ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА

театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. - 14 н.э.). Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все" и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами. Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125-180) в трактате О танце (De saltatione), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене. Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117-138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали. Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16-18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано; знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др. Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673-1760), балетмейстер театра "Друри-Лейн", поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима - традиционное развлечение на Рождество. В 1750 хореограф Ж. Ж. Новер (1727-1807) представил публике драматические балеты (ballets d'action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816-1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. "канатный плясун") удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка (Les enfants du Paradis, 1944). В 1933 Ж.-Л.Барро и его учитель Э.-М.Декру начали работать над новым искусством пантомимы, "построенной на тишине". Они считали, что пантомима проигрывает, если актер жестами "играет" слова, вместо того чтобы использовать пластику как самодостаточный язык. Идеи Барро воплотил на сцене М.Марсо (р. 1923). Знаменитый бродяжка Бип, герой многих скетчей Марсо, вызывал у зрителей такой же добрый и немного грустный смех, как и немые фильмы Ч.Чаплина. Творчество Марсо возбудило интерес к пантомиме. По всему миру стали появляться мимические труппы, каждая из которых обладала неповторимым очарованием. Популярный американский актер Р. Скелтон вел еженедельную телепрограмму, в которой царил дух комедии дель арте. Для овладения техникой классической пантомимы требуются годы. Как и танцору, миму необходимо ежедневно выполнять целый комплекс упражнений, чтобы в совершенстве владеть телом. Современный мим, как и драматический актер, стремится перевоплотиться в своего героя, передать его чувства. Актер должен овладеть приемами классической пантомимы, а также балетными пируэтами и арабесками. Необходимость передать идею спектакля с помощью ярких, выразительных жестов сделала пантомиму одним из самых привлекательных видов театрального искусства.
ЛИТЕРАТУРА
Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., С Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски: Джозеф Гримальди. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПАНТОМИМА" в других словарях:

  • ПАНТОМИМА — (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА …   Словарь иностранных слов русского языка

  • пантомима — ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пантомима — См …   Словарь синонимов

  • ПАНТОМИМА — (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для …   Толковый словарь Ушакова

  • пантомима — ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАНТОМИМА — жен., греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. | Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, мимное зрелище. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство истрасть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимикаиграла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическоепредставление, П. впервые появились в Риме при Августе, в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пантомима — (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И …   Энциклопедия культурологии

  • Пантомима — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»