КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

(сommedia dell arte),
итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар. Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы. Персонажи римской комедии, переосмысленные под влиянием национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктора Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия дель арте - это череда интермедий.
В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.
В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.

Когда закончился 16 в. и истинно великие комики умерли, "ученая комедия" стала еще более ученой и менее смешной. Чтобы дополнить спектакли комическими антрепризами, в театр пригласили Панталоне и его друзей, и они стали появляться в антрактах, пародируя происходящее на сцене. Особенным успехом пользовались пародии на приключения влюбленной парочки, и вскоре юные влюбленные стали главными персонажами всех представлений. Так чопорная "ученая комедия" была вытеснена сатирой. Обычно труппа состояла из двенадцати актеров: две влюбленные пары (только у них были заранее отрепетированные роли, написанные пышными тосканскими стихами; они не надевали масок и носили обычные костюмы); их престарелые отцы, Панталоне и Доктор ("старые дурни" в стилизованных костюмах и масках, говорившие на диалекте); четверо или пятеро клоунов-слуг и субретка, обычно самая дерзкая на язык, самая "настоящая" из всех, без маски. Главными были роли клоунов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет. Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Все это сопровождалось зажигательным речитативом на диалекте, шутками и каламбурами, часто непристойными. От мастерства и таланта клоунов (дзанни) зависело, насколько веселой и необычной будет комедия. Успех комедии дель арте привел к появлению новых трупп, которые не столько импровизировали, сколько заучивали и повторяли проверенные постановки, и вскоре представления полностью утратили спонтанность, поскольку импровизация составляет суть этого жанра и ни один спектакль в принципе не может быть повторен дважды. Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени, особенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории театра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда пришла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярность, в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции, и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухсот лет, было увеселение публики.
ЛИТЕРАТУРА
Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ" в других словарях:

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ — (итальянское commedia dell arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2 й половине 16 17 вв. Труппы комедии дель арте кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный… …   Современная энциклопедия

  • Комедия Дель Арте — (итальянское commedia dell'arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2 й половине 16 17 вв. Труппы комедии дель арте кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • комедия дель арте — комедия дель арте, комедии дель арте …   Орфографический словарь-справочник

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ — (итал. commedia dell arte комедия масок) вид итальянского театра (16 17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи маски : слуги Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне …   Большой Энциклопедический словарь

  • комедия дель арте — (дэ, тэ), нескл., ж. (ит. commedia del arte). Вид театра (иначе называемый комедия масок), получивший развитие в Италии в середине 16 17 вв. | К. имела народный характер, спектакли строились на импровизации, буффонаде, постоянные персонажи маски… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Комедия дель арте — Сцена из представления комедии дель арте. XVI век …   Википедия

  • комедия дель арте — (итал. commedia dell’arte  комедия масок), вид итальянского театра (XVI XVII вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи «маски»: слуги  Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец… …   Энциклопедический словарь

  • Комедия дель арте — (commedia dell arte)         комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые «маски»,… …   Большая советская энциклопедия

  • комедия дель арте — ком едия дель арте, ком едии дель арте …   Русский орфографический словарь

  • Комедия дель арте —         (Commedia dell arte), комедия масок, вид итал. театра, спектакли к рого создавались импровизационно на основе сценария, содержавшего краткую сюжетную схему представления. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а., сочетавшая слово, танец, пение,… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»