ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬ

Дай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию "[[филологически]] доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школы, Лу [[Цзюаня]] - Ван [[Янмина]] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"), входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). "[[Индивидуальная]] природа" (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью" (ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и "принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1), "[[индивидуальной]] природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1). Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний". "Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике. Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
ЛИТЕРАТУРА
Радуль-Затуловский Я.Б. Дай Чжэнь - выдающийся китайский просветитель. - Вопросы философии, 1954, № 4 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М., 1989 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Великие мыслители Востока. М., 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ДАЙ ЧЖЭНЬ" в других словарях:

  • Дай Чжэнь — Дата рождения: 19 января 1724( …   Википедия

  • ДАЙ ЧЖЭНЬ —         Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю нин, пров. Аньхой, 1.7.1777, Пекин), кит. философматериалист периода Цин (1644 1911). Крупный учёный, занимался астрономией, математикой, историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35… …   Философская энциклопедия

  • Дай Чжэнь — (1723 1777), китайский мыслитель, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства, отвергая подавление человеческих желаний и эмоций. * * * ДАЙ ЧЖЭНЬ ДАЙ ЧЖЭНЬ (19 января …   Энциклопедический словарь

  • ДАЙ ЧЖЭНЬ — [Дай Дунъюань, Дай Шэньсю] (19.01.1723, г. Сюнине (совр. Хайян, пров. Аньхой) 1.07.1777), кит. философ неоконфуцианец, лидер одного из 2 главных направлений «ханьского учения» Вань пай, ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ).… …   Православная энциклопедия

  • ДАЙ ЧЖЭНЬ — (1723 77) китайский мыслитель, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства, отвергая подавление человеческих желаний и эмоций …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дай Чжэнь — (1723–77), кит. мыслитель. Автор тр. по философии, математике, лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства, отвергая подавление человеческих желаний и эмоций …   Биографический словарь

  • Дай Чжэнь — (19.1.1723 1.7.1777)         китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, который, отождествляя категорию дао («путь») с ли («принципом»), ставил её над… …   Большая советская энциклопедия

  • ДАЙ ЧЖЭНЬ — (Дай Дуныоань, 1723 1777) кит. философ материалист. Возглавлял одну из группировок филос. течения «Хань Сюе», провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хань и направленного против сунского неоконфуцианства. Д. Ч.… …   Атеистический словарь

  • Дай (значения) — Дай: В китайском языке Дай слог, широко распространённый в китайском языке, в том числе: Дай (кит. упр. 代, пиньинь: Dài) сяньбийское царство, существовавшее в IV веке на территории Внутренней Монголии (Северный Китай). Дай (кит. упр. 代縣, пиньинь …   Википедия

  • Дай (фамилия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дай (значения). Иероглиф клана Дай Дай  китайская фамилия (клан). 戴  гл. «носить на голове»; ист. княжество в пров. Хэнань эпоха Чуньцю. Известные Дай Дай Цзинь (戴 进; Dài Jìn; 1388… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»