- МИЛЛЕР Артур
(Miller, Arthur)
АРТУР МИЛЛЕР
(р. 1915), американский драматург. Родился 17 октября 1915 в Нью-Йорке. Драматическое искусство изучал в Мичиганском университете, окончил курс в 1938. Среди его ранних произведений интересен роман об антисемитизме Фокус (Focus, 1945). После принесшей Миллеру успех пьесы Все мои сыновья (All My Sons, 1947) он полностью посвящает себя театру, впрочем, успевая писать также киносценарии, телепьесы, эссе, путевые заметки. В 1987 Миллер опубликовал пространные мемуары Извивы времени (Timebends). В них он подробно говорит о связи своих пьес с личной биографией и историей страны и предстает в книге глашатаем поколения (в 1956 Комитет по антиамериканской деятельности осудил драматурга за отказ назвать имена коллег, сочувствующих коммунистам, - это время "охоты за ведьмами" Миллер косвенно отразил в Суровом испытании - The Crucible, 1953, явно антимаккартистской пьесе о судебных процессах над "ведьмами" в Салеме в 1692). Постановка пьесы Разбитое зеркало (Broken Glass) на Бродвее в 1994 - через 47 лет после премьеры Всех моих сыновей - свидетельствовала о творческом долголетии Миллера. В пьесах Миллера (в них сильно влияние драматургии Г.Ибсена) прошлое непременно определяет настоящее. Страдающие комплексом вины отцы, сыновья и братья-соперники должны понести наказание за предательство по отношению к себе и другим. Этот закон начинает действовать с Джо Келлера, отца семейства из пьесы Все мои сыновья, который продал заведомо негодные детали для военных самолетов и подставил своего партнера. Вилли Ломен из Смерти коммивояжера (Death of a Salesman, 1949), самый известный из "виновных" отцов, кончает с собой, как и Джо Келлер, и тем самым как бы разрывает порочный круг, не желая быть плохим примером для сыновей. Портовый грузчик Эдди Карбоне из пьесы Вид с моста (A View from the Bridge, 1955) убивает себя, поняв, что предал возлюбленного племянницы, нелегала, из-за замешанной на инцесте ревности. Хотя Миллера часто объявляют реалистом, в Смерти коммивояжера, а позже в пьесе После грехопадения (After the Fall, 1964), основу которой составили отношения драматурга с его женой Мэрилин Монро, он ломает реалистическую традицию, создавая зыбкую реальность, в которой пересекаются прошлое и настоящее.
ЛИТЕРАТУРА
Миллер А. Пьесы. М., 1960 Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980. М., 1993
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.