностью, избыточной образностью и метафоричностью. В колониальный период выделяются три фигуры: прозаик-эрудит Карлос Сигуэнса-и-Гонгора (1645-1700), великая поэтесса Хуана Инес де ла Крус (1648-1695), заслужившая почетный титул "Десятой музы", и Хуан Руис де Аларкон (1580-1639), уехавший в Испанию, где он прославился как один из крупнейших драматургов Золотого века испанской литературы. В 19 в. на первый план в национальной литературе вышли просветительские либеральные идеи, составившие основу антиколониального движения в Испанской Америке. Эти идеи пронизывают творчество Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди (1776-1827), автора ряда публицистических работ и первого испаноамериканского романа Перикильо Сарньенто (Periquillo Sarniento, 1816). Мексиканская литература 19 в. развивалась преимущественно в русле романтизма и костумбризма (нравоописательный жанр); в последней трети столетия под воздействием позитивизма формируется реалистическая тенденция. В 1880-е годы в Мексике, как и во многих других странах континента, зарождается течение испаноамериканского модернизма. Модернисты обновляли затертые романтические темы, исповедовали культ красоты и стремились к изяществу и отточенности формы. Крупнейшими представителями этого течения в мексиканской литературе стали поэты Сальвадор Диас Мирон (1853-1928), Мануэль Гутьерррес Нахера (1859-1895) и Амадо Нерво (1870-1928). Революция 1910-1917 дала мощный импульс развитию мексиканской литературы и повернула национальную прозу на путь реализма. На первый план в ней вышли темы социального угнетения и герои пеоны (крестьяне), представители народных масс. В 1930-е годы в мексиканской прозе сформировалось течение, известное под названием "роман мексиканской революции". Основоположником этого течения был Мариано Асуэла (1873-1952); его роман Те, кто внизу (Los de abajo), созданный в 1916, стал широко известен в 1927. За ним последовали Орел и змея (El aguila y la serpiente, 1928) Мартина Луиса Гусмана (1887-1976), Военный лагерь (El Campamento, 1931) Грегорио Лопеса-и-Фуэнтеса (1897-1966), Моя лошадь, моя собака, мое ружье (Mi caballo, mi perro, mi rifle, 1936) Хосе Рубена Ромеро (1880-1952), Перед ливнем (Al filo del agua,1947) Агустина Яньеса (1904-1980) и многие другие. В 1950-е годы на литературную сцену вышли Хуан Хосе Арреола (р. 1918), автор философских и юмористических миниатюр, и крупнейший мексиканский прозаик, один из зачинателей "нового латиноамериканского романа" Хуан Рульфо (1918-1986). Его сборник рассказов Равнина в пламени (La llana en llamas, 1953) и повесть Педро Парамо (Pedro Paramo, 1955) созданы в русле латиноамериканского мифологизма и магического реализма. В современной мексиканской прозе выделяются два всемирно известных писателя, экспериментирующих с формой романа. Один из них - лауреат ряда престижных литературных премий Карлос Фуэнтес (р. 1928), автор знаменитых романов Смерть Артемио Круса (La muerte de Artemio Cruz, 1962), Смена кожи (Cambio de piel, 1967), Терра Ностра (Terra Nostra, 1975), Христофор Нерожденный (Cristobal Nonato, 1987) и многих других, а также рассказов, повестей, эссе, публицистических работ. Другой - Фернандо дель Пасо (р. 1935), создавший нашумевшие романы Хосе Триго (Jose Trigo, 1966), Палинур Мексиканский (Palinuro de Mexico, 1975) и Новости из империи (Noticias del imperio, 1987). Радикальное обновление художественного языка мексиканской поэзии начали поэты группы "Контемпоранеос" (1928-1931), куда входили Хайме Торрес Бодет (1902-1974), Карлос Пельисер (1899-1977), Хосе Горостиса (1901-1973), Сальвадор Ново (р. 1904), Хавьер Вильяуррутия (1904-1950) и др. Их начинания подхватили и творчески развили Эфраим Уэрта (р. 1914) и Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1990. Важную роль в литературном процессе Мексики в 20 в. сыграла эссеистика с ее центральной темой поиска латиноамериканской и мексиканской сущности. Выдающиеся произведения в этом жанре создали культурфилософы Хосе Васконселос (1881-1959), Альфонсо Рейес (1889-1959), Антонио Касо (1883-1946), Самуэль Рамос (1897-1959), Октавио Пас (р. 1914) и Леопольдо Сеа (р. 1912).
Кинематограф и драматический театр. Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру. Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес по прозвищу "Индеец" и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность. Мексиканец Марио Морено, один из самых популярных латиноамериканских актеров, своей пантомимой и актерской манерой напоминает Чарли Чаплина. В мексиканских селениях и провинциальных городках до сих пор бытует народный театр под названием "карпа" (букв. "палатка", парусиновый полог"). Это разновидность передвижных шапито, где труппы бродячих комедиантов показывают водевили. В 1956 в Национальном институте изящных искусств был создан Департамент народного театра, готовивший актеров и режиссеров для "карпы". Из профессиональных мексиканских театров крупнейшие - столичные театры "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсурхентес", Театр для детей и кукольный "Гиньоль". Основоположником современной мексиканской драматургии стал Родольфо Усигли (р. 1905), создавший в конце 1920-х годов экспериментальный театр. В 1940-1960-е годы он написал ряд сатирических, исторических и психологических драм, которые с большим успехом шли на сценах Латинской Америки. Новые принципы театральной эстетики разрабатывали в своих произведениях драматурги Хавьер Вильяуррутия, Селестино Горостиса (1904-1967), Маурисио Магдалено (р. 1906), Сальвадор Ново и современные драматурги Эмилио Карбальидо, Луис Басурто, Элена Гарро, Вильберто Кантон и Карлос Солорсано.
Музыка. Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных. Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15-16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910-1920-е годы. В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. "старички"), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием "мавры и христиане", бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца - пляска женщины на полях мужского сомбреро. В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба. В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием "воладор" (букв. "летатель"): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки - "олений танец" и "лас пасколас". Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой. Профессиональная музыкальная культура Мексики в 20 в. породила ряд выдающихся композиторов. В 1920-е годы Карлос Чавес (1899-1978), задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра (создан в 1928), директором консерватории в Мехико (1928-1934); он много гастролировал за рубежом и получил международное признание. Начинания Чавеса продолжили известные композиторы Мануэль Мария Понсе (1882-1948) и Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940). Большой вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли Блас Галиндо Димас (р. 1910), директор консерватории в 1947-1961, фольклорист Висенте Торибио Мендоса (1894-1964), музыковед Отто Майер-Серра (1904-1968), композиторы Канделарио Уисар (1883-1970), Мигель Берналь Хименес (1910-1956), Хосе Пабло Монкайо (1912-1958), Хосе Ролон (1883-1945), Родольфо Алатер, Луис Санди и др.
Образование. В Мексике введено светское образование, что не является препятствием для деятельности частных религиозных школ. Несмотря на законодательно закрепленное бесплатное обязательное начальное образование, 9% подростков от 6 до 17 лет не имеют возможности посещать школу по причине материальных затруднений. По данным на 1995 в Мексиканском национальном автономном университете (основан в 1553) обучалось 330 тыс. студентов. Кроме него, в стране функционирует еще полсотни университетов. Одним из лучших считается Технологический институт в Монтеррее. Мексиканское правительство проводит политику вовлечения индейцев в сферу современной цивилизации. С этой целью в индейских поселениях создаются культурные миссии, где трудятся несколько специалистов различного профиля - например, медсестра, учитель, плотник, агроном, работник социальной сферы. Они посещают близлежащие районы, изучают индейские обычаи и затем передают свои знания индейцам, но таким образом, чтобы не подорвать основ их самобытной культуры. Эта программа оказалась настолько эффективной, что под эгидой ЮНЕСКО на озере Пацкуаро был создан Центр фундаментальной подготовки учителей для других стран Латинской Америки с высоким процентом индейского населения.
Музеи и библиотеки. В столице расположены многочисленные музеи, среди них - Национальный музей антропологии, Национальный музей истории в замке Чапультепек, Музей живописи и скульптуры "Сан-Карлос", Музей естествознания и Национальный музей, расположенный в Национальном дворце на площади Сокало в центре города. При каждом университете имеется богатая библиотека. Мексиканская национальная библиотека, основанная в 1833, насчитывает свыше 1 млн. томов и располагает ценной коллекцией редких книг и документов.
Спорт. Наиболее популярными видами спорта являются бейсбол, футбол, конные бега, бой быков, хай алай (баскская национальная игра в мяч наподобие гандбола), теннис, баскетбол, волейбол, гольф и плавание. В Мехико выстроены две арены для боя быков, одна из них - крупнейшая в мире. Национальный стадион вмещает 80 тыс. зрителей, новый Олимпийский стадион в Университетском городке - 100 тыс. зрителей. Огромная рельефная роспись Диего Риверы на внешней стене Олимпийского стадиона воссоздает историю спорта в Мексике.
Телевидение и радиовещание. Мексика первая из латиноамериканских стран начала телевещание. Многие телепрограммы транслируются из США, но большинство - мексиканского производства. Мексиканские телепрограммы распространяются по всей Латинской Америке и частично на территории США.
Пресса и книгоиздательское дело. Наиболее популярны газеты "Эксельсиор", независимый столичный ежедневник консервативного направления, "Универсаль", "Пренса", "Эсто" (самая читаемая газета с ежедневным тиражом более 400 тыс. экземпляров), "Уно мас уно" - малотиражное, но престижное издание левой оппозиции) и "Новедадес" (тираж 190 тыс.) знаменитая своим еженедельным обозрением культуры. Ведущие газеты провинциальных центров - "Эль Норте", выходящая в Монтеррее, "Соль де Тампико" и "Оксиденталь" - в Гвадалахаре. Крупнейшие провинциальные газеты находятся в ведении правительства. Среди многочисленных мексиканских издательств выделяется "Фондо де культура экономика", созданное в 1934 группой молодых интеллектуалов. Издательство выпускает литературу различного профиля. В начале 1990-х годов в стране ежегодно выходило ок. 2500 названий. Мексиканские книги популярны во всем испаноязычном мире.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.