- ПИНТЕР Харолд
(Pinter, Harold)
(р. 1930), английский драматург, один из самых оригинальных театральных авторов 20 в. Родился 10 октября 1930 в Хакни, районе в восточной части Лондона (Ист-Энд). Недолгое время учился в Королевской академии драматического искусства. Театральную карьеру начал актером и в течение девяти лет под сценическим именем Дэвид Бэрон (David Baron) гастролировал с разными труппами по ирландской и английской провинции. Много читал и сам пробовал писать прозу и поэзию, но после постановки своей первой пьесы Комната (The Room, 1957) в Бристольском университете окончательно определился как театральный автор. Пинтер преуспел также как режиссер и сценарист фильмов Слуга (The Servant), Пожиратель тыкв (The Pumpkin Eater), Несчастный случай (Accident), Посредник (The Go-Between), Женщина французского лейтенанта (The French Lieutenant's Woman) и Предательство (Betrayal). Хотя внешние приметы драматургии Пинтера соответствуют реалистическому театру (герои - обычные люди из низшего или среднего класса, действие разворачивается в гостиной или спальне, лексика - разговорная), однако отношения между персонажами и развитие диалога и событий непредсказуемы и нетипичны, допуская разные толкования. В Легкой боли (A Slight Ache, 1959) внимание интеллектуала среднего возраста привлекает ежедневное появление в его саду продавца спичек, он заинтригован и приглашает того зайти в дом. Однако все его расспросы наталкиваются на упорное молчание продавца, и тогда хозяин, поначалу снисходительно отнесшийся к гостю, теряет выдержку и начинает заниматься саморазоблачением. В результате жена гонит его из дома, предпочитая жить с молчаливым продавцом спичек. Герой Сторожа (The Caretaker, 1960) - бродяга, которого два брата-невротика приглашают пожить у них дома, а затем прогоняют. К финалу Любовников (The Lovers, 1963) выясняется, что герои на самом деле не любовники, а муж и жена, разыгрывающие сложную партию взаимного недоверия. В Возвращении домой (The Homecoming, 1965) профессор философии привозит свою загадочную супругу в родной дом, где равнодушно наблюдает, как отец и оба брата развлекаются с его женой, решившей вдруг остаться там и "вести хозяйство". В Предательстве (Betrayal, 1978) изображен построенный на взаимном обмане любовный треугольник; действие повернуто вспять: при открытии занавеса и брак, и роман завершены, а далее действие идет в обратную сторону и заканчивается зарождением любовной интриги, приведшей к измене.
СЦЕНА ИЗ ПЬЕСЫ Х.ПИНТЕРА Сторож.
Из остальных пьес Пинтера следует назвать Лифт (The Dumbwaiter, 1957), День рождения (The Birthday Party, 1958), Коллекция (The Collection, 1962), Старые времена (Old Times, 1971), Ничья земля (No Man's Land, 1975) и Лунный свет (Moonlight, 1993) - возможно, самое загадочное из его произведений. В ней постоянно проводится мысль о том, что человек выключен из общей связи (даже близкие родственники говорят невпопад, как по испорченному телефону).
ЛИТЕРАТУРА
Пинтер Г. Сторож и другие драмы. М., 1988
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.