- РАЙТ
(Wright),
братья Орвилл (Orville) (1871-1948) и Уилбер (Wilbur) (1867-1912), американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики, первыми в мире построившие самолет с двигателем и совершившие на нем полет. Старший, Уилбер, родился 16 апреля 1867 близ Нью-Касла (шт. Индиана); Орвилл - 19 августа 1871 в Дейтоне (шт. Огайо). Их отец был епископом протестантской Объединенной братской церкви, и семье приходилось часто менять место жительства в штатах Айова и Индиана; лишь с 1884 она обрела постоянное пристанище в Дейтоне. Ни Уилбер, ни Орвилл не получили высшего образования, даже их учеба в школе то и дело прерывалась из-за увлечения разного рода практическими делами. Они вступили в клуб любителей воздушных змеев и вскоре стали продавать свои змеи. 13-летний Орвилл смастерил печатный станок, а брат его усовершенствовал. В 1892 братья открыли лавку по продаже велосипедов, затем ремонтную мастерскую, а в 1895 наладили собственное производство велосипедов, и их предприятие стало приносить приличный доход. В свободное от работы время они читали литературу по технике. Их все больше интересовала аэронавтика, они поглощали статьи О.Шанюта, С.Ленгли и особенно О.Лилиенталя. Орвилл и Уилбер много размышляли над проблемой поперечной устойчивости планера и нашли ее решение, которое применили в 1899, изогнув должным образом крылья своего змея-биплана. В 1900 они приступили к экспериментам с первым планером в местечке Китти-Хоук (шт. Северная Каролина), а в 1901 испытали второй планер. Важные замечания по поводу его конструкции сделал О.Шанют, следивший за опытами братьев Райт. По его приглашению Уилбер сделал доклад в Западноамериканском обществе инженеров. Публичное обсуждение работ Райтов навело их на мысль проверить свои идеи, используя аэродинамическую трубу. К концу 1901 они испытали в трубе собственной конструкции более 200 миниатюрных моделей крыльев и составили сводные таблицы экспериментальных данных. В итоге аэродинамические свойства их очередного планера оказались вдвое лучше, чем у предыдущих экземпляров, и они совершили на нем более 1000 полетов, в том числе при ветре, скорость которого достигала 58 км/ч. К концу 1902 они были готовы к созданию моторного аэроплана. Поскольку в то время не было подходящего по весу и мощности двигателя, братья смастерили его сами с помощью механика Ч.Тейлора. Этот двигатель весил 77 кг и при скорости вращения вала 1200 об/мин развивал мощность 12 л.с. Они изготовили и пропеллеры с КПД 66%. В ноябре 1903 братья вернулись в Китти-Хоук и закончили строительство самолета; 17 декабря 1903 они осуществили первый в истории человечества пилотируемый полет на моторном аэроплане "Флайер-1". Дальность первого полета, в котором пилотом был Орвилл, составила 37 м, а длительность 12 с. В четвертом, самом длинном полете того дня (пилот Уилбер) самолет пролетел 260 м за 59 с. В конце 1904 они смогли удерживать самолет в воздухе в течение 5 мин, совершив полет по замкнутому кругу, а 5 октября 1905 пролетели 39 км за 38 мин, описывая круги над летным полем. За 1904-1905 они совершили более 200 полетов и 22 мая 1906 получили патент, но только в 1908 мир узнал, что в области авиационной техники лидируют Райты: в тот год Уилбер очень много летал во Франции. Орвилл тем временем совершал официальные испытательные полеты по заказу военных в местечке Форт-Майер (шт. Виргиния), и все складывалось удачно, но однажды отказал пропеллер, и в результате произошедшей аварии погиб пассажир, лейтенант Т.Селфридж, и был тяжело ранен сам Орвилл. Выздоровев, он отправился к Уилберу во Францию. После триумфальных полетов во Франции, Германии и Англии братья вернулись в США. Вскоре в Форт-Майере успешно завершились испытания их самолета, и он был принят на вооружение армии США. В ноябре 1909 была создана самолетостроительная компания "Райт". Братья окунулись в занятия бизнесом; они строили и продавали самолеты, устраивали демонстрационные полеты, обучали пилотов. Одновременно им приходилось отстаивать свои авторские права в суде. 30 мая 1912 в Дейтоне умер от брюшного тифа Уилбер. Последний раз он летал в мае 1910. Орвилл продолжал летать до 1915, лично испытывая новые самолеты; в том же году он продал свой пакет акций в компании "Райт". Последний полет он совершил в 1918. О.Райт оставался членом Национального консультативного совета по аэронавтике и имел офис в Дейтоне. После его смерти 30 января 1948 в Дейтоне "Флайер-1" поступил в качестве экспоната в Смитсоновский институт в Вашингтоне.
ЛИТЕРАТУРА
Зенкевич М. Братья Райт. М., 1933 Авиация: энциклопедия. М., 1994 Соболев Д.А. История самолетов: начальный период. М., 1995
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.