СТЕНДАЛЬ

СТЕНДАЛЬ

(Stendhal; псевд., наст. имя - Анри Мари Бейль, Beyle)
СТЕНДАЛЬ
СТЕНДАЛЬ

(1783-1842), французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя. Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул ("барон де Стендаль"). Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями. В школе Бейль усиленно занимался геометрией, видя в этом единственную возможность уехать из Гренобля и вырваться из-под власти отца. В шестнадцать лет ему удалось добиться разрешения поступить в парижскую Политехническую школу. В мае 1800 записался добровольцем в армию. Участие в итальянской кампании 1800-1802 оказало на него определяющее влияние. Юность, свобода, любовь, опасности и музыка вызвали в нем прилив энтузиазма, а страстную привязанность к итальянскому народу он сохранил до конца своих дней. Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы. Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры. Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом. Книга Рим, Неаполь и Флоренция (Rome, Naples et Florence, 1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой. Однако позже, в трактате О любви (De l'amour, 1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу. Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам. Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах. Он выпустил памфлет в защиту романтиков Расин и Шекспир (Racine et Shakespeare, 1823); написал на скорую руку биографию Дж.Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель Прогулки по Риму (Promenades dans Rome, 1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе). Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (Armance, 1827). Следующий роман, Красное и черное (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности. Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы. Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге - примерно 1826-1830). Июльская революция 1830 избавила Стендаля от финансовых затруднений: ему удалось вновь поступить на государственную службу. Свободное время он всецело отдавал творчеству. Задуманный в трех томах роман был оставлен после двух первых книг; сатира на французских политиков, исповедующих принцип "золотой середины", получила название Люсьен Левен (Lucien Leuwen, 1834-1836; опубл. полностью в 1929) - по имени главного героя. Ламьель (Lamiel, 1839-1842; опубл. полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций. Стендаль издал множество Итальянских хроник (Les chroniques italiennes, 1837-1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме (Виттория Аккорамбони, Семья Ченчи, Герцогиня ди Паллиано и другие); написал ряд автобиографических книг, из которых лучшая - Жизнь Анри Брюлара (Vie d'Henri Brulard, 1835; опубл. в 1890); во время своих многочисленных отпусков путешествовал по Франции и впоследствии опубликовал размышления о родной стране под названием Записки туриста (Memoires d'un touriste, 1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр - Пармскую обитель (La Chartreuse de Parme, 1839). Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое вдение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй. Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену.
Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М. - Л., 1960 Стендаль. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1822-1960. М., 1961 Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1969 Реизов Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974 Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978 Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985 Мюллер-Кочеткова Т.В. Стендаль: Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989 Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1-18. М., 1993 Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1-5. М., 1995

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СТЕНДАЛЬ" в других словарях:

  • Стендаль — фр. Stendhal Сод …   Википедия

  • Стендаль — Фредерик (настоящее имя Анри Бейль, 1783 1842) французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда вольтерьянца, оказавшего… …   Литературная энциклопедия

  • Стендаль — (Анри Мари Бейль) (1783 1842 гг.) писатель Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль. Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия. В любви страсти совершенное счастье… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Стендаль — Стендаль. СТЕНДАЛЬ (Stendhal) (настоящее имя Анри Мари Бейль) (1783 1842), французский писатель. Книга Расин и Шекспир (1823 25) первый манифест реалистической школы. Психологическим мастерством, трезво–реалистическим изображением общественных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СТЕНДАЛЬ — (Stendhal) (настоящее имя Анри Мари Бейль) (1783 1842), французский писатель. Книга Расин и Шекспир (1823 25) первый манифест реалистической школы. Психологическим мастерством, трезво реалистическим изображением общественных противоречий отмечены …   Современная энциклопедия

  • Стендаль — I • Стендаль (Stendhal), настоящие имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle) (1783 1842), французский писатель. Книга «Расин и Шекспир» (1823 25)  первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением …   Энциклопедический словарь

  • Стендаль — I Стендаль (Stendhal)         [псевдоним; настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на… …   Большая советская энциклопедия

  • СТЕНДАЛЬ — (Stendhal) (наст. имя Анри Мари Бейль, Beyle) (1783—1842), французский писатель. Ром. «Арманс» (т. 1—3, 1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839), «Люсьен Левей» (1834—36, изд. под назв. «Зеленый охотник», 1855,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Стендаль А. М. Б. —         (Stendhal; наст. имя и фам. Анри Мари Бейль, Beyle) (23 I 1783, Гренобль 23 III 1842, Париж) франц. писатель и муз. критик. В юности учился игре на скрипке, кларнете, занимался пением. В 1800 вступил в армию, был офицером, затем… …   Музыкальная энциклопедия

  • СТЕНДАЛЬ — (Stendhal; псевдоним Мари Анри Бейля [Beyle]), 1783–1842; известный французский писатель; чиновник военного ведомства, с 1830 франц. консул в Триесте и Чивита Веккии; написал книжку о Гайдне (1814; 1817 под загл. Vies de Haydn, Mozart et… …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»