США. ЭКОНОМИКА


США. ЭКОНОМИКА

Введение. Эра, начавшаяся при президенте Линдоне Джонсоне (1963-1969), ознаменовалась значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960-х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг. В 1980-х годах занятость в секторе услуг увеличивалась в среднем на 1,8% в год (в торговле на 2,6%), тогда как число рабочих мест в промышленности оставалось неизменным. Иными словами, новые рабочие места на производстве либо вытесняли старые, либо создавались за рубежом. На протяжении 1960-х годов среди экономистов было распространено мнение, что государство может способствовать экономическому росту, компенсируя недостаток потребительского и инвестиционного спроса. Однако в 1970-1980-х годах возобладала точка зрения, согласно которой государственное вмешательство затрудняет эффективное функционирование частных рынков. Смена приоритетов в экономической теории вызвала изменения в самой экономике, поскольку расходы правительства, направленные на поддержание спроса, уменьшились с 12,6% в 1970 до 7,8% в 1995 (в процентах от валового внутреннего продукта). Проводя политику снижения налогов для корпораций и зажиточных граждан с целью стимулирования капиталовложений, правительство надеялось, что на смену государственным придут частные инвестиции. В 1950-х годах уровень налогообложения для корпораций в среднем составлял 45%, а в 1990-х годах - 24%. Ставки подоходного налога для обеспеченных граждан США (1% населения) снизились с 36% в 1977 до 29% в 1992. Хотя государственные расходы сократились, темпы снижения налоговых поступлений оказались выше темпов снижения государственных расходов, что привело к увеличению бюджетного дефицита. Дефицит оказался важнейшей политической проблемой, которая в середине 1980-х годов стала предметом бурных дискуссий. В 1985 и 1987 Конгресс принял законы о сбалансировании бюджета к 1991 и 1993 соответственно. В 1995, когда эти законы не достигли цели, консервативные политики стали настаивать на принятии конституционной поправки о сбалансированном федеральном бюджете. Перемены в социальной структуре общества расставили новые акценты в системе ожиданий инвесторов и лиц наемного труда. До 1970 работник рассчитывал, что его личный доход будет расти, если будут расти доходы фирмы. Он также полагал, что в награду за добросовестный труд фирма сможет обеспечить ему чуть ли не пожизненную занятость. Но эти надежды исчезали по мере того, как производственная база - основа основ американской экономики - сужалась в результате возросшего спроса на низкооплачиваемые должности в сфере услуг и торговли, не требующие высокой квалификации. В 1994 уже 73% рабочих мест в США приходилось на сферу услуг (в 1970 - 61%). Сократилось и число рабочих мест в промышленности - с 34% (1960) до 24% (1994). Доля национального дохода, выплачиваемая в виде заработной платы, снизилась с 55% в 1970 до 48% в 1993. Заработная плата в середине 1990-х годов продолжала падать и была на 20% ниже, чем в 1973. Изменялась и роль США в мировой экономике. После Второй мировой войны страна стала крупнейшей экономической державой. В течение нескольких десятилетий США занимали лидирующее положение в мире по темпам экономического роста, производительности труда и объемам производства. Доллар был основной валютой в международной финансовой системе. Американские производители снабжали весь мир товарами массового потребления и оборудованием. Ныне США утратили безраздельное господство в мировой экономике. Начиная с 1970-х годов в мире произошел сдвиг к трехполюсной структуре - наряду с США центрами глобальной экономической деятельности стали Европа (во главе с Германией) и Азиатско-Тихоокеанский регион (во главе с Японией). В 1994 в США стоимость импорта на 166 млрд. долл. превысила стоимость экспорта. Доля валового внутреннего продукта США в мировом ВВП снизилась с 35,4% в 1966 до 26,5% в 1993. Германия и Япония догнали и даже превзошли США по ряду ключевых показателей экономического развития. В середине 1990-х годов величина ВВП на душу населения в Германии примерно сравнялась с США, а в Японии была на 20% выше. В таких важнейших отраслях промышленности, как автомобилестроение, металлообработка, сталелитейное производство и потребительская электроника, Япония опережает США по производительности труда на 15-45%. В металлообрабатывающей и сталелитейной промышленности производительность труда в Германии стала такой же, как в США. Доля ВВП, реинвестированная в экономику, - ключевая детерминанта будущего процветания - в США составляла 15%, в то время как в Германии - 22%, а в Японии - 31%. В высокотехнологичных отраслях промышленности гражданские расходы на научно-технические исследования и разработки в США составляют 1,9% ВВП, в Германии - 2,7%, в Японии - 3%.
Экономическая история. В американской экономике издавна сосуществовали различные системы хозяйственной деятельности: независимое крестьянское и кустарное производство, хозяйство, основанное на применении рабского труда и капиталистические. В колониальный период и в революционную эпоху независимое производство доминировало в северных колониях, которые поставляли на рынок сельскозозяйственные товары, рыбу, ром и некоторые промышленные товары (в частности, текстиль). В срединных приатлантических колониях преобладало полуфеодальное производство на землях, дарованных английским королем, хотя существовали и независимые фермы. На южных плантациях применялся труд сначала крепостных, а затем чернокожих рабов. В предреволюционный период экономика колоний целиком зависела от внешней торговли, которая находилась под бдительным контролем британского правительства. Штаты Новой Англии ввозили промышленные товары из Великобритании и вывозили в Африку ром в обмен на рабов. Сахар, использовавшийся при производстве рома, доставлялся из Вест-Индии в обмен на рыбу, которой кормили рабов, занятых на сахарных плантациях. Со временем, отчасти вследствие неудачной британской экономической политики, условия торговли становились все более невыгодными для колоний, что стимулировало рост антибританских настроений, вылившихся в революционный взрыв. Капиталистическое производство восходит к 1814, когда в фабричном поселке Уолтем (шт. Массачусетс) Фрэнсис Лоуэлл, основатель массачусетского города Лоуэлла, впервые внедрил новую систему труда. В "системе Уолтема" использовался труд девушек с окрестных ферм, которые и составили штат первых крупных промышленных предприятий - ткацких фабрик. Работниц размещали в фабричных общежитиях, обучали и платили им больше, чем они могли заработать надомным ткачеством, которое доминировало в ту пору. Недостатка в рабочей силе не было, поскольку началось освоение целинных земель на Западе, существенно подорвавшее экономическое положение фермеров Новой Англии. Когда в Нью-Йорк и Новую Англию прибыли ирландские переселенцы, рынок труда еще больше расширился, а условия фабричного труда стали ухудшаться, приближаясь к британским. На этой почве появились первые ростки американского профсоюзного движения. В то время на Юге основой производства хлопка и других плантационных культур был рабский труд, хотя существовали также независимые фермерские хозяйства и надомное кустарное производство. До 1808 плантации Юга зависели от работорговли, благодаря которой невольничий рынок постоянно пополнялся. После того, как Англия в начале 19 в. отменила работорговлю, условия труда и жизни рабов несколько улучшились, поскольку американские плантаторы были заинтересованы как в поддержании их трудоспособности, так и в появлении у них здорового потомства. Вопрос же о распространении системы рабовладения на вновь осваиваемые территории Запада стал предметом ожесточенных политических дебатов, которые привели к решению Юга выйти из союза штатов и к Гражданской войне 1861. Многие крупные состояния, сколоченные за годы Гражданской войны, в том числе многомиллионные Эндрю Карнеги, Джона Д.Рокфеллера и Филипа Армора, стали финансовой основой для роста промышленности в конце 19 в. Монополистический капитализм складывался в последней трети 19 в. по мере того, как наиболее удачливым дельцам удавалось поглотить своих конкурентов или объединиться в тресты для раздела рынков сбыта и установления фиксированных цен. В тот же период первых успехов достигло профсоюзное движение: по всей стране спонтанно вспыхивали всеобщие забастовки, сотни тысяч рабочих вошли в состав организации "Рыцари труда". Но после расстрела рабочей демонстрации на площади Хеймаркет в Чикаго 4 мая 1886 крупные корпорации и правительство стали успешно сотрудничать в подавлении рабочего движения. По мере роста производства и укрупнения капиталистических предприятий их владельцы проявили интерес к зарубежным рынкам. В 1890-х годах США вышли на рынки Латинской Америки благодаря претворению в жизнь доктрины Монро, объявившей Западное полушарие сферой своих интересов. Так, в 1895 президент Гровер Кливленд пригрозил войной Великобритании, когда она попыталась закрыть доступ к р.Ориноко в Венесуэле (т.е. к четверти южноамериканского рынка). Кроме того, к 1900 американской дипломатии удалось добиться успехов в проведении политики "открытых дверей" в Китае. Согласно этой политической доктрине, государства получали свободный доступ на гигантский китайский рынок. Все эти дипломатические меры вкупе с территориальными приобретениями во время и сразу после испано-американской войны (1898) ознаменовали рождение американского империализма и обеспечили массу преимуществ для промышленности США. Начало 20 в. ознаменовалось массовым процессом слияния предприятий; стремительная централизация большинства отраслей промышленности обозначила конец эры конкурентного капитализма. И хотя был принят ряд законов, призванных не допустить монополизацию промышленности (например, антитрестовский закон Шермана 1890), они слабо претворялись в жизнь и оказались малоэффективными. В то время активизировалось профсоюзное движение, выступившее за проведение реформ, в том числе за восьмичасовой рабочий день. Эта борьба увенчалась созданием Американской федерации труда (АФТ). После Первой мировой войны профсоюзное движение несколько ослабло, но тяготы и лишения во время мирового экономического кризиса 1930-х годов вызвали его очередной подъем. Экономический кризис в США, т.н. Великая депрессия, характеризовался резким спадом производства, ростом безработицы и инфляции. Крупные профсоюзные объединения, образовавшиеся в промышленности, провели немало успешных акций, вроде сидячей забастовки на заводах "Дженерал моторс", после которой корпорация вынуждена была признать Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности. В 1935 был образован Комитет (с 1938 - Конгресс) производственных профсоюзов (КПП). Попытки администрации Франклина Д.Рузвельта преодолеть последствия экономического кризиса возымели неоднозначные результаты. Хотя в области социальных программ и инфраструктуры произошли значительные сдвиги, экономика в целом приблизилась к прежнему уровню деловой активности лишь после вступления США во Вторую мировую войну, стимулировавшую рост производства и усиление государственного регулирования. Установление контроля за ценами, введение системы нормирования, крупномасштабная военная мобилизация и международные обязательства страны переломили негативные тенденции в экономике. Крупные корпорации получали огромные прибыли, а АФТ, КПП и независимые от них профсоюзы отказались от проведения забастовок во время войны. Основные конкуренты США - Германия, Великобритания, Япония и Франция - были разорены войной, тогда как экономика США не только не пострадала, но и упрочилась. План Маршалла (1947) и Бреттон-Вудское соглашение о валютной системе (1944) помогли подготовить почву как для возрождения промышленных держав Европы и Японии, так и для превращения развивающихся стран в приемлемых торговых партнеров. В самих США сменившее послевоенную борьбу неписаное соглашение между профсоюзами и крупным бизнесом способствовало росту производства и расширению внутреннего рынка. Холодная война породила новые экономические стимулы, оправдывая огромные военные расходы в мирное время. Военное присутствие США во многих регионах мира служило надежным гарантом зарубежных инвестиций американских корпораций от непредвиденных местных конфликтов. Все это обеспечило условия для экономического роста, который продолжался на протяжении 1950-х - в начале 1960-х годов. К концу 1960-х годов период стремительного подъема экономики завершился. Во время войны во Вьетнаме американская экономика испытывала острое перенапряжение из-за противоречий между нуждами военного бюджета и государственных социальных программ. Меры, предпринятые странами ОПЕК в середине 1970-х годов, привели к росту стоимости энергоносителей для американских потребителей и производителей, что обусловило снижение темпов экономического развития. Неизбежный отказ в начале 1970-х годов от бреттон-вудского фиксированного курса валют дестабилизировал международные торговые отношения. Успехи послевоенного восстановления Западной Европы и Японии способствовали созданию остроконкурентной среды как внутри США, так и за рубежом. Все эти факторы вызвали в конце 1970-х годов серьезный экономический кризис в США: темпы экономического роста замедлились, инфляция выросла, заработная плата была заморожена, высокого уровня достигла безработица.
Трудовые ресурсы. В 1980-х - начале 1990-х годов занятость в промышленности США существенно уменьшилась. В 1965 в добывающих отраслях, на строительстве и в обрабатывающей промышленности работали 36,1% занятых, а в 1995 этот показатель снизился до 20,6%. С 1980 до середины 1990-х годов в стране было ликвидировано почти 2 млн. рабочих мест в обрабатывающих отраслях и ок. 500 тыс. - в горнодобывающих. С 1979 по 1992 общая занятость увеличивалась в среднем на 1,4% в год, но в сталелитейном производстве она снижалась ежегодно на 6,1%, в металлообрабатывающих отраслях - на 4,5%, в автомобилестроении и производстве оборудования - на 1,5%, а в швейной и текстильной промышленности - на 2%. Массовые увольнения, особенно на производстве, становились все более обыденным явлением. В начале 1990-х годов стало расти число безработных менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов. Снижение занятости в производстве отчасти объяснялось перемещением предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой, а отчасти - конкуренцией иностранных производителей, в частности западноевропейских и азиатских. Кроме того, сокращение числа рабочих мест на производстве было обусловлено технической модернизацией и повышением спроса на операторов ЭВМ и программистов, вытеснявших рабочих с низкой или средней квалификацией. Новые рабочие места появились главным образом в сфере услуг. В 1996 наибольшим спросом пользовались (в порядке убывания): специалисты по обслуживанию компьютеров, инженеры по компьютерной технике, системные администраторы, помощники в работе по дому и по уходу за больными и детьми. К середине 1990-х годов работники сферы услуг составляли более 75% общей численности занятых. Рабочие места в этой сфере обычно оплачиваются ниже, чем на производстве. В 1996 средняя почасовая компенсация (заработная плата плюс неденежное вознаграждение) во всех видах обслуживания составила 16,28 долл., а на производстве - 21,27 долл. Рост числа рабочих мест в сфере услуг сопровождался значительным распространением временной и частичной занятости. С 1970 по 1990 количество временных рабочих мест возросло на 211%, главным образом за счет конторских и розничных услуг, что в процентном отношении почти вчетверо превышает общий рост числа рабочих мест в стране. Число частично занятых за это время увеличилось на 121%. Сдвиги в структуре экономики США и изменения в составе американской семьи отразились в занятости населения. В 1965 в стране работали 39,3% женщин, которые составляли 34,8% от общего числа занятых. В 1997 работали уже почти 60% американских женщин, которые составляли 46,2% занятых. Доля работающих афроамериканцев, испаноязычных американцев, азиатов и индейцев выросла за тот же период с 10,8 до 20,6%. В связи с сокращением промышленного производства была заметно подорвана база занятости городского населения, что вызвало рост безработицы во многих городах, особенно в промышленных районах Среднего Запада и Северо-Востока. Вдобавок многие корпорации стали размещать свои головные офисы и различные службы в пригородах и небольших городах, особенно на Юге и Юго-Западе. Существенные изменения произошли также в стратегии управления персоналом и отношений с профсоюзами во многих крупных корпорациях. После Второй мировой войны, когда ок. 35% наемных работников были объединены в профессиональные организации, предприниматели совместно с профсоюзами выработали форму скрытого сотрудничества. Профсоюзы отказались от постоянного контроля за производственными решениями в обмен на обязательство корпораций увязывать рост заработной платы с повышением производительности труда. Такая договоренность получила название "трудового соглашения". В первые послевоенные годы экономика переживала расцвет, прибыли росли, а соответственно повышалась заработная плата. Американские рабочие-автомобилестроители и сталелитейщики в ту пору были самыми высокооплачиваемыми "синими воротничками" в мире. Но в конце 1960-х - начале 1970-х годов прибыли корпораций стали уменьшаться. В середине 1960-х годов прибыли за вычетом налогов составили рекордные 10%, а к середине следующего десятилетия упали ниже 6%. Многие корпорации стали добиваться от профсоюзов согласия на снижение заработной платы и более гибкую систему распределения труда, а в некоторых случаях пытались даже избавиться от профсоюзов. Этот процесс достиг апогея к 1981, когда президент Роналд Рейган уволил 8590 бастующих авиадиспетчеров после того, как те отказались возобновить работу. Сочетание агрессивной корпоративной стратегии, ограниченных возможностей для предъявления коллективных требований и возрастающей конкуренции со стороны дешевой рабочей силы зарубежных промышленных зон ослабило позиции американского рынка труда. После неуклонного роста с 1950-х до начала 1970-х годов и достигнутого в 1973 пика реальная заработная плата (с учетом инфляции) рабочих, занятых в несельскохозяйственном производстве, стала снижаться в среднем на 1% в год. Реальная покупательная способность также сократилась. В 1997 минимальная оплата труда (5,15 долл. в час) с учетом инфляции была меньше, чем минимальная оплата (1 долл. в час) в 1956. В 1997 работник с полной занятостью, зарабатывавший 5,15 долл. в час, имел годовой доход ок. 10 тыс. долл.
Организация производства. Экономика США базируется на частной собственности и стремлении к получению прибыли. Промышленные и страховые компании, магазины, фермы, банки и многие предприятия сферы услуг принадлежат частным инвесторам. Номенклатура и объемы производимых товаров, ценообразование, реализация товаров и услуг определяются владельцами частных предприятий или назначаемыми ими менеджерами. Процесс принятия решений в частном бизнесе продиктован прежде всего необходимостью поддерживать прибыльность предприятий. На эти решения оказывают влияние также конкурирующие фирмы, трудящиеся, профсоюзы, правительство. Конкуренция между различными фирмами приводит к снижению прибыли и может стимулировать слияние предприятий. Для более крупных фирм, как правило, характерны экономия затрат за счет масштабности операций и эффективный контроль над ценами и прибылями. Крупные корпорации возникли в конце 19 в., когда в результате слияния мелких предприятий сформировались такие гиганты, как "Юнайтед Стейтс стил" и "Стандард ойл". В 1995 в США насчитывалось 16,4 млн. некорпоративных частных предприятий несельскохозяйственного профиля, 1,58 млн. партнерских компаний и 4,4 млн. корпораций. Именно корпорации играют наибольшую роль в экономике США. В 1995 доходы некорпоративных частных предприятий составили 807 млрд. долл., доходы партнерских компаний - 853 млрд. долл., доходы же корпораций превысили 14,5 трлн. долл. Большая часть продукции корпораций производится небольшим числом крупнейших фирм. Хотя в 1995 корпорации с капиталом свыше 250 млн. долл. составляли лишь 1,6% всех корпораций страны, на их долю приходилось почти 85% суммарной прибыли. В банковско-финансовом деле усугубляется концентрация капитала. В 1997 на территории США действовали 9143 банка с общим капиталом 5 трлн. долл. (в среднем по 548 млн. долл. в каждом). Для сравнения: в 1985 в стране было 14 417 банков с общим капиталом (в долларах 1997) 3,7 трлн. долл. (в среднем по 254 млн. долл. в каждом). Банки играют огромную роль в экономике страны. В 1996 доля банков, страховых обществ, компаний по операциям с недвижимостью и кредитных организаций в ВВП составляла 19%. Операции с недвижимостью дали 886 млрд. долл., депозитные институты, включая коммерческие банки, - 247 млрд., страхование - 136 млрд. В 20 в. государственный сектор в экономике существенно расширился, особенно в годы мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, однако расходы федерального правительства в период с 1975 по 1995 оставались относительно стабильными. В 1995 федеральные расходы составили 21,1% ВВП (в 1975 - 21,4%). Правительство имеет возможность влиять на экономику с помощью бюджетной политики, т.е. изменяя уровень расходов или налогообложения. Федеральная резервная система (ФРС) США контролирует объем денежной массы в стране и оказывает колоссальное влияние на финансовые рынки. ФРС принимает решения независимо от федерального правительства, президент США назначает членов совета управляющих на 14-летний срок. Изменяя объем денежной массы, ФРС оказывает значительное влияние на размер процентных ставок. Уменьшая денежную массу, ФРС повышает процентные ставки, тем самым снижая темпы экономического роста. Аналогичным образом, увеличение денежной массы приводит к снижению процентных ставок и стимулирует экономический рост. В 1980 - начале 1990-х годов ФРС проводила антиинфляционную политику, удерживая процентные ставки на высоком уровне, а темпы экономического роста - на сравнительно низком уровне.
Национальный доход и распределение доходов. В 1997 ВВП США составил 8079 трлн. долл. Значение годового прироста реального ВВП часто используется в качестве индикатора здоровья экономики. С 1960 по 1995 темпы роста ВВП замедлились: в 1960-е годы среднегодовой прирост составлял 4,5%, в 1970-е - 3,5%, в 1980-е - 3,0%, а в 1990-1995 - 2,1%. Хотя темпы экономического роста США существенно снизились, их экономика остается ведущей в мире. В то же время по величине ВВП на душу населения США (27 821 долл.) уступает лидерство только Люксембургу (32 416 долл.). ВВП за вычетом амортизации основного капитала и косвенных налогов на бизнес называется национальным доходом. Он распределяется в виде заработной платы и различных дополнительных выплат, прибылей частных владельцев и ренты, корпоративных прибылей и дивидендов, выплачиваемых в различных секторах экономики - работникам, владельцам недвижимости, владельцам предприятий и финансистам. В период с 1990 по 1995 общий фонд заработной платы в США составлял 60% национального дохода, дополнительные выплаты работникам - 13%, прибыли частных владельцев - 8%, рентный доход - 2%, корпоративная прибыль - 9% и дивиденды - 8%. В целом 73% национального дохода составляла оплата труда, а 27% достались владельцам недвижимости, предприятий и финансовых активов. В 1996 средний семейный доход в США составил 35 492 долл. Сохраняется, впрочем, значительное неравенство в распределении доходов. Серьезной проблемой остается бедность. В 1996 почти 37 млн. человек жили ниже официальной черты бедности. В зоне высокого риска бедности оказываются дети. В 1996 20% американских детей жили в нищенских условиях. Высока степень этого риска и у женщин. Среди американцев, живших в 1996 ниже черты бедности, женщины составляли 56%, а мужчины 44% (среди последних 48% - подростки до 18 лет).
СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Ресурсные отрасли. Добывающие отрасли хозяйства играют жизненно важную роль в обеспечении экономического роста. США принадлежит к тем немногим странам, которые располагают большей частью естественных ресурсов, необходимых для развития современной экономики. Эти ресурсы включают основные виды минерального сырья (железная руда, свинец и медь). Важнейшее значение имеют энергоресурсы - уголь, нефть, природный газ, которыми так богаты США. Для нужд производства и строительных работ используются огромные лесные ресурсы. Наконец, сельскохозяйственное производство США традиционно одно из самых эффективных в мире. В целом доля ресурсных отраслей в ВВП в 1994 составила 7%.
Сельское хозяйство. Большинство продуктов питания и иной сельскохозяйственной продукции производится на крупных фермах, чьи владельцы имеют возможность использовать современное оборудование и технику. На таких фермах широко применяются химические удобрения, инсектициды и фунгициды, а также высокоурожайные гибридные сорта зерна. Большие урожаи сельскохозяйственных культур в США получают при относительно невысокой занятости и на сравнительно небольших площадях. После Второй мировой войны американское сельское хозяйство было настолько высокорентабельным, что правительство субсидировало фермеров с тем, чтобы они снижали объем производства. В тех отраслях, где производится избыточная продукция, ее значительная часть используется на фермах (до 70% производимого в США зерна идет на корм скоту). Ведущее место в сельском хозяйстве США занимает разведение крупного рогатого скота и домашней птицы, производство яиц и молочных продуктов, выращивание зерновых, сои, овощей и фруктов. В 1996 совокупный рыночный фермерский доход достиг 204,2 млрд. долл., из них 54% приходилось на долю продукции растениеводства, а 46% - животноводства.
Горнодобывающая промышленность. Недра США изобилуют минеральным и топливным сырьем. В 1920 уголь составлял ок. 80% энергобаланса страны, а в 1993 - лишь 19,6%. Добыча угля сократилась с 597 млн. т в 1920 до 394 млн. т в 1960. Затем в результате технологического перевооружения, позволившего снизить себестоимость угля, и в связи с повышением цен на нефть в 1970-х годах угледобыча вновь возросла до 1029 млн. т в 1990, а в 1996 составила 1056 млн. т. В 1996 более половины энергии в стране производилось на теплоэлектростанциях, работающих на угле. Залежи железной руды находятся в основном в районе оз. Верхнего. Хотя это месторождение поистине огромно, в 1993 ок. 12% потребленной в стране железной руды составил импорт, главным образом из Канады, Бразилии и Венесуэлы (в 1950 - 8%). Большинство горнорудных разработок в США ведутся открытым способом, что представляет серьезную опасность для окружающей среды. При этом образуется в десять раз больше отходов на тонну добычи, чем при шахтных разработках. Еще более пагубные последствия для природы связаны с отходами обогащения руд. Халатность при удалении отходов порой приводит к кислотным стокам, вызывающим загрязнение грунтовых вод. В США помимо железа добывают свинец, медь, ванадий, сурьму, молибден, уран, алюминий, цинк, вольфрам, золото и серебро, а из неметаллического сырья - серу, калий, известняк, песок, гравий и др. Кроме угля, основные минеральные энергоносители - нефть и природный газ. Многие полезные ископаемые приходится импортировать, в том числе бокситы, глинозем, кадмий, хромит, кобальт, марганец, ртуть, никель, платину, олово и титан. В 1995 было добыто полезных ископаемых стоимостью 118,6 млрд. долл. Основную часть составила добыча нефти (31,3 млрд. долл.), природного газа (28,8 млрд. долл.) и каменного угля (19,7 млрд. долл.).
Рыболовство. Основные рыбопромысловые районы США располагаются в океанских прибрежных зонах. Вдоль атлантического побережья от штата Мэн до Чесапикского залива на дальних отмелях ловят камбалу, пикшу, треску и другие виды рыб, в прибрежной зоне - сельдь и макрель. Этот регион славится также омарами, устрицами, мидиями, гребешками, крабами. Промысловые районы Юга на атлантическом побережье южнее мыса Хаттерас и в Мексиканском заливе дают отменные уловы морского карася, помпано, гупера и красного берикса, а также ценных видов моллюсков, в частности креветок, и менхэдена - рыбы, используемой в производстве рыбьего жира и удобрений. Промысловые зоны на северо-западе тихоокеанского побережья изобилуют лососем - в 1992 его улов составил 29% стоимости всей добычи рыбы США. Промысел вдоль калифорнийского побережья славится главным образом тунцом. Общий объем добычи рыбы и других морепродуктов в 1996 составил 4,3 млн. т, из них почти 80% использовались как продукты питания, в том числе самые ценные - крабы, лосось, омары и сайда. В период с 1993 по 1996 уловы рыбы в ряде регионов сократились, что в большинстве случаев сопровождалось повышением цен. Например, у берегов Новой Англии улов снизился с 357 тыс. т в 1980 до 294 тыс. в 1992, однако его стоимость возросла с 327 млн. долл. до 604 млн. Сущетвенно уменьшился улов атлантической трески. На юге за тот же период времени улов сократился с 214 тыс. т в 1980 до 108 тыс. в 1992, а его стоимость выросла всего с 148 млн. долл. до 152 млн. Подсчитано, что в Северной Америке 67% поголовья мидий, 64% речных раков и 36% рыб находится под угрозой полного исчезновения вследствие неконтролируемой добычи. Правительство США ввело ограничения на типы применяемых сетей и квоты на улов с целью сохранения популяций.
Лесное хозяйство. Разработка лесных ресурсов началась на заре истории страны как подспорье для сельского хозяйства и торговли. В течение 200 лет лесные массивы Севера были главным источником деловой древесины. Ценная Веймутова сосна использовалась в Новой Англии еще в начале колониального периода, и вплоть до 1850-х годов здесь находился основной район лесозаготовок. Затем артели лесорубов двинулись на запад, чтобы осваивать ресурсы Веймутовой сосны в Пенсильвании. После истощения этих запасов заготовки леса сместились в район Великих озер. В 20 в. расширилось освоение лесов Юга, которые раньше использовались лишь в строительстве судов, а затем лесозаготовки развернулись на тихоокеанском Северо-Западе. В начале 1990-х годов леса тихоокеанского побережья давали ок. 47% всей деловой древесины, а леса Юга - менее 40%. Последние обеспечивают почти все производство бумаги, деревянной тары, а также скипидара, канифоли и древесных смол. В Аппалачах произрастают ценные породы деревьев с твердой древесиной - кария, клен, дуб, дающие сырье для мебельной промышленности. США занимают первое место в мире по производству древесины. Более 75% объема производства приходится на породы с мягкой древесиной, преимущественно желтую сосну и лжетсугу. Основной источник твердой древесины - дуб. В США потребление лесоматериалов превышает объем лесозаготовок. Эта разница (свыше 25% общего объема производства) восполняется за счет импорта древесины, главным образом из Канады. Около 46% всей лесной продукции составляют пиломатериалы, 33% - целлюлоза, 11% - фанера и шпон.
Вторичные отрасли. К ним относятся обрабатывающая промышленность, энергетика и военно-промышленный комплекс.
Обрабатывающая промышленность. США являются крупнейшим в мире производителем промышленных товаров, ежегодный объем производства которых для внутреннего и мирового рынка оценивается более чем в 1,3 трлн. долл. Эта отрасль остается одной из ключевых в национальной экономике, однако ее значение по сравнению с индустрией услуг после Второй мировой войны неуклонно снижалось. В 1996 на долю обрабатывающей промышленности приходилось менее 19% ВВП (против 22% в 1980). Производство товаров длительного пользования составляет более половины всей продукции отрасли. Одну треть их составляет продукция машиностроения, промышленного, электронного и электротехнического оборудования, по одной пятой - автомобилестроение и металлообработка. Химическая и пищевая промышленность поставляют более чем по одной пятой товаров краткосрочного пользования, а на долю продукции полиграфической промышленности приходится 15%. География обрабатывающей промышленности, начиная с конца 1960-х годов характеризовалась сдвигом на Юг и Запад, что было частично обусловлено более низкой себестоимостью производства в этих районах. В период между 1970 и началом 1990-х годов доля продукции Северо-Востока и Северного Центра снизилась с двух третей до половины, в то время как доля продукции Запада увеличилась на 5%, а Юга - почти на 10%. В начале 1990-х годов Юг давал примерно одну треть всей продукции, заняв место Северного Центра как ведущего региона обрабатывающей промышленности США. Автотранспортные средства, металлоизделия и промышленное оборудование производятся в основном в Северо-Восточном Центре, куда входят штаты Огайо, Индиана, Иллинойс, Висконсин и Мичиган. Среднеатлантические штаты (Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания) специализируются на машиностроении и химическом производстве. Южноатлантический регион производит химические продукты, текстиль, одежду и табачные изделия. Тихоокеанский регион во главе с Калифорнией специализируется на производстве транспортного оборудования, продуктов питания, электротехнического и электронного оборудования.
Энергетика. Основные источники энергии для экономики США - нефть, природный газ и уголь. В 1996 нефть обеспечивала 35% произведенной в стране энергии, природный газ - 22,5%, уголь - 21%. Источником электроэнергии служил главным образом уголь (57%), природный газ и нефтепродукты составляли соответственно 9% и 2%. Гидроэлектростанции давали еще 11% энергии. Роль атомной энергетики в производстве электроэнергии до 1970-х годов оставалась незначительной, в 1982 она возросла до 12,5%, а в 1996 - до 22%. Зависимость экономики США от импорта нефти резко возросла в период между началом 1980-х и началом 1990-х годов. Ввезенная сырая нефть составила 1921 тыс. баррелей в 1980, а к 1997 этот показатель достиг 2918 тыс. баррелей. США потребляют 25% всей мировой энергии (в пересчете на угольный эквивалент), значительно больше, чем любая другая страна мира. Из-за высокого уровня потребления энергии на долю США приходится ок. 20% глобальных выбросов "парниковых" газов (углекислый газ, метан и оксиды азота) в атмосферу.
Военно-промышленный комплекс занимает значительное место в экономике США. Многие отрасли хозяйства так или иначе связаны с оборонной промышленностью. Более того, благосостояние ведущих корпораций в таких индустриальных штатах, как Массачусетс или Калифорния, напрямую зависит от ассигнований на оборону. В 1994 Массачусетс и Калифорния получили соответственно 9,5 и 22,5 млрд. долл. по контрактам, заключенным с министерством обороны. Эти ассигнования способствовали обеспечению рабочими местами более 175 тыс. гражданских лиц. Государственные расходы на национальную оборону остаются весьма значительными, невзирая на их существеннее сокращение в начале 1990-х годов. В 1997 на оборонные нужды было выделено 270,5 млрд. долл. - 17,6% всех федеральных расходов, что составляло 3,7% ВВП (против 6,2% в 1986). В целом за счет ассигнований на оборону в 1996 в США насчитывалось ок. 732 тыс. рабочих мест для гражданских лиц и 1056 тыс. - для военнослужащих. На оборону в США затрачивается больше средств, чем в других государствах. Более того, федеральные военные расходы превосходят совокупные военные бюджеты многих индустриальных стран. В 1997 США израсходовали на нужды обороны 270,5 млрд. долл. Эта цифра составляет около трети всех военных расходов в мире и превышает оборонные бюджеты Франции, Германии, Великобритании и Японии. США - крупнейший в мире экспортер оружия. В 1993 США продали за рубеж различных товаров военного назначения на общую сумму 10,3 млрд. долл. На их долю пришлось ок. 50% мирового экспорта оружия, что почти на 4 млрд. долл. превосходит его вывоз из Канады, Китая, Франции, Германии, Великобритании и Польши.
Сфера услуг - крупнейший сектор экономики США. В 1997 он дал 4,43 трлн. долл., или 54% ВВП, и 4/5 рабочих мест в стране. Сфера услуг включает множество различных отраслей и профессий. Комплекс деловых, профессиональных и личных услуг - самая большая и наиболее многообразная группа - включает образовательные и медицинские услуги, социальное обслуживание, гостиничный бизнес, индустрию рекламы, менеджмент, агентства по связям с общественностью, а также многочисленные предприятия бытовых услуг, предоставляемых корпорациям или отдельным гражданам: прачечные, химчистки, автосервис и т.п. В 1996 весь этот комплекс услуг дал более 1 трлн. долл., т.е. ок. 15% ВВП, и в нем было занято 45% всей рабочей силы сектора услуг. Вклад финансовых и страховых институтов и агентств недвижимости тоже составил 15% ВВП, однако в них заняты лишь 8% работников сферы услуг. В эту группу входят банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и другие финансовые организации, товарные и фондовые биржи, агентства по операциям с недвижимостью. Другой крупнейший сектор сферы услуг - предприятия оптовой и розничной торговли, он включает рестораны и бары, фирмы оптовой торговли, магазины, фирмы по продаже автотранспортных средств. В 1996 почти 30% работников сферы обслуживания были заняты в торговле, и на их долю пришлось ок. 1/6 стоимости всех произведенных услуг. Работники государственного сектора составили 11% всех занятых в сфере услуг и произвели 1/8 ВВП. Наконец, на долю предприятий транспорта, связи и коммунального хозяйства в 1996 пришлось ок. 9% стоимости услуг и ок. 6,5% всех занятых в сфере обслуживания. Сюда входят автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, компании телефонной связи, радио- и телевещательные корпорации, а также предприятия коммунального обслуживания. Темпы роста занятости в сфере услуг превзошли все другие отрасли и в период с 1979 по 1995 составили 2,3% в год, что привело к созданию в стране 24 млн. новых рабочих мест. Темпы роста занятости в целом по стране за тот же период составили лишь 1,4% в год. В итоге занятость в сфере услуг возросла с 70% почти до 80% от общего числа работающих. Поскольку заработная плата (вместе со льготами) работников сферы услуг составляет примерно 75% заработной платы на производстве, отток рабочей силы в индустрию обслуживания за период с 1979 по 1995 привел к общему снижению оплаты труда примерно на 10%.
Транспорт. Транспортный комплекс включает разветвленную сеть водных путей, железных дорог и автострад. Крупным техническим достижением начала 19 в. стало строительство канала Эри, соединившего Великие озера с портом Нью-Йорка. В середине 1990-х годов на водные маршруты приходилось 15% грузоперевозок (в тонно-километрах) США. Тяжелые и громоздкие грузы (железная руда, уголь, зерно, нефтепродукты, песок, гравий, цемент) часто доставляются водным путем. Большинство железных дорог США было построено в период индустриального бума после Гражданской войны. На железнодорожный транспорт в середине 1990-х годов пришлось ок. 38% всех грузоперевозок. Вместе с тем начиная с 1950-х годов его роль в системе пассажирского транспорта постоянно снижается. В середине 1990-х годов на железные дороги приходился лишь 1% пассажироперевозок. Строительство высокоскоростных рельсовых магистралей, которыми в первое десятилетие 21 в. планируется связать крупнейшие мегаполисы восточного побережья, возможно, приведет к увеличению пассажиропотока на железных дорогах. Гигантская сеть трубопроводов, по которым транспортируются сырая нефть, нефтепродукты и природный газ, начала сооружаться в начале 20 в. В середине 1980-х годов трубопроводы обеспечивали до 25% грузопотоков, однако к середине 1990-х годов этот показатель снизился до 18%. Для основной массы пассажироперевозок и все увеличивающихся грузоперевозок используются почти 6,4 млн. км автомагистралей и шоссейных дорог страны. В середине 1990-х годов автоперевозки составили 28% всех грузоперевозок. Объем использования автомобилей и прочих пассажирских автотранспортных средств в это же время составил более 4,3 трлн. пассажиро-км, или 80% всех пассажироперевозок. Количество зарегистрированных автотранспортных средств возросло с 8 тыс. в 1900 до почти 200 млн. в середине 1990-х годов. С 1980 число легковых автомобилей увеличилось на 15%, а грузовых - удвоилось. В результате повысилась плотность транспортных потоков, и это стало серьезной проблемой во многих мегаполисах. В середине 1990-х годов на воздушный транспорт приходилась незначительная доля грузового товаропотока (0,5%), но почти 20% пассажироперевозок, в то время как на автобусный и железнодорожный транспорт - лишь по 1% пассажироперевозок.
Средства коммуникаций. Хотя экономическая отдача индустрии коммуникаций сравнительно невелика (3% ВВП в 1995), эта отрасль экономики имеет колоссальное значение для политической, социальной и интеллектуальной жизни США. Большинство средств массовой информации в этой стране находится в руках частных лиц и функционирует независимо от государства. 80% населения обеспечены передачами примерно 15 тыс. телестанций, число абонентов кабельного телевидения выросло с 4,5 млн. в 1970 до 60 млн. в 1995. Более 80% семей имеют видеомагнитофоны. В среднем в стране имеется по два радиоприемника на душу населения, действуют 10 тыс. радиостанций. Газеты доставляются свыше 60 млн. читателей. С начала 1980-х годов быстрые перемены в индустрии коммуникаций произошли благодаря внедрению компьютерных технологий. Электронная почта, первоначально имевшая своей целью оперативный обмен научной информацией, в наши дни является быстроразвивающимся средством связи. Информация о потребительских товарах и услугах, как и информация общего характера, распространяется по каналам Интернета.
Деловые и бытовые услуги. В 1995 доход предприятий деловых услуг составил 336 млрд. долл. от 2 млн. фирм (85% из них были некорпоративными). В середине 1990-х годов эти услуги были самым быстроразвивающимся компонентом сферы обслуживания, между 1970 и 1995 ВВП здесь вырос на 70%; занятость в 1994 достигла 7,5 млн. человек. Услуги в области компьютерных технологий и обработки информации давали треть всех доходов от деловых услуг (114 млрд. долл.), или в 2,5 раза больше, чем в 1985. Занятость в компьютерной индустрии между 1980 и 1995 ежегодно росла на 9%, а общее число рабочих мест превысило 1,1 млн. В компаниях по трудоустройству, включая агентства по временному найму, в 1994 работали более 853 тыс. человек. Валовой доход в этой сфере составил 35 млрд. долл. Рекламные, почтовые, копировальные и строительные услуги дали еще 70 млрд. В автосервисе и охранных фирмах работали 1950 тыс. человек, т.е. около четверти всех занятых в сфере деловых услуг. Основные предприятия бытового обслуживания - химчистки, парикмахерские, диетические и оздоровительные центры, ателье по ремонту одежды, похоронные бюро. Ежегодный валовой доход этих предприятий достиг 40 млрд. долл., а занятость - 900 тыс. человек.
Медицинские и профессиональные услуги. Медицинское обслуживание включает помощь врачей, медицинских сестер и других специалистов в области здравоохранения, работающих в частных фирмах, клиниках и больницах. Финансирование этих предприятий составляет 44% всех расходов на здравоохранение в США. В 1995 их услуги оценивались в 364 млрд. долл., или 6% ВВП страны, а в 1980 - в 111 млрд., или 4% ВВП. В период между 1980 и 1995 занятость в этой сфере возрастала на 4,2% в год. В 1995 число рабочих мест превысило 10,8 млн. В числе профессиональных услуг - юридические с годовым объемом ок. 100 млрд. долл., бухгалтерские (40 млрд.), инженерные (60 млрд.). На долю образовательных услуг, включая университеты, колледжи, начальные и средние школы и профессиональные училища, приходится примерно половина из 20 млн. рабочих мест в этом секторе экономики.
Финансы. В 1995 на финансовом рынке США действовали ок. 628,5 тыс. учреждений со штатом в 7 млн. человек. Среди них - инвестиционные, коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, ипотечные банки, страховые компании, взаимные фонды, компании по операциям с недвижимостью, а также различные холдинговые и трастовые компании. Активы коммерческих банков выросли с 1,9 трлн. долл. в 1980 до 5,2 трлн. в 1997, однако их число снизилось с 14 435 до 10 450. Число сберегательных банков сократилось с 3583 в 1980 до 3126 в 1985, однако затем оно снова выросло и достигло 4690 в 1994. Сберегательные банки, вклады которых застрахованы федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), в 1997 имели активы на общую сумму 1,025 трлн. долл., а в 1990 эта сумма составляла 1,3 трлн. долл. В период между 1980 и 1997 активы компаний по страхованию жизни выросли с 479 млрд. долл. до 2,58 трлн., активы частных пенсионных фондов - с 504 млрд. до 3,6 трлн., а активы совместных фондов - с 162 млрд. до 3 трлн. В конце 20 в. обострились многие проблемы американского финансового рынка. Во-первых, в 1980-х годах система ссудо-сберегательных ассоциаций оказалась дестабилизированной в результате усиления таких неблагоприятных для кредитных учреждений факторов, как неэффективное регулирование их деятельности и рост отчислений на страхование депозитов (для покрытия убыточных банковских инвестиций). Внешние факторы, в частности высокие процентные ставки и бум в сфере спекуляции недвижимостью, тоже способствовали ухудшению положения в ссудо-сберегательном секторе. Поскольку финансовые институты играют ключевую роль в экономике, правительство США решило стабилизировать расшатанную ссудо-сберегательную систему. В США существует ряд институтов для поддержания финансовой стабильности. Во-первых, это Федеральная резервная система, которая обеспечивает стабильность денежной массы, используя такие рычаги, как открытые рыночные операции, учетные ставки или создание необходимых резервов. Во-вторых, банковская система США регулируется и контролируется ФКСД с целью обеспечения стабильности финансовой системы страны путем использования таких регулятивных ориентиров, как коэффициенты достаточности капитала и минимальные депозитные резервы. В-третьих, ФКСД обеспечивает страхование каждого индивидуального вклада на сумму до 100 тыс. долл. В-четвертых, специально созданная Трастовая корпорация урегулирования способствует стабилизации неплатежеспособных банков во избежание более серьезных экономических потрясений.
Бюджет. В 1995 общая сумма государственных расходов в США достигла 2,4 трлн. долл., или примерно 33% ВВП. Из них расходы самого федерального правительства, без перечислений штатам и местным органам власти, составили примерно 1,4 трлн., или 61%. Хотя в целом размеры государственных расходов на протяжении 20 в. многократно выросли, к концу столетия их федеральная составляющая относительно уменьшилась. В 1985 она достигала 67% от общего объема государственных расходов, а в 1995 - 61%. Государственные расходы подразделяются на две основные категории: 1) прямые закупки товаров, услуг и труда у частных фирм и государственных служащих и 2) перераспределение доходов граждан в форме социальной помощи и социального страхования, налогообложения богатых людей и крупного бизнеса, корпоративных и сельскохозяйственных субсидий, налоговых льгот для бедных, пособий по безработице. При государственных закупках используются ресурсы, которые могли либо остаться без движения, либо использоваться в альтернативной экономической деятельности. Когда неиспользование экономических ресурсов, включая рабочую силу, достигает высокого уровня, государственные закупки могут способствовать росту занятости в стране. Когда же степень использования экономических ресурсов повышается, государственные закупки вступают в конкуренцию за ресурсы, которые могли быть использованы в иных целях. В 1995 государственные закупки товаров и услуг составили примерно 1,4 трлн. долл., или 19% ВВП, с долей федерального правительства в этих расходах в 38%. Закупки товаров и услуг по линии министерства обороны составили 67% от общего объема федеральных закупок (и ок. 18% всех федеральных расходов), в то время как государственные инвестиции в строительство и закупки оборудования не превышали 4%. Основными источниками государственных доходов являются разнообразные налоги, в том числе подоходный, с фонда заработной платы, на имущество, акцизный и с оборота, на корпоративную прибыль и прирост капитала. Налоги разделятся на три категории: регрессивные, прогрессивные и пропорциональные. Налог является регрессивным, когда граждане с более низкими доходами отчисляют большую часть дохода, чем граждане с более высокими доходами. К регрессивным относятся, в частности, налог с оборота и налог с имущества. Если же граждане с более высокими доходами отчисляют большую часть дохода, чем граждане с более низкими доходами, налог называется прогрессивным. Таков, например, федеральный подоходный налог. Когда доля дохода, выплачиваемая в виде налога, не зависит от уровня доходов, налог называется пропорциональным. Расходные статьи федерального правительства финансируются через более прогрессивные формы налогов, а государственные расходы в штатах и на местах - через более регрессивные. Поэтому сдвиг в структуре государственных расходов с федерального уровня на уровень штатов и ниже сопровождается и изменениями в структуре налогообложения. В 1995 федеральные расходы превышали федеральные доходы, и образовался бюджетный дефицит в размере ок. 160 млрд. долл. В конце 20 в. фискальная политика США в целом характеризовалась ростом дефицита, который с 1969 стал постоянным спутником бюджета. Когда федеральное правительство, штаты и местные органы власти не могут собрать достаточно средств для покрытия расходов, эта разница покрывается за счет государственного долга. Современный этап фискальной истории США характеризуется неуклонным ростом этого долга. В 1995 общая сумма долговых обязательств государства достигла 4,9 трлн. долл., или 68% ВВП, в то время как в 1975 она составляла лишь 33% ВВП. Рост государственного долга в 1980-х годах сопровождался снижением налогового бремени для богатых семей и корпораций. Это десятилетие было отмечено крупномасштабным экспериментом, основанным на идее "экономики предложения". Одно из ее следствий - положение о том, что налоги подрывают стимулы к производству и инвестициям. Снижение налоговых ставок для предпринимателей и инвесторов использовалось в качестве одного из главных инструментов стимулирования капиталовложений и ускорения экономического роста. Однако темпы этого роста на протяжении 1980-х годов продолжали снижаться, а сокращение налогового бремени привело к росту государственного долга. В 1995 выплаты по социальному обеспечению составляли наибольшую часть федеральных расходов (22%), за которыми шли расходы на оборону (18%). Выплаты по государственным долговым обязательствам достигли 15%, более чем вдвое превысив затраты на здравоохранение. Все эти расходы покрывались за счет поступлений в бюджет в виде подоходного налога с граждан, налога на корпоративную прибыль, налога на фонд заработной платы для социального страхования и акцизных сборов. В 1992 ок. 33% местных бюджетов составляли расходы на образование, 16% - на социальное обеспечение, 7% - на ремонт дорог. Остальные расходы включали поддержку библиотек и больниц, природоохранные мероприятия, воздушный и водный транспорт, жилищное строительство, юридическое обслуживание, финансирование исправительных учреждений и выплаты по долговым обязательствам. Основные доходные статьи местных бюджетов - налог на имущество (18%), налог с оборота (20%), подоходный налог (12%), корпоративный налог (2%) и поступления из федерального бюджета (18%).
МЕСТО США В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Международная торговля. После Второй мировой войны набрал силу процесс глобализации торговли, производства и финансовых систем. В первые послевоенные годы первоочередной целью стала ликвидация торговых барьеров, чему способствовали такие международные торговые соглашения, как, например, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) в 1947. В 1980-х годах глобализация производства и капитала ускорилась. Все международные экономические операции США фиксируются в сводках платежного баланса. В них четыре раздела: текущий баланс, баланс капиталов, официальные резервы, ошибки и упущения. Текущий баланс отражает экспорт и импорт товаров и услуг, доходы от капиталовложений в самих США и за рубежом, а также все переводные платежи - как исходящие из США, так и поступающие извне. Баланс капиталов отражает их движение за границу и из-за рубежа, например, инвестиции на рынках капитала или прямые зарубежные капиталовложения. В сводке официальных резервов фиксируется динамика запасов иностранной валюты в Федеральной резервной системе. В сводке ошибок и упущений отражаются незарегистрированные сделки и колебания валютных курсов. По определению сумма балансов всех четырех разделов должна быть равна нулю, т.е. торговый дефицит в текущем балансе покрывается поступающим из-за рубежа капиталом и продажами валюты из официальных резервов. Сводки платежного баланса отражают растущую интегрированность экономики США в мировое хозяйство. В период между 1945 и 1994 происходил неуклонный рост международной торговли, которая достигла 504,5 млрд. долл. по экспорту и 668,9 млрд. по импорту. Значение операций с капиталом, как показывают сводки баланса капиталов, выросло в период между 1980 и 1994. Начиная с 1975 текущий баланс ежегодно фиксирует дефицит торгового баланса, который увеличивался вплоть до 1987, в период с 1987 по 1992 уменьшился, а затем вновь вырос. В 1994 он достиг 151 млрд. долл.: доходы по торговым операциям составили 844 млрд. долл. (504,5 млрд. - экспорт товаров, 196,5 млрд. - экспорт услуг, 137,8 млрд. - экспорт капитала и 5,2 млрд. - переводные платежи), в то время как расходы по торговым операциям составили 995 млрд. долл. (668,9 млрд. - импорт товаров, 137,5 млрд. - импорт услуг, 148,3 млрд. - импорт капитала и 40,3 млрд. - переводные платежи). Начиная с 1986 экспорт рос более быстрыми темпами, чем импорт, но доходы от иностранных инвестиций возрастали быстрее, чем доходы от американских капиталовложений за рубежом. Основными предметами экспорта в 1994 были автомобили (46,3 млрд. долл.) и прочие транспортные средства (32,4 млрд.), промышленное оборудование (22,6 млрд.) и офисная оргтехника (35,4 млрд.). Ввозились в основном автомобили (95,1 млрд. долл.), электротехническое оборудование (57,7 млрд.), офисная оргтехника (52,1 млрд.), телекоммуникационное оборудование (32,5 млрд.), нефть (49,3 млрд.) и одежда (36,7 млрд.). Крупнейшие торговые партнеры США - страны Европейского союза, Канада и Япония. В период с 1983 по 1992 сводки баланса капиталов ежегодно показывали активное сальдо, а в 1993 - дефицит. Прирост капитала был в основном обусловлен увеличением т.н. "портфельных инвестиций", т.е. покупок иностранных ценных бумаг. Баланс же прямых зарубежных инвестиций был пассивным: американские корпорации больше вкладывали в зарубежные предприятия, чем иностранцы - в американские. Наибольший уровень прямых зарубежных инвестиций в США был достигнут в 1989 (67,7 млрд. долл.), а американских за рубежом - в 1993 (72,6 млрд.). Значительная часть прямых инвестиций США размещена в Западной Европе. Наиболее быстрыми темпами растут инвестиции в Латинской Америке: с 17,1 млрд. долл. в 1976 до 90,7 млрд. в 1992. Курс валют торговых партнеров оказывает влияние на все международные операции, торговлю и движение капитала. Этот курс может определяться на международных валютных рынках через колебания предложения и спроса, но может и фиксироваться как государственными монетарными институтами, так и многосторонними соглашениями. Наиболее серьезная попытка создать международную систему фиксированных валютных курсов путем привязки к доллару США была предпринята на Бреттон-Вудской конференции в 1944 (это соглашение утратило силу в 1971). С тех пор курс доллара определяется на международных валютных рынках с нерегулярным вмешательством центральных банков. Такая система получила название "управляемого, или регулируемого, плавания". Значение международных валютных рынков резко возросло в связи с углубившейся интеграцией мирового рынка капитала и ростом числа конвертируемых валют. Увеличение объемов иностранной валюты на рынках при плавающих курсах и свободной конвертируемости способствовало усилению непредсказуемости и нестабильности валютных курсов. Международные валютные рынки предлагают участникам новые виды финансовых операций с целью снижения рисков, вызванных изменениями курса. Однако эти новые сделки (с "фьючерсами" и "форвардсами") привели к росту валютных спекуляций. Общий объем валютных операций на международных рынках составил в 1992 ок. 681 млрд. долл., а в 1993 - свыше 1 трлн.; таким образом, сделки по купле-продаже валют по своим объемам обогнали и торговые сделки, и перекачку капитала в соотношении 5:1. Поскольку емкость мировых валютных рынков превысила емкость национальных экономик, многие страны мира все в большей степени теряют возможность определять собственную экономическую политику и стабилизировать национальную валюту. С ростом объемов торговых сделок и движения капитала, а также валютных операций усилилось значение международных институтов и многосторонних соглашений. По Бреттон-Вудскому соглашению были учреждены две международные организации - Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк) и Международный валютный фонд (МВФ). Они оказались долговечнее самого соглашения. МВФ был создан как официальный кредитор, облегчающий условия ликвидности для стран-участниц с помощью системы фиксированных валютных курсов и предоставляющий займы менее развитым странам. Всемирный банк был учрежден как банк развития для финансирования конкретных проектов. Впоследствии были созданы аналогичные региональные банки, в том числе Межамериканский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. Начиная с 1980-х годов МВФ выдает кредиты при соблюдении странами-получателями определенных условий. Эти условия оказывают влияние и на принятие решений о предоставлении займов другими финансовыми организациями, как государственными, так и частными. Внешние условия, как правило, включают требования о снижении ограничений на торговлю, перелив капитала и валютные операции, а внутренние касаются допустимого максимума бюджетного дефицита, уровня инфляции и осуществления программ приватизации. После того как многие страны сняли торговые барьеры, все большее число государств вступает в многосторонние торговые соглашения, в основном на региональном уровне. Например, США, Канада и Мексика в 1994 заключили Североамериканское соглашение о свободе торговли, облегчившее взаимообмен товарами, услугами и капиталом между тремя странами. Кроме того, в 1994 США ратифицировали обновленное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Это соглашение было заключено после восьмилетних переговоров в Уругвае. Одним из результатов "уругвайского раунда" стало создание в 1994 Всемирной торговой организации (ВТО), охватившей более 110 стран мира. Многосторонние торговые соглашения призваны снизить торговые барьеры, установить международные стандарты продукции и обеспечить трибуну для разрешения конфликтов. Во избежание введения странами-членами в одностороннем порядке протекционистских мер, такие соглашения, как правило, имеют приоритет над национальными законами, вводящими торговые ограничения. Так, например, в 1996 ВТО по протесту Бразилии и Венесуэлы против новых правил импорта бензина в США отменило стандарты, введенные американским Агентством по охране окружающей среды.
Глобализация и экономика США. Границы между национальными экономиками постепенно стираются. Все труднее говорить об экономике США без учета положения дел в японской, мексиканской или европейской экономиках. Транснациональные корпорации (ТНК), включая и американские, все больше стремятся размещать производство за рубежом. Понятие "чисто" американской корпорации (или французской, канадской) все больше устаревает. Например, на предприятиях Форда и ИБМ занято за рубежом соответственно 50 и 45% рабочей силы. В середине 1990-х годов сугубо американские корпорации получили 16% прибыли от оффшорных операций. В швейной промышленности, к примеру, типична такая ситуация: новая модель одежды разрабатывается в Нью-Йорке, ткань поступает из Сянгана (Гонконга), пошив осуществляется на Филиппинах, а продают готовое изделие в Великобритании. Обычный универмаг в США торгует одеждой, произведенной в 50 странах мира. Аналогичный процесс развивается и в обратном направлении. Так, японские и немецкие автомобилестроительные компании размещают в США собственное производство или осваивают новые производственные мощности совместно с американскими партнерами. Степень глобализации экономики нельзя переоценивать. Значительная часть мировой продукции приходится на отрасли, которые ТНК не контролируют. Это местный транспорт, коммуникации, коммунальное хозяйство, государственные предприятия. В рамках самих ТНК лишь ок. 15% товаров производится за рубежом. Если учесть также сферу услуг, этот показатель снижается до 7%. Однако следует подчеркнуть, что он стабильно растет и, согласно большинству прогнозов, будет расти и впредь. Все возрастающая глобализация производства отражается и на росте прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ). Инвестиции считаются "прямыми", если они используются для покупки не менее 10% акций предприятия. Доля ПЗИ в мировом валовом объеме основного капитала в период с 1960 по 1991 более чем утроилась (с 1,1 до 3,5%). Доля ПЗИ в мировом валовом продукте за тот же период почти удвоилась (с 4,4 до 8,5%). В основном ПЗИ размещаются в развитых странах: так, например, в 1992 страны Европы, Канада и Япония получили 68% американских ПЗИ. Однако усиливается и поток прямых инвестиций в страны с низкооплачиваемой рабочей силой, особенно в Китай, Индонезию, Сингапур, Корею и Мексику. Недавние исследования показали, что при выработке стратегии зарубежных инвестиций важную роль играют и такие факторы, как инфраструктура, политическая стабильность и доступ к внутренним рынкам.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "США. ЭКОНОМИКА" в других словарях:

  • США - экономика, политика, идеология — («США экономика, политика, идеология»,)         ежемесячный научный и общественно политический журнал института США и Канады АН СССР; издаётся в Москве с 1970. Освещает проблемы современно американских отношений, внутренней политики,… …   Большая советская энциклопедия

  • «США - экономика, политика и идеология» — ежемесячный научный и общественно политический журнал РАН и Института США и Канады, с 1970, Москва …   Энциклопедический словарь

  • "США - ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ" — ежемесячный науч. журнал, орган Ин та США АН СССР; издается в Москве с янв. 1970. Освещает проблемы сов. амер. отношений, внешнеполитич. и военно политич. доктрин США, анализирует состояние пром сти, с. х ва, финансов, торговли и транспорта… …   Советская историческая энциклопедия

  • Экономика Гонконга — Экономические показатели …   Википедия

  • Экономика Кубы — Экономические показатели Валюта Песо (=100 сентаво) Международные организации Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки СЭВ (1972 1991) ЛАЭС (с 1975) Ассоциация латиноамериканской интеграции (АЛАИ) Группа 77 ВТО (с 1995) Petrocaribe (с… …   Википедия

  • Экономика Японии — Экономические показатели …   Википедия

  • Экономика Грузии — Экономические показатели Валюта Грузинский лари (GEL) Международные организации ВТО, МБРР, МВФ Статистика ВВП (номинальный) $14,35 млрд[1] (2011) …   Википедия

  • Экономика Эстонии — Экономические показатели Центральный офис эстонского филиала банка SEB …   Википедия

  • Экономика Мьянмы — Экономические показатели Валюта кьят (=100 пья) Фискальный год 1 апреля 31 марта Международные организации ВТО, АСЕАН, BIMSTEC Статистика ВВП по ППС 71,772 млн долларов США …   Википедия

  • Экономика Белоруссии — Экономика Республики Беларусь Экономические показатели Валюта Белорусский рубль (BYR) Фискальный год календарный Международные организации СНГ, ЕврАзЭС Статистика ВВП (номинальный) $54,7 млрд. (2010, оценка …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «США. ЭКОНОМИКА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.