ГУ ЯНЬУ


ГУ ЯНЬУ

ГУ ЯНЬУ
ГУ ЯНЬУ

Гу Тинлинь. Гу Нинжэнь (1613-1682), китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкретное учение") в идеологии периода правления династии Цин (1644-1911). Родился 15 июля 1613 в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчжурском владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Умер 15 февраля 1682 в Цюйво провинции Шаньси. Идейное наследие Гу Яньу заключено главным образом в двух сборниках разнотемных произведений: Собрании прозы [[Гу]] Тинлиня (Тинлинь вэнь цзи) и Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу). Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Яньу объяснял порочностью господствовавшей идеологии - неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ1), которое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Гу Яньу выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" - шэн сюэ) в древнейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Поэтому порожденное Гу Яньу идейное направление стало называться также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Яньу новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости знания в общем онтологическом плане Гу Яньу выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци2)", т.е. вне конкретных явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция: "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" (Лунь юй, VI, 25, XII, 15, XIII, 20), - объединяя таким образом гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Гу Яньу определяющим считал человеческий фактор: обилие юридических норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения общественного мнения - "чистосердечных обсуждений" (цин и). Гу Яньу полагал, что в период с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Восточной Хань (25-220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25-57). Вместо традиционной концепции политической власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Гу Яньу предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба, т.е. императором (Жи чжи лу, цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политической структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородственные отношения. Приблизился к различению общества (Поднебесная) и государства. Гибель государства - смена династии, гибель Поднебесной - утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из Мэн-цзы). Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ, умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал гарантом умения упорядочить государство. В социально-экономической сфере выступал с позиций конфуцианского антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных - "мнимых" - денег. Главной целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономическое благосостояние, а социально-политическую стабильность.
ЛИТЕРАТУРА
Власов Л.С. К характеристике "хо хао" - термина экономической мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Гу Яньу, XVII в.). - В кн.: Вопросы истории Китая. М., 1981 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ГУ ЯНЬУ" в других словарях:

  • ГУ ЯНЬУ —     ГУ ЯНЬУ (Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь) (15 июля 1613, Кунымань провинции Цзянсу 15 февраля 1682, Цюйво провинции Шаньси) китайский философ конфуцианец, ученый энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало… …   Философская энциклопедия

  • Гу Яньу — (1613 1682), китайский учёный, философ и историк. Создатель критического метода изучения китайских исторических источников. Подчёркивал, что основой знания является изучение конкретных явлений и вещей. * * * ГУ ЯНЬУ ГУ ЯНЬУ (1613 82), китайский… …   Энциклопедический словарь

  • ГУ ЯНЬУ — (1613 82) китайский ученый, философ и историк. Создатель критического метода изучения китайских исторических источников. Подчеркивал, что основой знания является изучение конкретных явлений и вещей …   Большой Энциклопедический словарь

  • гу яньу — Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь. 15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, 15.2.1682, Цюйво пров. Шаньси. Философ конфуцианец, просветитель патриот и ученый энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико критич.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ — Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в Хэнъяне уезда Хэнчжоу, с детства отличался недюжинными способностями и в 1642 получил среднюю… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОНФУЦИАНСТВО — И в осевое время зарождения китайской философии, и в эпоху соперничества ста школ , и тем более в последующие времена, когда идейный ландшафт утратил столь пышное разнообразие, конфуцианство играло центральную роль в духовной культуре… …   Энциклопедия Кольера

  • каноноведение — ЦЗИН СЮЭ Каноноведение, учение о канонах . Обобщающее назв. традиции комментирования конф. канонич. (цзин (1), см. Цзин вэй) книг. Ее основателями, согласно принятой в конфуцианстве версии, были Цзы Ся (5 в. до н.э.) ученик Конфуция (6 5 вв. до н …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦЗИН СЮЭ —     ЦЗИН СЮЭ (кит. каноноведение, “учение о канонах”) обобщающее название области традиционного знания в Китае, связанной с комментированием и изучением конфуцианских канонических книг. Ее основателями считаются ученик Конфуция Цзы Ся (5 в. до н …   Философская энциклопедия

  • КОНФУЦИАНСТВО — Кит.: жу [[цзя/цзяо]] (учение) школы ученых интеллектуалов . Древнейшая философская система и одно из трех главных этико религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6 5вв. до н.э. В… …   Энциклопедия Кольера

  • НЕОКОНФУЦИАНСТВО — Термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно ценностного… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.