У СИН

У СИН

"Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа "син3" - "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". "У син" в так называемом космогоническом порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле "у син" также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изначального "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., "у син" образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков "у син", связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево"...) и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва"...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы (см. рис. 1). Истоки учения об "у син" восходят к древнейшим (конец II тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я половина I тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В Гуань-цзы (3 в. до н.э.) говорится, что "у син" были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об "у син" - гл. Хун фань из Шу цзина. Развитую форму учение об "у син" обрело в 4-2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно соединилось с учением об инь ян (см. рис. 2) и образовало теоретический фундамент общеметодологического "учения о символах и числах" (сян шу чжи сюэ), став неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.
Рис. 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ пентаграммно-кругового расположения пяти элементов в двух основных порядках: взаимопорождения (непрерывная стрелка) и взаимопреодоления (прерывистая стрелка).
Рис. 1. СОВРЕМЕННАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ пентаграммно-кругового расположения пяти элементов в двух основных порядках: "взаимопорождения" (непрерывная стрелка) и "взаимопреодоления" (прерывистая стрелка).

Рис. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом (тай цзи) двух образцов (солнца - луны, инь - ян) и пяти элементов.
Рис. 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХЕМА ПОРОЖДЕНИЯ Великим пределом (тай цзи) двух образцов (солнца - луны, инь - ян) и пяти элементов.

ЛИТЕРАТУРА
Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу. - В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961 Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972 История китайской философии. М., 1989 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "У СИН" в других словарях:

  • СИН —     I.     СИН [индивидуальная] природа (кит., буквально качество, характер, пол) категория традиционной китайской философии и культуры. Этимология иероглифа син (знаки “сердце” и “жизнь/рождение”) указывает на его отношение к природному началу,… …   Философская энциклопедия

  • синёный — синёный, синёная, синёное, синёные, синёного, синёной, синёного, синёных, синёному, синёной, синёному, синёным, синёный, синёную, синёное, синёные, синёного, синёную, синёное, синёных, синёным, синёной, синёною, синёным, синёными, синёном,… …   Формы слов

  • Син Кара — Реальное имя: Luis Ignacio Urvie Almanza Имена на ринге …   Википедия

  • Син Чхэхо — 신채호 申采浩 …   Википедия

  • Син-икишам — (букв. «Син подарил мне (сына)») царь Ларсы, правил приблизительно в 1841 1836 годах до н. э. Син икишам был, по видимому, брат Син иддинама. В его правление идёт дальнейшее ослабление могущества Ларсы. Син икишам вёл войну с Иссином и Эламом и,… …   Википедия

  • Син-тянь — (иллюстрация из книги «Шань хай цзин») Син тянь (кит. 刑天  «отрубленная голова»)  божественный великан в древне …   Википедия

  • Син-эрибам — (букв. «Син прибавил мне [сына]»)  царь Ларсы, правил приблизительно в 1843  1841 годах до н. э. Син эрибам был, по видимому, братом Син иддинама. В его правление могущество Ларсы сильно ослабло. Правил Син эрибам 2 года.… …   Википедия

  • Син-шар-ишкун — (ассир. «Син, грозный царь»?, греч. Сарак) царь Ассирии, правил приблизительно в 633 612 годах до н. э. Сын Ашшурбанапала. Содержание 1 Правление в Вавилонии …   Википедия

  • Син-магир — (букв. «Син согласился»)  царь Исина, правил приблизительно в 1828 1817 годах до н. э. Во время войны с Кудурмабугом Син магир окончательно потерял Ниппур (1826 г. до н. э.), но, возможно он овладел номом Казаллу, так как вёл… …   Википедия

  • Син-иддинам — (букв. «Син дал мне (сына)») царь Ларсы, царь Шумера и Аккада, правил приблизительно в 1850 1843 годах до н. э. Сын Нур Адада. Син иддинам завершил восстановительные работы, начатые его отцом, и вёл успешные войны с Вавилоном, Эшнунной и в… …   Википедия

  • Син — Син: Син, Хайме Лачика Син  бог луны в шумеро аккадской мифологии. Син  богиня в германо скандинавской мифологии (асы). Син  библейская пустыня в окрестностях горы Синай к юго западу от Идумеи (Чис.34:3). Син  китайская… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»