ШИ САНЬ ЦЗИН

ШИ САНЬ ЦЗИН

Тринадцатиканоние, Тринадцать канонов (канонических книг). Собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (конец II - конец I тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до начала 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей (кэ цзюй). В Ши сань цзин входят произведения самой широкой тематики (философской, религиозной этической, ритуально-дидактической, исторической, художественной, филологической и другой): Чжоу и (Чжоуские перемены, или И цзин - Канон перемен, Книга перемен), Шу цзин (Канон [[документальных]] писаний, Книга истории), Ши цзин (Канон стихов, Книга песен), Чжоу ли (Правила благопристойности [[эпохи]] Чжоу), И ли (Образцовые церемонии и правила благопристойности), Ли цзи (Записки [[о правилах]] благопристойности, Записки о ритуале), (Чунь цю) Цзо чжуань (([[Летопись]] весен и осеней) с комментариями Цзо), (Чунь цю) Гунъян чжуань (([[Летопись]] весен и осеней) с комментариями Гунъяна), (Чунь цю) Гулян чжуань (([[Летопись]] весен и осеней) с комментариями Гуляна), Лунь юй (Суждения и беседы), Сяо цзин (Канон сыновней почтительности), Эр я (Приближение к классике - первый в Китае толковый словарь, 3-2 вв. до н.э.), Мэн-цзы. Термин "цзин1" - "канон", "каноническая книга", "уставной текст" - этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или другими частями текста (см. ЦЗИН ВЭЙ). Последнее значение цзин1 реализовано в девятичленной архитектонике Ши сань цзина: три сочинения о "благопристойности" (ли2) и Чунь цю ("[[Летопись]] весен и осеней") с тремя комментариями представляют собой два целостных образования, которые вместе с остальными произведениями Ши сань цзина складываются в каноносообразную систему из девяти канонов. Ядро Ши сань цзина - Шестиканоние (Лю цзин) скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты - Шу [[цзин]] и Ши [[цзин]] (конец II - 1-я половина I тысячелетия до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в Шестиканоние входили: Ши [[цзин]], Шу [[цзин]], Ли (Ли цзи или И ли), Юэ [[цзин]] ([[Канон]] музыки), [[Чжоу]] и, Чунь цю. Отсутствующий ныне Юэ цзин или числился в этом наборе номинально, как приложение к Ши цзину (точка зрения каноноведческой школы цзинь вэнь цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конфуцианской литературы по приказу императора Цинь Шихуана в 213 до н.э. (точка зрения школы гу вэнь цзин сюэ). Возможно, части Юэ цзина вошли в текст Юэ цзи (Записки о музыке), являющийся ныне главой Ли цзи. В 136 до н.э. Пятиканоние (У цзин), т.е. Шестиканоние без Юэ цзина, было признано основой официальной идеологии и системы образования. В период правления династии Тан (618-907) были включены в канонический свод и все прочие указанные произведения Ши сань цзин, кроме Мэн-цзы. При династии Сун (960-1279) неоконфуцианцы (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконфуцианское Пятиканоние собственно конфуцианское Четверокнижием (Сы шу) в составе Да сюэ (Великое учение - глава Ли цзи), Чжун юн (Срединное и неизменное - гл. Ли цзи), Лунь юй, Мэн-цзы. Книги-шу5, с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин1, но с другой - ассоциируются с древнейшим каноном Шу цзином, издревле именовавшимся просто Ши, т.е. "Книгой" с большой буквы. С 12-13 вв. Ши сань цзин стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань (1764-1849) выпустил в свет Ши сань цзин с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.
ЛИТЕРАТУРА
Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М. - Л., 1947 Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае. - В кн.: Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и ср. века. М., 1981 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ШИ САНЬ ЦЗИН" в других словарях:

  • «ШИ САНЬ ЦЗИН» — («Тринадцатиканоние») – собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2 го – кон. 1 го тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиционной философии, науки,… …   Философская энциклопедия

  • ШИ САНЬ ЦЗИН — («Тринадцать канонов», «Тринадца тиканоние») свод канонизированных конфуцианством др. кит. памятников II I тыс. до н.э., окончательно сложившийся в эпоху правления династии Сун (960 1279). «Ш.с.ц.» включает памятники различной тематики, в т.ч.… …   Философская энциклопедия

  • ши сань цзин — см. тринадцатиканоние …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • САНЬ ХУАН — («три государя», «три властителя»), в древнекитайской мифологии три мифических правителя. Представление о С. х. сложилось примерно к 4 в. до н. э. и, видимо, связано с троичной классификацией в древнем Китае (небо, земля, человек; небо, горы,… …   Энциклопедия мифологии

  • Сань-го чжи — Саньгочжи (кит. 三国志 пиньинь sānguózhì) «Записи о Трёх царствах» официальные исторические хроники периода Троецарствия, охватывающие период с 189 по 280 гг. Многие эпизоды хроники составили сюжетную канву для средневекового романа «Троецарствие».… …   Википедия

  • цзин фан — 1. Каноновед ицзинист (см. Чжоу и ) 1 в. до н.э. Апологет учения Лянцю Хэ. Учился у Ян Хэ. Был советником 1 го (да дафу) и 2 го (чжун дафу) рангов, наместником (тайшоу) окр. Цицюнь. Учение самого Ц.Ф. распространения не получило. 2. Ли Цзюньмин.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • “ШИ САНЬ Ц ЗИН” —     “ШИ САНЬ Ц ЗИН” (“Тринадцатиканоние”) собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (кон. 2 го кон. 1 го тысячелетия до н. э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиционной… …   Философская энциклопедия

  • у цзин — (1) Пять канонов , Пятиканоние , Пятикнижие . Появившееся в пер. правления У ди (140 87 до н.э.), императора дин. Зап. Хань (206 до н.э. 8 н.э.), обозначение пяти конф. канонич. книг: Ши (цзин) ( (Канон) песен ), Шу (цзин) ( (Канон историч.)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • и цзин — ЧЖОУ И И цзин Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит ры, стоящее во главе как Тринадцатиканония ( Ши сань цзин ), так и Пятиканония ( У цзин ) и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • «ШУ ЦЗИН» — («Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории», «Книга документов»; др. название «Шан шу» – «Книга преданий») – древнекитайский памятник, входящий в конфуцианский канонический свод «Тринадцатиканоние» («Ши сань цзин»). Включает… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»