- ИРАН. ОБЩЕСТВО
Социальная структура. Быстрые социально-экономические изменения после переворота 1921, осуществленного Реза-шахом, преобразовали традиционную структуру общества. Они способствовали формированию новых страт, характерных уже для современной фазы цивилизационного развития. До этого наиболее влиятельными и богатыми лицами в стране были члены шахской семьи, узкая прослойка чиновников и религиозных лидеров (муджтахиды и аятоллы), племенные вожди, крупные купцы и знатные помещики на местах. И хотя эти социальные группы сохранились, в централизованном государстве, созданном шахами династии Пехлеви, значительно окрепла роль бюрократии, офицерства, новых предпринимателей, дипломированных профессионалов, таких, как юристы, учителя, врачи, инженеры, а также деятелей культуры. Роль племенных вождей в иранском обществе в значительной степени уменьшилась в результате насильственного или спонтанного перехода большинства кочевых племен к оседлости. Позиции религиозных лидеров тоже ослабли. Однако с 1963 их авторитет вновь стал повышаться, особенно после революции 1979, провозгласившей исламскую республику. Городское население включает также скромный по численности рабочий класс, занятый на таких больших промышленных предприятиях, как автосборочные, нефтеперерабатывающие и сталелитейные заводы. Доходы этой социальной группы значительно выше, чем у ремесленников, что частично связано со страхом работодателей перед забастовками и трудовыми конфликтами. На нижних ступенях общественной лестницы в городах находятся полупролетарии, состоящие в основном из переселенцев, которые берутся за временную работу на стройках, устраиваются разносчиками, готовы ухватиться за любой подвернувшийся заработок. В сельских районах, несмотря на проведенную земельную реформу, все еще сохранились помещики. Имеются также зажиточные крестьяне, которым принадлежат земельные наделы. Лидеры исламской революции 1979 говорили о необходимости продолжить аграрную реформу, но в 1982 революция вступила в консервативную стадию, и с тех пор основное внимание стало уделяться поддержке собственников. Кочевники-скотоводы составляли в начале 1990-х годов лишь небольшую часть населения, но их вклад в производство мяса, молочных продуктов и шерсти был весьма значителен. Помимо ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, женщины в деревнях прядут, ткут ковры и выполняют различные сельскохозяйственные работы. В городах они заняты в промышленном производстве, главным образом текстильном. Часть из них относится к служащим и занята в качестве учителей, медсестер, врачей, а также в сфере культуры, в правительственных и частных учреждениях. В последнее десятилетие правительство стимулировало более широкое участие женщин в социальной и общественной жизни страны. Несколько женщин являются депутатами парламента, а в 1997 президент Хатами назначил женщину вице-президентом. Женщины стали более активно требовать равных прав с мужчинами, одним из лидеров феминистского движения выступает дочь бывшего президента страны Рафсанджани Фаизе. Население Ирана многонациональное и разноязычное, но развитие коммуникаций, образования и межобщинных браков ослабило влияние этнического фактора на жизнь страны. Так, большинство ее жителей, окончивших начальную школу, говорят, кроме своего родного языка, также и на персидском. Ряд национальных меньшинств, как-то гилянцы, мазендеранцы, курды и белуджи, знают, кроме своего, и другие языки иранской группы. Крупнейшие этнические общности образуют тюркоязычные азербайджанцы, проживающие в Иранском Азербайджане, и туркмены, населяющие побережье Каспийского моря, а также живущие изолированно в некоторых других районах страны. Арабы в основном населяют юго-западную область Хузистан. Среди некоторых национальных и языковых меньшинств распространены стремления к автономии, но они не пользуются широкой поддержкой. Тем не менее небольшие группировки курдов в течение многих лет ведут вооруженную борьбу против центрального правительства. После распада Советского Союза и создания независимой Азербайджанской Республики среди части иранских азербайджанцев стали популярными идеи объединения с новым государством. Тем не менее дух национального единства в Иране значительно сильнее, чем в некоторых соседних государствах, что продемонстрировала война с Ираком.
Образ жизни. Очень важное значение имеют родственные связи. Это обеспечивает иранцам клановую поддержку, но в то же время возлагает на многих груз дополнительной ответственности. В получении работы и продвижении по службе важнее контакты семьи, а не личные заслуги. Структура иранской семьи все еще остается в значительной степени патриархальной, и дети редко открыто нарушают волю отцов. В большинстве случаев заключение браков является прерогативой родителей. Согласно обычаям, невеста и жених не должны видеться до свадьбы, что, однако, случается редко, если они происходят из одной деревни или живут в одном городском квартале. Молодожены, чья свадьба часто является тщательно разработанным и дорогостоящим мероприятием с большим количеством гостей, обычно переезжают на какое-то время к родителям мужа. При этом молодая жена занимает нижнее положение в семейной иерархии и должна подчиняться свекрови. Ее статус повышается после рождения сына, но не дочери. Дочери после свадьбы уходят к мужу, так что все, чего они в дальнейшем смогут добиться, работая и рожая детей, будет принадлежать семье мужа, а не вырастившим ее родителям. Иранцы высоко ценят гостеприимство, часто считая его своей обязанностью. Они обучены четким правилам вежливости ("таароф"), включающим в себя почтительное обращение к различным лицам и скромность в общении, отказ брать что-либо первым, пока не последует нескольких предложений, правило дарить гостю то, что ему понравится и т.д. В последние годы эти традиции ослабевают.
Религиозная жизнь. Девять из десяти иранцев относятся к сторонникам шиитской секты имамитов. Она объединяет исламское меньшинство, которое верит, что двенадцатый имам, или наследник пророка, исчезнувший более тысячи лет назад, обязательно вернется и принесет с собой эпоху благоденствия. В его отсутствие руководящая роль в обществе принадлежит муджтахидам, лидерам которых присваивается почетное звание аятолла. Каждый верующий должен повиноваться указаниям одного действующего муджтахида, если же существует признанный верховный муджтахид, то все должны следовать его наставлениям. Иранские шииты почитают мученичество: первый и третий шиитские имамы - Али и Хусейн - были убиты в политико-религиозных столкновениях. Траур по ним сопровождается проповедями, представлениями и шествиями. По традиции, ключевой момент траура, несмотря на различия в деталях, заключается в обращении к Хусейну с просьбой о заступничестве перед богом. Дни скорби, установленные в память о мученической кончине Хусейна и Али, используются для обращения ко всем общественным классам и в 19 в. проходили под патронажем шахов. Другим распространенным в народе религиозным обычаем остается поклонение местам, связанным с именами шиитских имамов. Религиозная идеология революции 1979 апеллировала к народным массам по многим причинам, в т.ч. потому, что имела глубокие местные корни. К началу 1980-х годов возникло массовое недовольство в связи с насильным насаждением чадры, возвратом к исламским законам по вопросам бракосочетания и семьи, применением некоторых шариатских наказаний, запретом на негативные высказывания в адрес коррумпированных и деспотичных представителей духовенства. Эти критические тенденции усилились в 1990-е годы.
Общественные организации. Важным общественным объединением, появившимся после революции, стал "Корпус стражей исламской революции". Добровольными объединениями, созданными под эгидой правительства, были также "строительные отряды", которые выполняли общественные работы в сельских районах. К общенациональным организациям относятся и различные фонды (бонияды), самый важный из которых - Фонд обездоленных. При шахе Мохаммаде Реза Пехлеви профсоюзы находились под контролем государства. Они могли принимать участие во второстепенных переговорах, но не имели права на забастовки. В ходе революции были реорганизованы производственные советы и органы самоуправления. В 1990-е годы число профессиональных объединений значительно выросло.
КУЛЬТУРА
Национальная культура в значительной степени находится под влиянием установок Исламской Республики, которая предприняла большие усилия по устранению элементов западной культуры, которые проникли в образ жизни населения до революции 1979. Потребление алкогольных напитков, которое было относительно широко распространено в городах в последние годы монархического правления, в настоящее время строго запрещено в соответствии с мусульманскими законами, возбраняющими пить вино. Правила ношения одежды требуют, чтобы она была скромной как у мужчин, так и у женщин. Специальная полиция нравов патрулирует улицы больших и малых городов, следя за тем, чтобы поведение жителей соответствовало исламской морали.
Народное образование. Обучение в стране бесплатное, начиная с поступления в первый класс и вплоть до института. В течение первых 10 лет после революции контингент учащихся в системе начального и среднего образования увеличился более чем на 60%, достигнув в 1988/1989 приблизительно 12 млн. человек. По меньшей мере 15% из нескольких тысяч школ, построенных после 1979, находятся в деревнях и отдаленных сельских районах. Основной задачей в области образования выдвинута исламизация программ обучения всех ступеней. Крупнейшие университеты расположены в Исфахане, Мешхеде, Ширазе, Тебризе и Тегеране. В 1983 был открыт первый частный университет (Свободный исламский университет). Недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров привел к снижению качества образования, что, учитывая высокий процент молодежи в общей численности населения создает серьезную проблему для руководства страны.
Литература и изобразительное искусство. Революция способствовала развитию новых направлений в литературе и живописи. После 1979 запрещенные при шахе писатели и поэты значительно расширили свою аудиторию. Появились новые популярные писатели - Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Действует цензура, которая запрещает произведения, признанные антирелигиозными. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг включает как западных, так и иранских авторов. Во время революции бурное развитие получило графическое искусство, так как множество художников создавали плакаты, отражавшие их взгляд на события. После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений поощряется традиционный дизайн. Традиционные иранские ремесла - художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий - хорошо представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе и многих других городах.
Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В городах работают музеи, в которых постоянно выставляются фотографии, плакаты, листовки и другие материалы событий 1978-1979. Государство финансирует передвижные выставки, которые выставляются в небольших городах и деревнях. Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов (мусульманских школ). Музеи, существовавшие до революции, такие как Археологический, Этнографический, Художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и даже расширили свои собрания, в первую очередь благодаря экспонатам по исламской истории и культуре. В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек. Тем не менее в стране имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших мечетях и семинариях. Самая известная из них - библиотека при мечети имама Резы в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних манускриптов. Другие значительные собрания манускриптов находятся в Исфахане, Куме и Ширазе. Наиболее важные материалы по изучению истории Ирана сосредоточены в Национальной библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и Библиотека меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по настоящее время).
Издательское дело. Революция стимулировала издание сотен книг, которые были ранее запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно публиковалось приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура, как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в свет в Тегеране. За последние 10 лет выросло число ежедневных и других периодических изданий.
Радио и телевещание. Все телевизионные станции и радиовещание контролируются правительством. В Иранском Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создаются в самой стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, приобретаемая, в частности, в Японии. В начале 1990-х годов в стране насчитывалось более 3,5 млн. телевизоров. Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы получили доступ к западным средствам массовой информации через спутники связи.
Кино и театральное искусство. До революции кино было любимым времяпрепровождением населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре. Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям, которые запрещают демонстрацию откровенных и завуалированных сексуальных сцен и показ женщин, недостаточно прикрытых одеждой. В новых лентах популярными стали религиозные сюжеты, но еще до середины 1980-х годов снимались фильмы, в которых реалистично отражалась жизнь в городских трущобах и деревнях. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях; "Белый шар" получил "Золотую камеру" на Каннском фестивале; "Вкус вишен" был награжден там же "Золотой пальмовой ветвью". В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание спектаклей является "исламским". Религиозные представления в память кончины имама Хусейна были популярными еще до революции, после 1979 они всемерно поощряются правительством.
Праздничные дни. Важнейшими официальными праздниками считаются 1 февраля - День возвращения Хомейни из 14-летней зарубежной ссылки, 11 февраля - День революции (празднование победы революции 1979), 1 апреля - День Исламской Республики. Древнеиранский доисламский Новый год остается самым популярным и широко отмечаемым праздником и совпадает с днем весеннего равноденствия. Имеются также по крайней мере еще 15 знаменательных дней в память кончины или рождения имамов.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.