- ГАВРИИЛ
1. ангел
(евр. Гавриэль, "муж Божий" или, что более вероятно, "Бог явил Себя в силе"), ангел высшего чина, именуемый архангелом в псевдэпиграфической Книге Еноха, но не в книгах Ветхого и Нового Завета. Был послан к Даниилу, чтобы истолковать ему видения (Дан 8:16-27; 9:21-27). В Новом Завете возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя (Лк 1:8-22) и приветствует Деву Марию, избранную Богом, чтобы стать матерью Иисуса Христа (Лк 1:26-38). Неоднократно появляется в поздних еврейских и христианских преданиях. В эпоху позднего Средневековья в Гаврииле видели ангела, который в Судный день поднимет мертвых звуком своей трубы. Согласно исламской традиции, Гавриил (Джибрил или Джабраил) передал Мухаммеду текст Корана.
2. русский богослов
(ВОСКРЕСЕНСКИЙ, ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ)
(1795-1868), русский богослов, первый историк русской философии. Родился в 1795. Окончил Московскую духовную академию (1820) и был оставлен на кафедре философии. В 1821-1824 преподавал в Петербургской духовной академии. Впоследствии был ректором Орловской и Могилевской семинарий, настоятелем монастыря в Казани. В 1835-1850 - профессор Казанского университета (по кафедре церковного права, а затем по кафедре философии). В 1839-1840 в Казани выходит его История философии (в 6 ч.). Философия, утверждал Гавриил, в том или ином виде существует у всех народов и всегда отражает особенности национального характера и культурной традиции. При этом научность ("наукообразность") далеко не исчерпывает варианты философского опыта, который может быть "рассеян в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии". В 6 части Истории речь шла об основных чертах и вехах истории русской философии, в которой нашел отражение характер русского народа. Характеру этому, по Гавриилу, чужды крайности рационализма и эмпиризма, и поэтому в своем любомудрии русские предпочитают "рационализм, соображаемый с опытом". Своим же возникновением отечественная философская традиция обязана русскому и греческому духовенству. Благодаря греческому влиянию на Руси был воспринят "преимущественно" Платон, в то время как на Западе увлеклись "диалектическими тонкостями" Аристотеля, следствием чего явилась схоластика. Среди древнерусских мыслителей Гавриил особо выделял митрополита Никифора, характеризуя его как первого русского "ученого-неоплатоника", а также Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Нила Сорского. К наиболее ярким представителям более позднего русского любомудрия он относил Г.С.Сковороду, Феофана Прокоповича. Труд Гавриила - первый опыт систематического изложения истории русской мысли. Ему принадлежит также первенство в обосновании тезиса о "платонизме отечественной философии". Умер Гавриил 10 мая 1868.
ЛИТЕРАТУРА
Гавриил. История философии Архимандрита Гавриила, ч. 1-6. Казань, 1839-1840
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.