- КЕЙЛИ Джордж
(Cayley, George)
(1773-1857), английский ученый и изобретатель. Родился 27 декабря 1773 в Скарборо (графство Йоркшир). Получив начальное образование в школах Йорка и Ноттингема, в 1792 отправился в Саут-Гейт изучать электричество и химию. Провел первые опыты по воздухоплаванию, используя китайский "летучий волчок" - игрушку типа вертолетного винта. Обнаруженное лишь в 1935 другое свидетельство его увлечений аэронавтикой - серебряный диск, на котором изображен летательный аппарат с крылом, расположенным под углом атаки, рулями направления и высоты и парой огромных весел, укрепленных на фюзеляже в форме лодки; на диске стоит дата: 1799. С 1800 в течение многих лет Кейли заносил в записную книжку результаты наблюдений полета различных птиц и свои соображения по этому поводу. С 1804 он начал проводить аэродинамические эксперименты и вскоре построил свою первую модель планера с наклоненной под углом 6° несущей плоскостью, которая соединялась рейкой с парой поворотных взаимноперпендикулярных малых пластин. Кейли пришел к убеждению, что создание летательного аппарата тяжелее воздуха возможно только после детального изучения воздействий воздушного потока на наклонную несущую плоскость и разработки подходящего двигателя; спустя почти 100 лет такие же выводы сделали и братья Райт. Исследованиями по этим направлениям Кейли занимался до 1810. В 1807 он опубликовал свою первую статью о "двигателе с расширением воздуха" - герметичном устройстве, где воздух прокачивался насосом через нагреватель и поступал в рабочий цилиндр. В том же году опробовал такого рода двигатель, используя тепло, выделяемое при сгорании пороха. В 1808 Кейли построил несколько планеров и сконструировал для них стартовый движитель из велосипедного колеса. Статьи Кейли, где он излагал принципы полета планера и самолета и результаты аэродинамических исследований, выполненных на моделях, были опубликованы в "Журнале натуральной философии" ("Journal of Natural Philosophy") в 1809 и 1810. В этих работах Кейли рассмотрел зависимость от скорости летательного аппарата таких характеристик, как подъемная сила, нагрузка на крыло, напряжения в конструкции, выигрыш в противодействии силам тяготения; обсудил принцип действия двигателя внутреннего сгорания; предложил обтекаемые формы конструкций. Его планер-биплан с площадью несущей поверхности 28 кв.м смог "пролететь" с человеком на борту почти 3 м. Около 1815 Кейли заинтересовался управляемыми воздушными шарами. В его трудах этого периода обсуждаются соотношения между габаритами и весом шара, его оптимальная форма, обеспечивающая минимизацию аэродинамического сопротивления, необходимость расчалок. Он предлагает ввести секционные газовые баллоны и водонепроницаемую оболочку; сравнивает достоинства шаров, наполненных горячим воздухом и водородом; рассматривает способы предотвращения пожара. В 1837 Кейли запатентовал двигатель на горячем воздухе; в 1840 выдвинул идею создания вертолета с двумя несущими винтами на одном валу с паровым приводом; в 1853 предложил тяговый пропеллер и двигатель на водороде. Есть свидетельства, что примерно до 1853 он продолжал экспериментировать с планерами, а в 1855 описал усовершенствованный им "летучий волчок", которым занимался в юности.
Умер Кейли в Бромптон-Холле близ Скарборо 15 декабря 1857.
ЛИТЕРАТУРА
Попов В.А. Основы авиационной техники. М., 1947
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.