ВЭНЬ

ВЭНЬ

"Знаки, письменность, культура, культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность" - одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской философской, эстетической и литературной мысли. Этимологическое значение иероглифа "вэнь" - "татуировка, узор, орнамент". Терминологическую оппозицию "вэнь" составляют, с одной стороны, "природная (стихийная, материальная) основа" (чжи2) как состояние, еще не достигшее упорядоченности, а с другой стороны - "военное начало", "воинственность" (у4) как состояние разрушающее уже существующий порядок. В самом широком смысле "вэнь" означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность: например, в живой природе - это "знаки зверей и птиц", т.е. допускающая осмысленную интерпретацию система их следов (Си цы чжуань, II, 2), в неживой - "знаки неба", т.е. астрономические объекты и явления. Конфуций, понимая вэнь как культуру, связанную с книжной ученостью, ритуалом и музыкой, считал ее гармоничное сочетание с природной основой признаком "благородного мужа" (цзюнь цзы) (Лунь юй, VI, 16, XII, 8,15, XIV, 13). В дальнейшем понятие "вэнь" в китайской философии было предельно онтологизоровано. В комментирующей части Чжоу и уже говорится о "знаках неба" и "знаках человека" (Туань чжуань, 22), "знаках неба и земли" и дано определение "знаков" как проявляющейся в "символах" (сян) "взаимосвязи вещей" (Си цы чжуань, I, 10, II, 10). В качестве универсальной онтологической структуры знаки-вэнь связывались с дао и принципами (ли) всех вещей. Согласно Хань Фэй-цзы, "Путь (дао) делает тьму вещей таковыми, каковы они суть, и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки, формирующие вещи" (гл. 20). В основе этих дефиниций Хань Фэя, разъяснявшего Лао-цзы, лежит антропоцентрическая идея фундаментальной корреляции между "географией" и "астрономией", то есть "принципами земли" и "знаками неба", о которых сказано в Си цы чжуани (I, 4). В качестве универсального коррелятора тут выступает "дао", причем не только в абстрактном, но и в самом конкретном своем значении "путь, линия, графически выразимый след в пространстве", поскольку "земные принципы" и "небесные знаки" - это прежде всего зримые очертания, линии на земле и на небе, что обусловлено исходным смыслом иероглифов "ли" и "вэнь". Абстрактное же значение "дао" интегрирует заключенные в "ли" и "вэнь" представления о физических чертах как упорядоченных символах, наделенных определенными смыслами, которые в своей совокупности и складываются во вселенский Путь. Позднее, в неоконфуцианстве, утвердилось понимание вэнь как эманации дао (Чжу Си) и "доступного наблюдению проявления принципов" (Ван Янмин). В гносеологическом аспекте это порождало аналоги теории врожденных идей. Так, по мысли Ли Чжи, "высшие знаки в Поднебесной не могут не происходить из детского сердца" (Тун синь шо - Изъяснение детского сердца). В традиционных литературоведческих сочинениях слово "вэнь" могло применяться в узком смысле, например, сводиться к обозначению рифмованного текста или жанра поминального слова, а в лингвистике, вслед за первым в Китае толково-этимологическим словарем Шо вэнь цзе цзы, - обозначать простой (несоставной) иероглиф. В современном языке категория "вэнь" не утратила своей семантической широты, выступая, с одной стороны, как обозначение письменности (вэнь-цзы), а с другой - цивилизации (вэнь-мин) или культуры (вэнь-хуа) вообще, включая ее духовные (например, "вэнь-сюэ" - "литература"), и материальные ("вэнь-у" - "предметы материальной культуры") составляющие, а также распространяясь на природные объекты ("тянь-вэнь-сюэ" - "астрономия").
ЛИТЕРАТУРА
Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. М., 1970
Голыгина К.И. Теория изящной словесности в Китае XIX - начала XX в. М., 1971 Определение изящной словесности - вэнь в средневековой теории литературы. - В кн.: Историко-филологические исследования, вып. 2. М., 1972 Алексеев В.М. Китайская литература. Избранные труды. М., 1978 Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чуньцю". М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВЭНЬ" в других словарях:

  • ВЭНЬ —     ВЭНЬ У (кит. письменность/культура воинственность) пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции категория “вэнь”, имеющая широкий спектр значений: “культурность”,… …   Философская энциклопедия

  • ВЭНЬ – У — (кит. письменность/культура – воинственность) – пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции – категория «вэнь», имеющая широкий спектр значений: «культурность»,… …   Философская энциклопедия

  • Вэнь-ди — (文帝 Wéndì)  имя нескольких императоров Китая из разных династий. Состоит из двух иероглифов: 文  «письменность, грамотность, культура, гражданская служба, церемониал» и 帝  «верховный правитель, император». Вэнь ди  император… …   Википедия

  • Вэнь — Многозначное слово: соответствует нескольким фамилиям и географическим названиям восточной Азии: кит. 文 Wén (Вэнь Тяньсян) 温 Wēn (Мин На, Вэнь Цзябао) 闻 Wén (Вэнь Идо) 文 wén является также восточноазиатским понятием для человеческой культуры;… …   Википедия

  • Вэнь И-До — (2.11.1899, провинция Хубэй, 15.7.1946, Куньмин)         китайский поэт, литературовед, публицист. Родился в семье помещика. Окончил Пекинский университет. Изучал литературу и живопись в США. Вернувшись на родину, читал курсы литературы в… …   Большая советская энциклопедия

  • Вэнь Цзябао — 温家宝 …   Википедия

  • Вэнь Тун — Вэнь Тун. Бамбук. 2я пол. XI в. Гугун, Тайбэй. Вэнь Тун (кит.文同; 1019 – 1079) – китайский художник, каллиграф и поэт. Современник Вэнь Туна, критик и теоретик живописи Го Жосюй в своих «Записках о живописи» сообщает: «Вэнь Тун, второе имя Юйкэ,… …   Википедия

  • Вэнь Идо — 聞一多 Вэнь Идо Имя …   Википедия

  • ВЭНЬ-ЧАН — (вэнь «литература», чан «блестящий»), в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с одной из звёзд Большой Медведицы; ведает всеми литературными делами, в т. ч. и экзаменами, сдача которых давала право на чиновничий пост.… …   Энциклопедия мифологии

  • Вэнь-ди (Хань) — Вэнь ди (漢文帝) Фамилия: Лю (劉 liú) Имя: Хэн (恆 héng) Период правления: 180 до н. э. 157 до н. э …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»