- МАРОККО. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА
Марокко - конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности и традиционными монархическими институтами, слабо структурированной системой политических партий и парламентом. На протяжении долгого периода развития в Марокко существовало вполне устойчивое общество, которое развивалось под контролем государственной власти, махзена (араб. "казна, сокровище"). В условиях Марокко махзен представлял собой систему управления, при которой признание религиозного превосходства султаната и подчинение ему как амиру аль-му'уминин (главе правоверных мусульман) служило основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. После смерти короля Мухаммеда V в 1961 трон перешел к его сыну, представителю династии Алауитов королю Хасану II. Правление этого монарха характеризовалось усилением режима личной власти. Для поддержания своей власти король Хасан II часто прибегал к кадровым маневрам и к жестокому наказанию тех подданных, которые ставили под сомнение его режим. Политическая система Марокко характеризуется почти неограниченными полномочиями короля в отношении правительств, номинальным объемом полномочий премьер-министра, законодательных органов и слабым развитием судебной системы. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары.
Конституция. Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Хасаном II в 1962. В 1970 в текст основного закона был внесен ряд поправок, а в 1972 на референдуме была одобрена новая конституция. По результатам референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра. В результате конституционных поправок 1996 был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и "верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства". Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко - ислам.
Исполнительная власть. Король назначает премьер-министра, который осуществляет в стране исполнительную власть. Премьер-министр возглавляет Совет министров, который ведает всеми государственными делами. Глава правительства формально имеет право самостоятельно подбирать министров, на деле же назначение ключевых министров находится в ведении короля. В 1997 король поручил Абд ар-Рахману Юсуфи сформировать новый состав кабинета министров, но при этом сам подбирал кандидатуры на министерские посты; все они подотчетны монарху. Сам Юсуфи при подборе кандидатов в министры не консультировался с членами своей партии Социальный союз народных сил (ССНС). Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов, что он и делал в 1965-1977 после приостановки действия конституции и роспуска парламента. В последние годы король формировал правительственный кабинет из технократов, не связанных с политическими организациями.
Парламент. Парламент в Марокко существует с 1956. В результате внесенных в 1996 поправок в конституцию в 1997 был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). В то время как депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов, все депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием. Проведенные в ноябре-декабре 1997 выборы стали третьими по счету за прошедшее десятилетие; предыдущие национальные выборы состоялись в октябре 1993 и 1994. В обязанности парламентариев входят принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам. Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства. Политические партии и процесс демократизации общества. Место и роль политических партий и парламента в Марокко заметно контрастируют с системой разделения властей, принятой в США и в конституционных монархиях Западной Европы. Ни одна из партий вплоть до недавнего времени не выступала в роли политического противовеса по отношению к верховной исполнительной власти - королю. Процесс политической либерализации, начавшийся с конца 1990-х годов, затрагивает избирательную систему, ведет к децентрализации управлений страной и расширению властных прерогатив премьер-министра и парламента. Все граждане Марокко в возрасте от 20 лет наделены избирательным правом. Выборы как в местные органы власти, так и в парламент проводились нерегулярно, а поправки к конституции принимались на всенародных референдумах. Долгое время после получения Марокко независимости в стране существовало незначительное число политических партий, которые чаще всего характеризовались приверженностью левым взглядам. Как правило, в центре их внимания были вопросы, связанные с положением марокканского рабочего движения и местом страны среди других неприсоединившихся государств. До 1980-х годов многие политические партии Марокко находились под сильным влиянием панарабизма, идеалов президента Египта Абдель Насера и концепции индустриализации. В политическом спектре Марокко водораздел проходит между националистическими и лояльными оппозиционными партиями левого толка, с одной стороны, и правыми и правоцентристскими роялистскими партиями - с другой. В правую и правоцентристскую часть политического спектра входят партия Конституционный союз (КС), основанная бывшим премьер-министром правительства страны Маати Буабидом, партия Народное движение (НД) во главе с Махджуби Ахарданом, представляющая интересы берберских избирателей села, и Национальное объединение независимых (НОН), которое возглавляет член королевской семьи Ахмед Осман. В роялистский лагерь входят также Национальное народное движение (ННД) и Национально-демократическая партия (НДП), являющаяся союзником НОН. Накануне выборов 1993 правые и правоцентристские партии объявили о формировании единого политического блока под названием "Национальное согласие" (Вифак). В блок вошли партии НОН, КС, НДП и ННД. За его бортом осталась соперничающая с ННД партия Народное движение. После выборов 1993 НОН и ННД заняли центристскую позицию в политическом спектре. Лояльной оппозиции в Марокко не чужды социалистические и националистические идеи. Ее представители помогали алжирцам в их борьбе с французским колониализмом в 1954-1962, она выступает за территориальную целостность страны, за возвращение Марокко принадлежащих Испании островов Иафаринас и Западной Сахары. Лояльная оппозиция выступает с требованиями расширить полномочия парламента и поддерживает курс экономического развития, отвечающий национальным интересам страны. Поскольку многие члены видных оппозиционных партий участвовали в национально-освободительном движении против французского колониализма, национализм занимает заметное место в системе их идеологических взглядов. Среди таких партий наиболее известными являются партия Истикляль (Независимость), созданная в 1943 Аллялем аль-Фаси, который возглавлял ее вплоть до своей смерти в 1974. Партия Истикляль, в прошлом близкая к Марокканскому союзу труда (МСТ), в настоящее время выступает в поддержку требований рабочих через Всеобщее объединение трудящихся Марокко (ВОТМ), созданное в 1960. Трения внутри националистического движения нередко приводили в выходу отдельных фракций из состава основной партии. Именно так в 1959 после раскола в партии Истикляль возник Национальный союз народных сил (НСНС), который стал тесно сотрудничать с ведущей профсоюзной организацией страны, Марокканским союзом труда (МСТ), созданным еще до независимости. В 1972 фракция НСНС сформировала Социалистический союз народных сил (ССНС), который в 1978 создал собственную профсоюзную организацию Демократическая конфедерация труда (ДКТ). ССНС занимает видное положение среди наиболее влиятельных лояльных оппозиционных партий. На левом фланге оппозиции находится множество партий. Наиболее влиятельной из них является Организация народно-демократического действия (ОНДД), сформированная в 1983 группой бывших членов НСНС, разочарованных политическим курсом партии. Вышедшая из состава ОНДД в середине 1990-х годов фракция образовала Социалистическую демократическую партию (СДП). Причиной этого демарша стало несогласие ряда членов ОНДД с решением руководства этой партии участвовать в выборах 1997. На левом фланге политического спектра находится и Партия прогресса и социализма (ППС), фактическая преемница Марокканской коммунистической партии (МКП), запрещенной в 1960. ППС и МКП в свое время принимали активное участие в борьбе за независимость Марокко. В 1994 ППС стала называться Партией возрождения и прогресса (ПВП), что в большей степени отражало политические задачи, которые она перед собой ставила. В 1992 одна из фракций НСНС образовала Партию демократического и социалистического авангарда (ПДСА), которая до сих пор сохраняет приверженность идеям классовой борьбы. В 1996 группа раскольников из ННД создала партию Демократическое и социальное движение (ДСД), которая сместилась с правоцентристской позиции на левоцентристскую. В последние годы лояльная оппозиция все более теряет привлекательность для избирателей. Во многом это явление объясняется закреплением на политической арене Марокко оппозиционных исламских политических группировок. В 1992 главные оппозиционные партии, первоначально ССНС, Истикляль, ППС, а затем и ОНДД сформировали союз, получивший название Кутла ад-Димукратий (Демократический блок). На момент создания коалиции ее участников объединяло опасение, что сокращение бюджетных ассигнований в социальную сферу пагубно скажется на темпах развития страны. В последующий период коалиция активно навязывала правящему режиму дискуссии по вопросам политических и избирательных реформ. Менее удачно сложилось их сотрудничество по подготовке общего списка кандидатов и выработки принципов взаимодействия во области внутренней политики в период после выборов 1993 и 1997. По результатам выборов 1993 представители демократического блока располагали приблизительно третью парламентских мест, в то время как монархические партии обладали 154 из 333 депутатских мандатов. После выборов 1993 Хасан II пробовал сформировать коалиционное правительство из представителей монархических и оппозиционных партий. В знак протеста против незаконных действий правительства - манипуляций в ходе проведения непрямых выборов, вызвавших критику среди общественности, лидер ССНС Абд ар-Рахман Юсуфи уклонился от обсуждения вопроса об участии в расширенном коалиционном правительстве, ушел в отставку с поста лидера ССНС и отправился в эмиграцию во Францию. Примеру Юсуфи последовали и лидеры других партий Демократического блока. Через некоторое время переходное правительство во главе с преданным королю Каримом Ламрани в 1995 передало бразды государственного правления правительству Абд аль-Латифа Филали, которое было сформировано из непартийных технократов и членов блока Вифак. Правительство Филали подвергалось критике со стороны как промонархических, так и оппозиционных партий. По их мнению, премьер-министр находился в весьма щекотливом положении, поскольку его сын Фуад являлся зятем короля и занимал высший пост в "Омниум норд-Африкен" (ОНА), крупнейшей в Северной Африке частной инвестиционной группе, многие акции которой принадлежали королевскому дому. После отказа Демократического блока участвовать в формировании коалиционного правительства Хасан II в течение нескольких лет предпринимал усилия по возвращению в Марокко Юсуфи, которому предлагалось возглавить правительство, состоящее главным образом из представителей блока Кутла. В результате конституционных поправок 1997 в этом вопросе был достигнут компромисс. По результатам выборов ноября 1997 в нижнюю палату парламента прошли кандидаты Социалистического союза народных сил, Конституционного союза, Национального объединения независимых, Народного движения, партии Демократического и социального движения, Партии Истикляль, Народного национального движения и Национально-демократической партии. В верхней палате получили большинство Национальное объединение независимых, партия Демократического и социального движения, Конституционный союз, Народное движение, Национально-демократическая партия, Партия независимости, Социалистический союз народных сил, Народное национальное движение, Партия действия и Фронт демократических сил. Правительственный кабинет Абд ар-Рахмана Юсуфи (ССНС) состоит из 9 представителей ССНС, 6 беспартийных, 6 представителей Партии независимости, 6 человек от НОН, 2 от ННД, 2 от ПВП и бывшей ПВП и одного представителя от СДП. Примечательно, что впервые социалистической оппозиции было предложено сформировать правительство. В правительстве Абд ар-Рахмана Юсуфи король лично курирует посты министров внутренних и иностранных дел. В правительственной коалиции приблизительно по трети министерских постов принадлежит представителям левых и центристских сил, оставшаяся треть представлена министрами из промонархического правого фланга.
Местные органы власти. С 1990-х годов правительство Марокко предпринимает попытки децентрализировать власть, не передавая при этом на места функции центральных органов. Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилаи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в городах Уджда, Агадир, Тетуан и Эль-Аюн. Далее города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях - губернаторы, в городах - паши (мэры), в округах, каидатах и общинах - каиды.
Судебная система. Судебная система Марокко представляет собой сочетание нескольких систем судопроизводства, важнейшей из которых является исламская. С раннего Средневековья жизнь мусульманского населения Марокко определялась шариатом. При этом в качестве традиционного судьи выступал кади. Из четырех основных религиозно-юридических школ суннитского толка ислама Марокко придерживается маликитского учения мазхаб, названного по имени известного правоведа Малика ибн Анаса (713-795). Жизнь еврейской общины регламентировалась иудаистскими религиозными законами, а берберы, хотя и принадлежали к мусульманской общине, нередко следовали своим племенным законам. Иностранцы подпадали под действие законодательства соответствующих европейских стран. До 1900 многие находившиеся в стране иностранные дипломаты и торговцы не подпадали под действие законов Марокко. В период протектората французы установили свой административный контроль на территории страны и распространили двойственную систему французских и исламских юридических кодексов. В результате законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. В сельской глубинке многие повседневные проблемы сельского хозяйства, скотоводства, брака и наследования имущества решаются в соответствии с законами традиционного общинного права. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами. Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высокая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Осуществлять полномочия судьи могут лишь граждане Марокко, язык судопроизводства - арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.
Проблема прав человека. Нарушения в области прав человека в Марокко в 1970-1980-х годах оказались в центре внимания мировой общественности. Отсутствие политических свобод в стране привело к созданию гнетущей политической атмосферы, периодическим репрессиям, незаконным арестам и росту числа политических заключенных. Многие жители Марокко ощущают страх перед властями и не знают собственных прав, вытекающих из законодательства страны. В 1990-х годах в стране активизировалась деятельность общественных организаций по борьбе за права человека. В 1990 Хасан II сформировал Консультативный совет по правам человека, а в 1993 в правительстве было создано министерство по правам человека. На пост министра по правам человека король назначил известного марокканского правозащитника Омара Аззимана. При формировании в 1997 правительства Абдерахмана Юсуфи Омар Аззиман возглавил министерство юстиции.
Вооруженные силы. Сразу после достижения независимости король Мухаммед V приступил к формированию Королевских вооруженных сил (ФАР). Их костяк составили бывшие марокканские военнослужащие колониальных армий Франции и Испании, а несколько позднее - бывшие бойцы национально-освободительного движения (1955-1958). Под руководством наследного принца Хасана II Королевские вооруженные силы уже в конце 1950-х годов подавили выступления партизан в горах Риф, которые продолжали борьбу за независимость провинции и против алауитского трона. В операции, в ходе которой был обстрелян самолет Хасана, участвовали ок. 20 тыс. правительственных войск. На протяжении 1960-х годов Королевские вооруженные силы неоднократно вступали в вооруженные столкновения с алжирскими войсками в районе марокканско-алжирской границы. С началом войны в Западной Сахаре марокканская армия заметно усилилась. В течение второй половины 1990-х годов численность регулярной армии достигла 195,5 тыс. человек, из которых 175 тыс. служили в сухопутных войсках, 13,5 тыс. - в ВВС и 7 тыс. - в ВМФ. Кроме регулярной армии, защиту национальной безопасности Марокко осуществляют полувоенные формирования общей численностью 42 тыс. человек - королевская жандармерия (национальная полиция) и вспомогательные части (национальная гвардия). Обеспечение внутреннего порядка в населенных пунктах осуществляется силами Генерального директората национальной безопасности; страна располагает также службами внешней и внутренней разведки. В 1994 сумма расходов на оборону составила 1 млрд. долл. США, или десятую часть национального бюджета. После достижения независимости армия неоднократно представляла собой угрозу стабильности и безопасности монархии. В 1971 и 1972 были предприняты две попытки государственного переворота. В первом случае заговор принял форму вооруженного нападения военнослужащих на королевский дворец в Схирате, во втором - попытки начальника службы охраны короля генерала Уфкира сбить королевский самолет. Армия привлекалась к разгону демонстраций и акций гражданского неповиновения в Касабланке (1981) и в Фесе (1990).
Международные отношения. Королевство Марокко - член ООН, Лиги арабских государств, Организации исламской конференции и Союза арабского Магриба. После приема в состав Организации африканского единства (ОАЕ) Западной Сахары Марокко сохраняет номинальное членство в этой организации. Марокко активно участвует в деятельности Африканского банка развития, нынешний председатель Банка является марокканцем. Помимо этого Марокко - член Исламского банка развития и Всемирного банка, который с 1983 предоставил стране несколько займов на проведение экономических реформ. В 1987 Марокко стало одним из первых развивающихся государств, присоединившихся к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, а в 1994 принимало участников Уругвайского раунда ГАТТ. Вопросы внешней политики курируются королем. На протяжении последних лет внешнеполитический курс Марокко определялся: 1) притязаниями на территорию Западной Сахары; 2) стремлением утвердить позиции Марокко на европейском рынке через членство в Европейском союзе; 3) необходимостью демонстрировать промагрибские настроения; 4) необходимостью занимать прозападную позицию в период холодной войны, но в то же время не портить отношения с Советским Союзом, которому в обмен на нефть Марокко поставляло цитрусовые и фосфориты, и 5) умеренной поддержкой арабо-израильского мирного соглашения, которая тем не менее должна была включать компромисс со стороны Тель-Авива по проблеме Иерусалима. Хасан II сумел установить и поддерживать добрые отношения с самыми различными странами. При этом особое внимание он традиционно уделял отношениям с Францией и США. Теплые отношения существовали между Марокко и бывшими социалистическими странами, от которых в период 1970-1986 поступила финансовая помощь на общую сумму 2,3 млрд. долл. Марокко неоднократно выступал в роли миротворца во внутриафриканских конфликтах и продолжает поддерживать близкие отношения с богатыми нефтедобывающими государствами Аравийского полуострова. Важная роль принадлежит франко-марокканским отношениям, поскольку бывшая страна-метрополия продолжает сохранять экономические и культурные интересы в своей бывшей колонии. Через прямые инвестиции Франция продолжает оказывать значительное влияние на Марокко. Объем французских капиталовложений в экономику королевства заметно увеличился после того, как в начале 1980-х годов правительство Марокко приступило к приватизации государственных предприятий и поощрению иностранных инвестиций. Укреплению отношений между обеими странами в значительной степени способствует и присутствие крупной марокканской общины во Франции, численность которой в 1992 достигла 720 тыс. человек. С 1969 Марокко пользовался режимом благоприятствования в торговле со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), представляющими собой крупнейший рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Хотя в 1987 просьба Марокко о вступлении в ЕС была отвергнута, европейские страны выразили заинтересованность в развитии партнерских отношений с королевством. Впоследствии было достигнуто соглашение Марокко с Европейским Союзом о создании зоны свободной торговли с участием государств Северной Африки, которое предусматривает постепенное устранение торговых барьеров. История взаимоотношений Марокко и США уходит корнями еще во времена американской революции; в 1786 султан Марокко стал первым иностранным правителем, признавшим независимость США. Президент США Дуайт Эйзенхауэр приветствовал предоставление Марокко независимости; в 1956 США располагали несколькими военно-воздушными и одной военно-морской базой в районе современной Кентиры, образующими самый южный фланг обороны НАТО. Хотя в соответствии с соглашениями 1963 начался постепенный вывод американских войск с территории Марокко, до сих пор марокканская военно-воздушная база Бен Герир служит в качестве запасной посадочной площадки для американских "Шаттлов". К югу от Танжера расположен ретранслятор радиостанции "Голос Америки", передающий программы для радиослушателей стран Африки и Ближнего Востока. Аннексия территории Западной Сахары привела к резкому ухудшению отношений между Марокко и теми странами, которые выступали против претензий короля на бывшую испанскую колонию. В первую очередь это касалось отношений с Алжиром, которого официальный Рабат неоднократно обвинял в оказании помощи бойцам Фронта ПОЛИСАРИО, выступающего за независимость Западной Сахары. Само Марокко в этой ситуации получало значительную финансовую помощь от Франции, США и консервативных государств Аравийского полуострова. В 1984, после того как половина членов Организации африканского единства проголосовала за прием в ее ряды Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), признав тем самым находящееся в изгнании правительство Фронта ПОЛИСАРИО, Марокко вышло из ОАЕ. В 1998 уже 65 государств мира, из них 30 африканских, признали САДР. В 1991 было объявлено о прекращении огня между марокканскими войсками и силами ПОЛИСАРИО. Исходя из содержания Хьюстонских соглашений 1997, ООН надеется, что обе стороны будут уважать "Кодекс поведения" и план по расселению, которые предусматривают предоставление со стороны Комитета ООН по делам беженцев помощи в организации репатриации потенциальных избирателей, активизацию усилий Миссии ООН в Западной Сахаре по частичному отводу противоборствующих войск, продолжение процесса идентификации избирателей и ускорение процедуры их регистрации. В первые месяцы 1999 процедуру регистрации прошли ок. 142 тыс. сахарцев. Декабрь 1999 был объявлен новой датой проведения референдума по самоопределению Западной Сахары. Несмотря на захват Марокко Испанской Сахары, ее отношения с Испанией с каждым годом укреплялись. Испания занимала второе (вслед за Францией) место в списке ведущих внешнеторговых партнеров Марокко. Несмотря на жесткие меры, предпринимаемые марокканским правительством с 1992, по-прежнему серьезной проблемой остается незаконная эмиграция африканцев в Европу через Гибралтарский пролив. Отношения Марокко с другими странами Северной Африки были омрачены территориальными конфликтами, экономической конкуренцией, идеологическими расхождениями между монархическими и республиканскими режимами по вопросу направления дальнейшего политического и экономического развития региона и соперничеством за влияние в регионе. С момента обретения независимости в 1956 и до завоевания в 1962 независимости Алжира марокканское правительство оказывало помощь алжирскому национально-освободительному движению в его кровопролитной войне с французским колониализмом. Отношения между двумя государствами стали ухудшаться после того, как Марокко предъявило претензии на часть территории на западе Алжира, которая до прихода европейских колонизаторов якобы составляла часть марокканской империи. После ряда непродолжительных вооруженных пограничных конфликтов (1963) официальный Рабат отказался от своих территориальных притязаний в этом районе. Оккупация в 1975 территории Западной Сахары привела Марокко к конфликту с Алжиром, который поддерживал Фронт ПОЛИСАРИО и официально признал САДР. В 1988 Марокко и Алжиру удалось нормализовать дипломатические отношения, что позволило обоим государствам и Фронту ПОЛИСАРИО начать переговоры по проблеме Западной Сахары. Взаимоотношения Марокко с другими государствами Магриба также отличались нестабильностью. В начале 1960-х годов официальный Рабат отказался признать Мавританию, и марокканские националисты заявили о праве королевства на территории к югу вплоть до р.Сенегал. В 1984, стремясь побудить ливийского лидера Муаммара Каддафи воздержаться от оказания помощи Фронту ПОЛИСАРИО, Марокко пошло на союз с Ливией. В 1986, после того как Марокко выступило посредником в палестино-израильских переговорах, союз двух государств распался. Результатом сложных дипломатических маневров и переговоров в регионе стало создание в 1989 Арабского союза стран Магриба в составе Туниса, Ливии, Мавритании, Марокко и Алжира. До сих пор этот союз так и не добился больших успехов в области координации внешней политики, экономической интеграции и развития панмагрибской идеологии. В 1977 и 1978 контингент марокканских войск оказал помощь правительству Заира (совр. Демократическая Республика Конго) в вытеснении ангольских партизан из провинции Шаба (совр. Катанга). В 1989 Марокко сыграло роль посредника в разрешении конфликта между Бельгией и ее бывшей колонией. Когда в 1984 Организация африканского единства высказалась за принятие в свои ряды САДР, Марокко приостановило членство в этой организации. С тех пор официальный Рабат восстановил двухсторонние отношения со многими государствами Африки, ухудшившиеся в результате марокканской аннексии территории Западной Сахары. Ежегодно правительство Марокко предоставляет для студентов из стран Тропической Африки более 6 тыс. стипендий для прохождения обучения в университетах страны. В 1997 по крайней мере 6 государств Африки официально отозвали свое признание САДР. Правда, в 1996 ЮАР признала правительство Фронта ПОЛИСАРИО в изгнании. На Ближнем Востоке Марокко играло активную посредническую роль в разрешении конфликта между Израилем, палестинцами и другими странами арабского мира. В ходе октябрьской войны 1973 марокканские сухопутные части обороняли Голанские высоты в Сирии. В прошлом в Марокко неоднократно проходили встречи на высшем уровне в рамках Лиги арабских государств, Конференции министров иностранных дел мусульманских стран и Комитета " Аль-Кудс " (Иерусалим), на которых вырабатывалась общая позиция арабских государств. После заключения в 1993 в Осло израильско-палестинских соглашений Марокко еще больше приблизилось к заключению дипломатических отношений с Израилем и было готово осуществлять экономические инвестиции на Западном берегу р.Иордан и в зоне Газы. В 1994 в Касабланке состоялся первый экономический саммит стран Ближнего Востока, в заседаниях которого участвовал премьер-министр Израиля Ицхак Рабин.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.