- КОНФУЦИЙ
Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.
КОНФУЦИЙ
Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысячи учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры Конфуций считал "святых-совершенномудрых" (шэн1) правителей полуреальной, полумифической "древности" (гу2), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование - "жу" стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности ("су ван" - "некоронованный царь" или "подлинный властелин"). Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в 5-4 вв. до н.э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике сентенций, диалогов, исторических описаний и бытовых сцен Лунь юй (Суждения и беседы), содержащем разнотемные высказывания самого Конфуция, его учеников и их учеников. Конфуций также приписывается авторство философских комментариев, входящих в Чжоу и, и первой летописи Чунь цю (Весны и осени). Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистическое "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин1) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), то есть нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли3), а не "должной справедливостью" (и1), низкопоставленный и привязанный к конкретному делу. С точки зрения кардинальных личностных качеств, т.е. "благодати/добродетели" (дэ1), свободный ("безорудийный" - бу ци) "благородный муж" господствует над зашоренным ("орудийным") "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения Конфуция - человек, осмысляемый в единой социально-этической плоскости, к котоpoй сводятся и экзистенциальные проблемы ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религиозные ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологические (знание - это "знание людей"). Человеческую "природу" (син1) Конфуций, видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср. Мэн-цзы, Сюнь-цзы). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли2)", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь2) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутренняя" морально-психологическая установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг которой концентрируются его основополагающие категории - "благодать/добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо1). "верность" (чжун2) и другие. Этика Конфуция подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина") и "взаимности" (шу1 - "золотое правило морали"). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологическую концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-административного управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. учение мин цзя). В целом социально-политическая доктрина Конфуция зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этико-ритуальной благористойности (ли2) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции общественной жизни: административно-правовым, утилитарно-экономическим, естественно-природным, которые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом (фа цзя), моизмом (мо цзя), даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного царя" и святого мудреца ("таинственного совершенномудрого" - сюань шэн), сохранявшийся за ним в Китае до начала 20 в. Развившийся после падения империи в 1911 негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма достиг апогея в кампании "критики Линь Бяо и Конфуция", развернувшейся в КНР в 1960-е годы. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Китайским фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзицзиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).
ЛИТЕРАТУРА
Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб, 1910 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Кобзев А.И. "Великое учение" - конфуцианский катехизис. - В кн.: Историко-философский ежегодник, 1986, М., 1986 Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987 Малявин В.В. Конфуций. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Переломов Л.С. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Переломов Л.С. Конфуций: "Лунь юй". М., 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.