ГУЙГУ-ЦЗЫ


ГУЙГУ-ЦЗЫ

"Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных [[политических связей]]"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение - Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине - два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао). В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы - это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы. Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное" - ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим название гл. 5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" - от "принципов" (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).
ЛИТЕРАТУРА
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ГУЙГУ-ЦЗЫ" в других словарях:

  • “ГУЙГУ-ЦЗЫ” —     “ГУЙГУ ЦЗЫ” один из “неаутентичных” даосских текстов. Традиционно “Гуйгу цзы” датируется 4 в. до н. э., впервые упоминается в суйской истории, где он отнесен к произведениям т. н. школы “союзов по вертикали и горизонтали” (цзунхэн цзя).… …   Философская энциклопедия

  • ГУЙГУ-ЦЗЫ — («учитель из долины бесов»), в древнекитайской мифологии бессмертный. Согласно мифу, Г. ц. носил фамилию Ван и имя Сюй (по другой версии Ли) и жил при государе Хуан ди, помогая ему в завершении трудов Шэнь нуна по сельскому хозяйству и… …   Энциклопедия мифологии

  • ГУЙГУ-ЦЗЫ — (кит. учитель из долины оборотней), в китайской мифологии бессмертный мудрец, покровитель прорицателей, спутник Лао цзы (см. ЛАО ЦЗЫ) …   Энциклопедический словарь

  • ГУЙГУ-ЦЗЫ — (кит. учитель из долины оборотней) в китайской мифологии бессмертный мудрец, покровитель прорицателей, спутник Лао цзы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гуйгу-цзы —          в др. кит. миф. бессмертный. Согл. мифу, Г. ц. носил фамилию Ван и имя Сюй (по другой версии Ли) и жил при государе Хуан ди, помогая ему в завершении трудов Шэнь нуна по с. х ву и определению лекарств. свойств растений. Потом он появл.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • гуйгу-цзы — см. мудрец из ущелья навей …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • мудрец из ущелья навей — ГУЙГУ ЦЗЫ ( Мудрец из Ущелья навей ) Основополагающий трактат древнекит. школы политич. философии цзунхэн цзя (букв, школа продольно вертикальных и поперечно горизонтальных (политич. связей) ), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по видимому …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ — Школа вертикальных и горизонтальных [[политических союзов]], существовавшая в 5 3 вв. до н.э., включала теоретиков и практиков дипломатии, подвизавшихся в качестве советников у правителей боровшихся между собой царств. Наибольшую известность на… …   Энциклопедия Кольера

  • Дао цзан — Даосизм История Люди Школы Храмы Терминология …   Википедия

  • даосская сокровищница — ДАО ЦЗАН Сокровищница дао ( Сокровищница даос, писаний , Даос. сокровищница ) полное собр. религ. и филос. лит ры даосизма. Первая попытка библиографич. описания в рамках даос, традиции была предпринята Гэ Хуном (3 4 вв.), к рый в гл. 19 трактата …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.