- КИТАЙ. ПОЛИТИКА
Образование Китайской Народной Республики. С провозглашением в Китае в 1949 народной республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. "Демократическая диктатура народа" воплощала в себе тактические особенности "единого фронта" - всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945. На вершине властной структуры находилась КПК, составлявшая приблизительно от 2 до 4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, и прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны. Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими "народ": рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот "единый фронт", партия осуществляла надзор и контроль за всеми "врагами народа": помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми "контрреволюционными элементами". В рамках системы диктатуры народной демократии всеми политическими правами мог пользоваться лишь "народ", а в отношении всех прочих, относимых к категории "врагов народа", должна была неослабно осуществляться диктатура.
Конституция. В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации "врагов народа" аморфная структура единого фронта "новой демократии" была заменена официально провозглашенной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. В ней подчеркивались возлагаемые на правительство обязанности по ликвидации эксплуатации трудящихся и построению социалистического общества, руководимого КПК.
Правительство. Главными органами центрального правительства являются Всекитайское собрание народных представителей, глава государства, Государственный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.
Законодательная власть. Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций. Несмотря на записанное в Конституции положение о необходимости ежегодного проведения сессий, во времена "культурной революции" в 1960-е годы ВСНП не собиралось в течение почти целого десятилетия. ВСНП на своей сессии избирает президента республики, назначает премьера Госсовета, вносит поправки в Конституцию и контролирует исполнение конституционных положений, принимает и изменяет законы, назначает и освобождает от должности высших должностных лиц Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решает вопросы о войне и мире, а также обсуждает и утверждает государственный бюджет. Из-за большого количества депутатов (в 1996 - 2974 человек) и отсутствия четкой периодичности проведения сессий ВСНП избирает Постоянный комитет (в 1992 - 155 человек), которому предоставлено право разъяснения конституционных положений и законов, контроль за деятельностью Госсовета и выполнение функций ВСНП в периоды между сессиями. Несмотря на то, что ВСНП часто рассматривали лишь как "парламент, ставящий печать под уже принятыми решениями", после 1979 ВСНП пережил период восстановления своего престижа. Начиная с 1980 депутаты ВСНП получили право делать запросы в адрес государственных министров относительно обвинений последних в коррупции либо ошибок высокопоставленных чиновников правительства в осуществлении своих функций. После подобных парламентских разбирательств некоторых министров снимали с должностей, а другим кадровым работникам высшего звена выносились строгие порицания. Все эти моменты широко освещались в прессе.
Глава государства. В период с 1954 по 1958 функции главы государства выполнял Мао Цзэдун. С 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После низложения Лю в ходе "культурной революции" пост главы государства до 1975 оставался вакантным, а затем вообще был аннулирован. В 1982 эта должность была восстановлена под названием "президент республики", а время пребывания главы государства в должности продлено с 4 до 5 лет. В июне 1983 ВСНП избрало на этот пост ветерана экономического планирования и заместителя премьера Госсовета Ли Сяньняня. В апреле 1988 президентом был избран ветеран армии и член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь. В 1993 Президентом КНР был избран генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь.
Исполнительная власть. Высшим исполнительным органом является Государственный совет. Госсовет вводит в действие различные административные правила и постановления, выступает с законодательными инициативами в ВСНП, контролирует деятельность различных министерств и ведомств, разрабатывает и осуществляет планы развития национальной экономики и контролирует исполнение бюджета страны, ведает внешнеполитическими связями и вопросами обороны. Всей деятельностью Госсовета руководит премьер (с 1954 по 1976 - Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 - Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 - Чжао Цзыян, с 1987 по 1997 - Ли Пэн, с 1997 - Чжу Жуанцзи), которому помогают несколько заместителей премьера и члены Государственного совета. По Конституции 1982 полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными пятилетними сроками. В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более рациональное функционирование громоздкого бюрократического государственного аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств путем совмещения функций было оставлено 39. Заседания исполнительных сессий проводятся в составе премьера, заместителей премьера, государственных советников и секретаря Госсовета.
Судебная власть. Структура судебных органов КНР была скопирована с соответствующей структуры Советского Союза. На вершине этой пирамиды стоят Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Верховный народный суд осуществляет надзор за применением законов нижестоящими судебными инстанциями всех уровней, а Верховная народная прокуратура направляет работу по раскрытию уголовных преступлений и исполнению приговоров. Председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избираются на сессиях ВСНП. В первые 30 лет коммунистического правления в Китае не было сколько-нибудь квалифицированно разработанного уголовного кодекса. Поэтому КПК во все возрастающей степени присваивала себе право вынесения судебных решений и определения меры наказаний как по гражданским, так и по уголовным делам. Подобная практика приводила к злоупотреблению властью, особенно в период "культурной революции" (1966-1969), когда в результате острой фракционной борьбы имело место множество произвольных и незаконных арестов, вынужденных самооговоров, несправедливых тюремных заключений и даже казней. В целях восстановления доверия общества к юридической системе КНР и предотвращения новой вспышки беззакония ВСНП в 1979 приняло уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В них, помимо прочего, подчеркивалось, что никто не может подвергаться преследованию только за то, что он является носителем "реакционных идей". Концепция "должного соблюдения законности" была усилена также введением новых законоположений, запрещающих бессрочные задержания подозреваемых, гарантирующих право обвиняемых на быстрое и открытое судебное разбирательство и запрещающих вынесение обвинительного заключения лишь на основе личного признания обвиняемым своей вины. В духе этих реформ исправленная и переработанная Конституция 1982 содержала обширный перечень неотъемлемых прав граждан. В том числе утверждались свобода печати, собраний и объединений, религиозных верований, неприкосновенность жилища и личности (включая запрет на незаконный обыск, задержание или арест), свобода и тайна переписки и, наконец, право критиковать любой орган государственной власти или любого чиновника без страха подвергнуться преследованиям за эту критику. Более того, принцип "равенства всех перед законом", содержавшийся в Конституции 1954, но изъятый в ходе последующих пересмотров конституционных норм, был вновь внесен в текст Конституции 1982. Несмотря на все эти положения, КПК на практике сохранила за собой обычай навешивать ярлыки "контрреволюционеров" на своих политических противников и направлять их на "трудовое перевоспитание" во внесудебном порядке. В подобных случаях обвиняемый не мог воспользоваться правом на формальный арест, расследование или суд.
Военная администрация. В качестве составной части наметившейся в 1979 общей тенденции к разделению партийных и государственных функций, в соответствии с положениями Конституции 1982 был создан новый Центральный военный совет, на который возлагались обязанности общего руководства вооруженными силами страны. Председатель (с 1993 - Цзян Цзэминь) и заместитель председателя этого совета избираются ВСНП и подотчетны ВСНП и его Постоянному комитету, однако доминирующая роль партии над армией подчеркивается совмещением членства в Военном комитете ЦК КПК и в Центральном военном совете. Народный политический консультативный совет Китая. Важным элементом структуры управления страной является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Он служит преемником "демократического единого фронта" 1950-х годов. В 1983 НПКСК насчитывал в своем составе более 100 000 членов, которые представляли 1600 различных политических, профессиональных и общественных организаций по всей стране. Сессия НПКСК избирает Всекитайский комитет, председателя (с 1993 - Ли Жуйхуань) и нескольких заместителей председателя Всекитайского комитета. После определенного периода прозябания с конца 1950-х годов НПКСК вновь появился на политической арене после смерти Мао. В соответствии с уставом НПКСК эта организации в своей деятельности исходит из принципа "долговременного сосуществования и взаимного контроля" между КПК, демократическими партиями и беспартийными деятелями. НПКСК обсуждает основные направления государственной политики и осуществляет "демократический надзор за деятельностью КПК, народных правительств и других государственных органов" методом внесения своих предложений и критических замечаний. Однако высказываемые НПКСК мнения и рекомендации по закону не являются обязательными к исполнению.
Местное управление. В административном плане Китай разделен на 30 единиц первого уровня, включающих 22 провинции, 5 автономных районов и 4 муниципалитета (города центрального подчинения). С 1 июля 1997 в состав КНР вошел особый административный район Сянган (бывший Гонконг). Кроме того, имеется 159 административных единиц второго уровня, включающих 120 округов, 31 автономный округ и 8 аймаков. 2017 административных единиц третьего уровня включают 1856 уездов, 101 автономный уезд, 51 хошук, 3 автономных хошуна и 6 иных административных единиц. До "культурной революции" функциональная структура провинциальных и других местных правительств соответствовала той, на основе которой строились общенациональные органы власти. В каждой провинции и территориальной единице (населенном пункте) имелись свои собрания народных представителей (СНП), народный совет, народный суд и прокуратура, напрямую подчиненные вышестоящему по рангу соответствующему органу управления, что создавало четкую вертикаль единой иерархии власти. Прямым голосованием местного населения избирались только члены народных собраний самого низкого уровня (сельской коммуны, населенного пункта городского типа или городского района). Во все органы власти вышестоящих уровней (муниципалитеты крупных городов, сельские районы, уезды, округа и провинции) делегаты избирались непрямым голосованием на сессиях нижестоящих по уровню СНП. На каждом уровне СНП избирал свой народный совет, являвшийся руководящим органом местной администрации. В период "культурной революции" все эти институты были заменены революционными комитетами, в руках которых сосредоточивались все функции власти. Каждый революционный комитет, в состав которого входили административные кадры, представители армии и местного населения ("народных масс"), осуществлял надзор за деятельностью всей администрации соответствующего уровня, руководствуясь указаниями партийного комитета этого уровня. Подобная система, введенная в действие в феврале 1967, просуществовала до июня 1979, пока ВСНП не аннулировало революционные комитеты и формально не восстановило в правах собрания народных представителей и народные советы, переименованные с того времени в народные правительства. В целях усиления демократического характера управления и политической ответственности местных кадров в 1980 было принято решение осуществлять выборы представителей в СНП уездного уровня путем тайного и прямого народного голосования. Данная мера была нацелена на то, чтобы смягчить "кризис доверия", возникший среди населения в период "культурной революции".
Коммунистическая партия. Руководящая роль Коммунистической партии в деятельности всех правительственных и общественных институтов была зафиксирована в Конституции 1954 и подтверждена конституционными реформами 1975, 1978 и 1982. Объединявшая в 1995 в своем составе 57 млн. членов, КПК в своих собственных программных документах называет себя "авангардом китайского рабочего класса, надежным защитником интересов всего многонационального народа страны и ядром сил, ведущих Китай по пути строительства социализма". КПК является центром сосредоточения политической власти и политического влияния в Китае.
Структура КПК и ее деятельность. КПК организационно построена точно так же, как ВСНП и Госсовет, которые имеют нижестоящие по уровню однотипные структуры по всей управленческой вертикали. Высшими партийными органами являются общенациональный съезд партии и избираемый им Центральный Комитет КПК, штаб-квартира которого находится в Пекине. Делегаты на Всекитайский съезд избираются непрямым голосованием на партийных съездах провинциального уровня и точно так же - все другие делегаты далее вниз по вертикали - на окружных, муниципальных, городских партконференциях, вплоть до собраний партийных ячеек фабрик, сельских коммун, шахт, школ и армейских подразделений. На каждом уровне партийный съезд (конференция, собрание партийной организации) избирает свой исполнительный комитет и выдвигает делегатов на более высокий по уровню партийный съезд. Главными обязанностями партийных органов низшего звена является ведение агитационно-пропагандистской работы, привлечение в партию новых членов, укрепление внутрипартийной и трудовой дисциплины и обеспечение успешного выполнения планов правительства. В соответствии с формулировками основных партийных документов Всекитайский съезд КПК (в 1997 число делегатов XV съезда КПК составило 2050 человек) является "высшим руководящим органом партии". Съезд созывается один раз в 5 лет, хотя в "чрезвычайных условиях" съезды могут созываться раньше положенного срока либо откладываться на более позднее время. На Всекитайский съезд КПК возложено осуществление следующих функций: обсуждение и принятие решений по важнейшим партийным проблемам, избрание Центрального Комитета партии, Центральной комиссии советников, Военного совета ЦК партии, а также Центральной Комиссии по проверке дисциплины, заслушивание и обсуждение отчетов указанных выше четырех партийных органов. Центральный Комитет партии (в 1996 в его составе был 181 член и 124 кандидата в члены) избирается сроком на 5 лет. ЦК проводит в жизнь решения Всекитайского съезда КПК и руководит всей деятельностью партии в периоды между съездами. Он избирает Политбюро, Постоянный Комитет Политбюро, Секретариат и Генерального секретаря (с 1989 генеральным секретарем является Цзян Цзэминь). Пост Председателя ЦК КПК, который начиная с 1935 и по 1976 занимал Мао Цзэдун, с 1976 по 1981 - Хуа Гофэн, а с 1981 по 1982 - Ху Яобан, был упразднен в 1982. В связи с ликвидацией поста Председателя ЦК КПК высшим должностным лицом в КПК стал Генеральный секретарь. Секретариат ЦК КПК, прекративший свое функционирование в период "культурной революции" и восстановленный в своих правах в 1979, организует повседневную работу ЦК под руководством Политбюро и Постоянного Комитета Политбюро. Генеральный секретарь отвечает за созыв заседаний Политбюро и Постоянного Комитета Политбюро и руководит работой Секретариата ЦК. Центральная Комиссия советников была образована в 1982 для оказания консультативной помощи Центральному Комитету. Ее состав (172 человек) формировался из числа высших партийных кадров, чей возраст превышал 70 лет, а партийный стаж - 40 лет. Создание этой комиссии ускорило освобождение высоких постов стареющими партийными лидерами в пользу молодых талантов без ущерба для их чувства собственного достоинства и престижа. До этого многие высшие партийные кадры сохраняли свои посты пожизненно либо до тех пор, пока они не подвергались "чистке" по политическим причинам. Как показала практика, институт советников превратился в опорный пункт консервативно настроенных оппонентов Дэн Сяопина. В 1992 этот орган был упразднен. Даже после образования в 1982 Центрального Военного совета общее руководство национальной обороной осуществлялось партийным советом по военным делам. В начале 1990-х годов возникновение каких-либо противоречий во взаимоотношениях между этими двумя органами было маловероятным по причине полной идентичности их состава. В декабре 1978 на смену Центральной Комиссии партийного контроля, деятельность которой была прекращена в период "культурной революции", была учреждена Центральная комиссия ЦК КПК по проверке дисциплины.
Коммунистический союз молодежи. КПК в масштабах всей страны располагает вспомогательной организацией, носящей название Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК). Состоящий из политически активной молодежи в возрасте от 14 до 28 лет, КСМК официально считается "школой, где широкие массы юношей и девушек изучают коммунизм через практику; это помощник партии и ее резерв". Он помогает привлечению и воспитанию будущих членов партии. В период "культурной революции" КСМК был оттеснен на второй план новой массовой организацией молодежи - хунвэйбинами ("красными охранниками"), а лидер союза Ху Яобан был репрессирован. В 1970-е годы, после роспуска организации хунвэйбинов, деятельность КСМК возобновилась и его ведущая роль была восстановлена.
Внешнеполитические связи. В начальный период своего существования КНР во внешнеполитической сфере проводила курс на поддержку "социалистического лагеря", возглавлявшегося Советским Союзом, и противостояние "империалистическому лагерю" во главе с США. Все некоммунистические правительства, проводившие политику нейтралитета, зачастую причислялись к категории "сторожевых псов американского империализма" и рассматривались в качестве удобных плацдармов для развертывания революционной "национально-освободительной борьбы". В середине 1950-х годов в эту концепцию четкого разделения мира на два противостоящих лагеря были внесены коррективы, по которым за всеми неприсоединившимися странами признавалось законное право представлять "третий мир". Были достигнуты и определенные дипломатические успехи, когда Китай активно содействовал созданию широкого антиимпериалистического фронта стран Азии, Африки и Латинской Америки. К началу 1960-х годов Китай стал учитывать растущую напряженность отношений внутри империалистического лагеря, и в конце 1960-х годов дальнейшее углубление разногласий между Китаем и Советским Союзом послужило основой выдвижения новой теории существования "трех миров". Советский Союз заклеймили как государство "социал-империализма", причем не менее опасное, чем Соединенные Штаты, и обе эти страны - СССР и США - были отнесены к разряду сверхдержав. Самого себя Китай причислил к группе государств третьего мира. Группа стран "второго мира" была расширена путем включения в нее государств Восточной Европы, которые, подобно странам Западной Европы, следовало подталкивать к достижению большей автономии и независимости от своих сверхдержавных покровителей. Подобная точка зрения пользовалась предпочтением в течение 1970-х и в начале 1980-х годов.
Китайско-советские отношения. С начала 1960-х и вплоть до 1991. главной заботой Китая в сфере внешней политики было растущее соперничество с Советским Союзом. Некогда тесные союзники, две страны постепенно отошли друг от друга в конце 1950-х годов, когда Мао начал считать советского лидера Н.С.Хрущева "великодержавным шовинистом", озабоченным лишь проблемами укрепления мощи и влияния собственной страны. К концу 1950-х годов Мао пришел к заключению, что Хрущев был больше заинтересован в мирном сосуществовании с Западом, чем в поддержке "национально-освободительных" движений. Раскол между двумя коммунистическими гигантами принял открытые формы после 1960, когда СССР прекратил оказание Китаю экономической помощи и отозвал всех своих технических специалистов. К 1966, когда Мао начал "культурную революцию", китайские лидеры осуждали СССР за "псевдокоммунизм", "современный ревизионизм" и "реставрацию капитализма". В ответ советские лидеры обвинили Китай в "догматизме" и "авантюризме". В 1968 это противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию. К весне 1969 китайско-советская вражда вылилась в прямой военный конфликт на участке границы, проходящем по р.Уссури в северо-восточной Маньчжурии. В 1969 были начаты переговоры по спорным вопросам, однако к какому-либо существенному прогрессу они не привели. В конце 1970-х годов новое китайское руководство, сплотившееся вокруг Дэн Сяопина, дезавуировало маоистское осуждение Советского Союза за будто бы проводимую там "реставрацию капитализма" и выразило пожелание об улучшении отношений между двумя странами. Однако в 1970-1980-е годы взаимный антагонизм вновь обострился сначала из-за поддержки Советским Союзом вьетнамской оккупации Камбоджи (Кампучии), а затем из-за советской военной интервенции в Афганистане. Китайское руководство, рассматривая подобные действия в геополитическом плане, оценивало их как "окружение" Китая. В ответ Китай начал оказывать военную помощь камбоджийской армии свергнутого режима Пол Пота и занимавшим крайне антикоммунистические позиции афганским моджахедам. В течение 1980-х годов китайские лидеры подчеркивали, что китайско-советский пограничный спор и конфликты в Афганистане и Камбодже являлись теми тремя препятствиями, которые препятствовали нормализации китайско-советских отношений. К началу 1990-х годов все три вышеупомянутые проблемы были в значительной степени разрешены.
Китайско-американские отношения. По мере ухудшения китайско-советских отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию связей с США. Полагая, что США представляют ныне для Китая меньшую угрозу, чем "гегемонистский" Советский Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии. "Нормализация" оказалась, однако, не таким простым делом. Даже до образования Китайской Народной Республики в 1949 недоверие между США и китайскими коммунистами усиливалось действиями США по оказанию помощи возглавляемому Чан Кайши Гоминьдану. Затем, в начале 1950-х годов, США и Китай вели между собой продолжительную кровавую войну в Корее. Следствием этой войны стал отказ правительства США от дипломатического признания народной республики, блокирование попыток КНР вступить в ООН и подписание в 1954 договора с гоминьдановским правительством на Тайване о взаимной совместной обороне. Существование американских военных баз и союзов, кольцом охватывающих Китай - от Японии, Южной Кореи, Окинавы, острова Гуам и Тайваня на востоке до Филиппин и Таиланда на юге, - подкрепляло взгляд Китая на США как на главного врага КНР. Эта точка зрения еще более укрепилась в войной во Вьетнаме. После вооруженных пограничных конфликтов между Китаем и СССР в 1969 американские и китайские лидеры предприняли первые осторожные шаги в деле улучшения своих взаимоотношений. Патрулирование Тайваньского пролива кораблями военно-морских сил США, с самого начала расценивавшееся Пекином как провокация против Китая, в 1969 было снято, а еще через два года США перестали противодействовать вступлению КНР в ООН. В 1971 китайцы пригласили в Китай американскую команду по настольному теннису. Так началась эра т.н. "пинг-понговой дипломатии" и процесс нормализации китайско-американских отношений. Самым серьезным препятствием на этом пути была проблема Тайваня. США оставались связаны обязательствами по сохранению гоминьдановского режима на Тайване. Когда в феврале 1972 американский президент Р.Никсон нанес визит в Китай, он подписал т.н. Шанхайское коммюнике, в котором отмечалось, что Тайвань является частью Китая и что проблема Тайваня должна решаться самими китайцами мирным путем. Хотя нормальные дипломатические отношения еще не были установлены, США и КНР в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга ("миссии связи"). В то же время начал стремительно увеличиваться объем китайско-американской торговли и активизировался взаимный культурный обмен. Наконец, в 1979 президент США Дж.Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР, прекратил дипломатические отношения с гоминьдановским режимом и заявил о намерении приостановить действие американо-тайваньского (гоминьдановского) договора о взаимной обороне. В ответ на это китайское правительство в Пекине молчаливо согласилось не препятствовать развитию неформальных торговых и культурных связей между США и Тайванем, а также ограниченной продаже американских оборонительных вооружений Тайваню. В 1980-х годах американо-китайские отношения были весьма тесными, поскольку Китай одобрял поддерживавшуюся США борьбу сил исламского сопротивления против пользовавшейся советской поддержкой светской власти в Афганистане. Широкие протесты общественности против жестокого подавления восстания в Тибете и кровавая расправа над демонстрантами на площади Тяньаньмэнь в Пекине, наряду с возмущением в некоторых слоях деловых кругов США все более усиливавшейся конкуренцией китайских товаров как на американском, так и на мировом рынках, послужили в начале 1990-х годов причиной дискуссий по вопросам американской политики в отношении Китая, что, однако, не привело к ослаблению этих связей.
Китайско-японские отношения. В 1950-1960-е годы отношения между Китаем и Японией оставались напряженными. Еще была свежа память о варварской японской агрессии против Китая в период Второй мировой войны и послевоенный союз Японии с США. Как и Соединенные Штаты, Япония признавала гоминьдановский режим на Тайване, а не коммунистический режим в Пекине. Однако Пекин был готов торговать с Японией и при отсутствии дипломатических отношений. В результате к середине 1960-х годов Япония превратилась в главного торгового партнера КНР. После визита в Китай в 1972 Р.Никсона заметно улучшились и китайско-японские отношения. В сентябре 1972 японский премьер Танака нанес визит в Китай, где принес формальные извинения за агрессию Японии против Китая, согласился на разрыв отношений с Тайванем и на признание Китайской Народной Республики. В феврале 1978 между Китаем и Японией был подписан торговый договор на 8 лет с объемом товарооборота в 20 млрд. долларов. В августе 1978 между двумя странами был заключен договор о мире и дружбе, содержащий пункт о борьбе с "гегемонизмом", направленный против возможной экспансии Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Китайско-индийские отношения. В период с 1954 по 1959 в соответствии с политическим курсом на мирное сосуществование с неприсоединившимися странами "третьего мира" Китай в целом поддерживал доброжелательные отношения с Индией. В 1959 буддисты подняли в Тибете (Юго-Западный Китай) антикоммунистическое восстание. После подавления этого восстания войсками НОАК индийское правительство предоставило тибетскому лидеру - далай-ламе - политическое убежище, и отношения между двумя странами резко ухудшились. В 1962 на отдельных спорных участках тибетско-индийской границы неоднократно происходили вооруженные столкновения. Хотя китайцы демонстрировали здесь свое явное военное превосходство, они не особенно стремились им воспользоваться. В связи с осложнением двусторонних отношений Китай отозвал из Индии своих дипломатических представителей, и в течение 1960-1970-х годов китайско-индийские отношения носили весьма напряженный характер. Ситуация еще более усугублялась развитием экономических и военных связей Индии с СССР и поддержкой, которую Китай оказывал Пакистану во время индо-пакистанского конфликта 1971. После смерти Мао Цзэдуна в 1977 были сделаны первые шаги к сближению двух стран, когда Китай и Индия обменялись дипломатическими представителями. Дипломатические отношения двух стран были подняты на уровень посольств лишь в начале 1980-х годов. В ноябре 1996 Цзян Цзэминь совершил официальный визит в Индию, во время которого были подписаны соглашения, направленные на снижение напряженности на китайско-индийской границе.
Китай и Европа. Отношения Китая с союзниками США в Западной Европе (в т.н. "втором мире") заметно улучшились в 1970-х годах, когда Китай настойчиво искал дополнительные гарантии безопасности перед лицом советского "гегемонизма". Китайско-европейские торговые отношения в тот период также переживали бурный расцвет, в особенности с учетом выдвинутой Китаем широкой программы закупок технологии на Западе. В 1984 Китай и Великобритания заключили соглашение, предусматривавшее восстановление суверенитета Китая над Гонконгом, что и стало исторической реальностью 1 июля 1997. Гонконг, вошедший в состав КНР как Особый экономический район Сянган, сохранил существенную степень государственно-экономической автономии, в т.ч. собственную Конституцию (основной закон), исполнительную, законодательную и судебную власть, политические партии, финансово-экономическую систему, валюту, статус открытого порта и визовый режим для иностранных граждан, включая граждан КНР. (В 1987 правительство Китая заключило сходное соглашение с Португалией о возвращении Макао под суверенитет Китая в конце 1999.)
Китайско-вьетнамские отношения. На ранних этапах вьетнамской войны Китай оказывал Северному Вьетнаму существенную военную и экономическую помощь. Однако по мере того, как китайская политика начала приобретать все более резко выраженную антисоветскую направленность, в китайско-вьетнамских отношениях возникла напряженность. В начале 1970-х годов Китай начал оказывать поддержку антивьетнамски настроенным мятежникам - "красным кхмерам"- в соседней Камбодже (Кампучии). После того как в 1975 коммунисты одержали верх во всем Индокитае, правительство Вьетнама оказалось почти в полной зависимости от советской помощи и отдалилось от правительств Китая и Камбоджи. В 1975, буквально накануне победы коммунистов в Южном Вьетнаме, китайские войска оккупировали несколько небольших островков в Южно-Китайском море (Парасельские острова), принадлежность которых оспаривалась Китаем и Вьетнамом. Противоречия между КНР и Вьетнамом особенно обострились в 1978, когда Вьетнам подписал с Советским Союзом договор о взаимной обороне. В том же году Китай выступил с резким протестом против будто бы совершенных Вьетнамом вооруженных нарушений китайской границы. Тем временем рассказы о преследованиях китайского этнического меньшинства во Вьетнаме, подтверждаемые свидетельскими показаниями многочисленных беженцев из Вьетнама через китайско-вьетнамскую границу, стали печататься во всех китайских средствах массовой информации, еще более усиливая тем самым антивьетнамские настроения в Китае. В декабре 1978 Вьетнам вторгся на территорию Камбоджи, изгнал прокитайское правительство Пол Пота и установил в стране провьетнамский режим. В ответ на это части китайской армии в феврале 1979 пересекли вьетнамскую границу и в течение нескольких недель (ценою значительных потерь в живой силе и существенных материальных затрат) удерживали в своих руках узкую полосу вьетнамской территории. Наглядно продемонстрировав таким способом уязвимость Вьетнама, в марте того же года Китай отвел свои войска. В попытке низвержения провьетнамского режима в Камбодже Китай в начале 1980 поддержал создание единого антивьетнамского фронта из различных находившихся в изгнании групп и фракций. Однако в 1992 Китай заставил своих протеже - "красных кхмеров" согласиться на проведение в Камбодже всеобщих выборов под контролем ООН, что привело в 1993 к созданию в Камбодже широкого коалиционного правительства во главе с принцем Нородомом Сиануком, в которое не были допущены представители "красных кхмеров".
Вооруженные силы. По данным на 1992, численность Народно-освободительной армии Китая (НОАК) составляла 2,3 млн. человек. В НОАК насчитывалось 84 пехотных дивизии, 10 бронетанковых дивизий, 11 артиллерийских дивизий и 3 воздушно-десантные бригады. Кроме того, в состав НОАК входит значительный контингент производственно-строительных войск. С 1951 по 1960 большая часть военно-технического снаряжения, включая танки, артиллерию, легкое стрелковое вооружение и реактивные самолеты, поступала из СССР. После прекращения советской помощи в 1960 Китай постепенно перешел на самообеспечение в области производства вооружений, а к началу 1990-х годов сам стал крупным экспортером сложных систем вооружения в страны "третьего мира", в частности в Иран и Пакистан. Подобное соперничество на мировом рынке вооружений вызвало усиление политической напряженности в отношениях Китая с США, которые надеялись, что в связи с перестройкой в СССР Соединенным Штатам удастся занять доминирующие позиции на этом рынке. После смерти Мао одним из направлений проводимой китайским правительством программы "четырех модернизаций" была модернизация армии. Составной частью программы модернизации вооруженных сил было проведение в 1985 сокращения армии на 1 млн. человек, а в 1996-1997 - еще на 500 тыс. человек. В 1992 в ВВС Китая насчитывалось 470 000 человек личного состава и 5000 боевых самолетов, включая 4000 истребителей и 1000 бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Кроме того, Китай располагал к тому времени 100 ракетными установками класса "земля - воздух". Китайские ВМС по состоянию на 1992 имели численный состав 260 000 человек и располагали 54 надводными боевыми кораблями, 850 патрульными катерами, морскими охотниками и минными тральщиками. Кроме того, на флоте имелись 41 дизельная подводная лодка и 5 атомных подводных лодок, причем как минимум одна из них была способна осуществлять запуск ракет в подводном положении. Взрыв первой атомной бомбы был осуществлен в Китае в 1964, а к 1967 Китай уже провел успешное испытание водородной бомбы. По имеющимся сведениям, в 1980 он осуществил успешный запуск двух трехступенчатых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), имевших дальность полета от 10 000 до 12 800 км, а в 1982 - одной МБР с борта подводной лодки с дальностью 2400-2900 км. В 1997 ядерный арсенал Китая составлял, по оценкам, от 300 до 450 ядерных боеголовок. Средства доставки ядерных боезарядов представлены МБР с радиусом действия 10-12,8 тыс. км, бомбардировщиками дальнего радиуса действия (3100 км), бомбардировщиками ближнего радиуса действия (400 км), а также подводными лодками класса "Ся", способными нести 12 баллистических ракет с радиусом действия 2400-2900 км. Полагают, что каждая китайская МБР способна доставлять к цели одну ядерную боеголовку с мощностью заряда от 5 до 10 мегатонн, а баллистические ракеты, стартующие с подводных лодок (IRBM - баллистическая ракета промежуточного радиуса действия), способны нести ядерные заряды мощностью 1-3 мегатонн. В 1995-1996 Китай осуществил 3 ядерных взрыва (последний - 27 июля 1996), после чего объявил о введении моратория на дальнейшие взрывы с 30 июля 1996. Всего за 1964-1996 было осуществлено 44 ядерных испытания.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.