ВАН БИ

ВАН БИ

ВАН БИ
ВАН БИ

(226-249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения "Чжоуских перемен", или Основные принципы "Книги перемен" - русский перевод А.А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу (Комментарий к "Чжоуским переменам"); Лао-цзы чжу (Комментарий к "Лао-цзы") - наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно, древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле "Лао-цзы"); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах"). Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию "ти - юн" в значении: "телесная сущность (субстанция) - деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)" в Дао дэ цзине (§ 40), Ван Би отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у1), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун2), "предельная" (цзи2) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю-У).
Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы Хуаянь.
ЛИТЕРАТУРА
Петров А.А. Bан Би (226-249). Из истории китайской философии. - Труды Института востоковедения, т. 13. М. - Л., 1936 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ВАН БИ" в других словарях:

  • Іван — Іван …   Словник лемківскої говірки

  • Ван Шу — 王澍 …   Википедия

  • Ван — Ван: Люди и титулы Ван (титул)  титул правителей государств и княжеств в Китае, Корее и Монголии в древности и Средние века. Ван (фамилия)  китайская фамилия Ван, Тина (р. 1991)  австралийская фигуристка китайского происхождения.… …   Википедия

  • Ван — озеро, Турция. Название озера по названию селения Ван, а оно от арм. ван деревня, местожительство, обитаемое место ; упоминается также название племени ван, но оно, по видимому, вторично: живущие на озере Ван или более раннее жители селения Ван …   Географическая энциклопедия

  • ВАН БИ — (второе имя – Фу Сы ) (226–249) – кит. философ идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы цинтань и создание нового учения ( Синьсюэ ), к рое явилось основой идеологии господств. класса феодалов. В. Б. –… …   Философская энциклопедия

  • Ван И — (кит. 王繹; род. 1333 г.  ум. после 1362 г.)  китайский художник. Биография Сведения об этом художнике весьма скудны. Известно, что он происходил из Чжэцзяна, и занимался живописью фигур, особо специализируясь на портрете… …   Википедия

  • Ван Ду — 王度 …   Википедия

  • Ван Бо — Ван Бо. Ван Бо (кит. 王勃, второе имя Цзи ань) (649 676)  китайский поэт эпохи династии Тан. Ван Бо считается одним из «четырёх крупных (поэтов) начала (эпохи) Тан». Ван Бо был внучатым племянником поэта Ван Цзи. Служил писцом у одного из… …   Википедия

  • Ван Би — (Ван Фусы; 226 249)  китайский философ, один из основоположников философской школы Сюань сюэ, близкой к даосизму, но популярной среди конфуцианцев. Прожил всего 23 года. Оказал большое влияние на развитие философии в Китае. Был крупным… …   Википедия

  • ВАН ФУ — Ван Цзесинь (76[[ 85]] 157[[ 167]]), ВАН ФУ китайский философ конфуцианец, политический мыслитель. Родился в Линьцзине (совр. уезд Чжэньюань провинции Ганьсу). Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»