БЛОК Александр Александрович

БЛОК Александр Александрович

(1880-1921), русский поэт. Родился 16 ноября 1880 в Петербурге. Сын профессора-юриста, с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в семье своего деда А.Н.Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета. Отношения с отцом, изредка приезжавшим в Петербург из Варшавы, отразились в неоконченной поэме Возмездие (1917-1921). Образ "демона", чуждого любых иллюзий, но вместе с тем наделенного неискоренимой мечтательностью, навеян размышлениями о судьбе отца, последнего русского романтика, который стал жертвой рока истории, вплотную приблизившей эпоху катастроф невиданного масштаба и трагизма. Таким романтиком, тоже испытавшим на себе возмездие истории, Блок ощущал и самого себя. Высокие идеалы, которыми жила семья Бекетовых, особенно органично воплотились в матери поэта (по второму мужу - А.А.Кублицкой-Пиоттух), до конца дней оставшейся самым близким ему человеком. В подмосковном имении Шахматово, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы. Пейзажи этих мест узнаются в многочисленных стихотворениях Блока. Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу Отроческие стихи (1922), написаны им в возрасте 17 лет. Формирование поэтической индивидуальности Блока на первых порах протекало вне воздействия символизма, который с 1890-х годов стараниями Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова стал самым значительным новым течением в русской литературе. В автобиографических заметках Блок отмечает: "Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой "новой поэзии" я не знал до первых курсов университета" - Петербургского университета, где Блок получил образование сначала на юридическом (1898-1901), затем на филологическом (окончил в 1906) факультете. Летом 1898 Блок знакомится со своей будущей женой Л.Д.Менделеевой (1881-1939), дочерью химика Д.И.Менеделеева. Она стала главной героиней лирики первого периода творчества, составившей книгу Стихи о Прекрасной Даме (1904). 1901 выделен Блоком как год, решивший его судьбу: это время сближения с поэтом А.Белым, затем переросшего в многолетнюю дружбу-вражду, период, окрашенный мистическими переживаниями, оттеняющими чувство к Л.Д.Менделеевой (венчание состоялось 17 августа 1903), и ознаменованный встречей с поэзией, а затем с философией Вл.С.Соловьева, на несколько лет овладевшей всем существом молодого поэта. Идеи Соловьева лежат в основании художественной концепции русского символизма, крупнейшим творческим свершением которого явились Стихи о Прекрасной Даме, с их уникальным сочетанием романтической влюбленности и почти религиозного поклонения Возлюбленной, воспринимаемой, вслед за Данте, как земное воплощение божественного образа. Поэтический идеал молодого Блока - одухотворенный человек, который, в согласии с учением Соловьева, отмечен "сиянием Бога" и потому свободен от "грубой коры вещества". В центре "романа в стихах", как называл свою первую книгу Блок, стоит мистерия богоявления и преображения мира, но этот доминирующий мотив, который потребовал многочисленных слов-символов ("высокие соборы", "бездонная глубина", "лазурь", "тьма" и т.п.), обозначающих присутствие бесконечного в конечном, соединяется с лирическим сюжетом, отмеченным биографической достоверностью. Возлюбленная представлена как олицетворение Вечной Женственности и Мировой Души, воспетой Соловьевым, однако чувство поэта обращено к конкретной женщине и подчас приобретает драматический характер. В реальных отношениях с Л.Д.Блок, почти лишенных физической близости, это раздвоение породило многолетний мучительный конфликт, который особенно обострился после того, как в эти отношения активно вмешался Белый. Его увлечение Л.Д.Блок, в котором смешивались также почитание "Лучезарного лика" и земная страсть, создало невыносимую ситуацию, которая едва не привела к дуэли между Блоком и Белым. Так завершается период, который Блок впоследствии назвал "мистическим шарлатанством". Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905-1907 в России, воспринятой им как "веселое время" - знамение великих духовных перемен. В письме отцу (30 декабря 1905) Блок признается, что органически неспособен служить "общественности": "Никогда я не стану ни революционером, ни "строителем жизни". Однако сборник Нечаянная радость (1907) свидетельствует об усилившемся интересе к реальному миру, хотя и постигаемому под знаком "мистики в повседневности" и "демонической" притягательной силы, которую таит в себе эта обыденность, в особенности - мир города. Тот же "демонизм" присущ у Блока захватывающим его земным страстям; им наделен и его образ России, где "темные, дьявольские силы" водят на путях и распутьях свои "ночные хороводы", а "ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях" (Русь, 1906). Центральное положение во втором сборнике Блока занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, как озаглавлено самое известное из них (а также и лирическая драма, законченная осенью 1906). Образ Незнакомки - женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой, - остается в границах поэтики символизма. Однако этот образ (особенно в драме) осмысляется как крушение мифа о Прекрасной Даме. "Падучая дева-звезда" отвергает аскетическую эротику, к который призывал Соловьев, а ее целомудренный рыцарь вынужден уступить другому, который уводит "красотку". В то же время написана драма Балаганчик (премьера спектакля В.Э.Мейерхольда в театре В.Ф.Коммиссаржевской - 30 декабря 1906), где "мечтательный, расстроенный и бледный" Пьеро томится о своей "картонной невесте", покинувшей его ради Арлекина. Отношения трех персонажей (многие увидели в пьесе насмешливый парафраз истории отношений между Блоками и Белым) показаны как театр марионеток, герои которого истекают не кровью, а клюквенным соком. Видения символизма сменяются буффонадой, восходящей к эстетике итальянской комедии дель арте, которая у Блока, расстающегося со своей поэтической юностью, приобретает трагический оттенок. В книге стихов Снежная маска (1907) и цикле Фаина (стихотворения 1906-1908), навеянных страстным увлечением актрисой Н.Н.Волоховой, двойное видение символизма, открывающего трансцендентное в обыденном, реализовано посредством образов города, соединяющего в себе завораживающие и дьявольские черты (т.н. "петербургский миф" Блока, художественно воплощаемый по преимуществу посредством метафор тумана, снега, сна). Но вместе с тем эстетика символизма переосмыслена, поскольку полная трагизма страсть соединяется не с утопией преображения земного бытия, когда оно станет частью Мировой Души, но с глубоко укорененной, едва ли не мистической любовью к родине. Отныне это главная лирическая тема Блока, ищущего "живую душу" России в ее "нищей" природе, озаренной нездешним светом, и в постижении ее исторического пути, пролегающего через героические испытания (цикл На поле Куликовом, 1909), которые в конечном счете должны увенчаться обретением Христа. Идея пути доминирует в поэтическом творчестве Блока 1910-х годов, составляя контрастное единство с образами хаоса, гибели и катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до того, как они заявили о себе Первой мировой войной и Октябрьской революцией 1917. Этими предчувствиями полон раздел Страшный мир сборника Ночные часы (1911). И в поэзии, и в публицистике, которой в эти годы поэт отдает много сил (под заглавием Россия и интеллигенция его важнейшие статьи вышли книгой в 1918), Блок предстает человеком "катастрофического сознания", все более далеким от круга настроений символизма, как и от его художественного языка. Явственной становится его ориентация, с одной стороны, на поэтику народных заговоров, плачей, причитаний, с другой - на русскую романтическую традицию, в особенности на впервые им открытое поэтическое наследие Ап.Григорьева. Последним произведением Блока, в котором еще чувствуются идеи символизма, была драма Роза и Крест (1913), написанная на сюжет из истории трубадуров и предназначенная для Московского Художественного театра (постановка не состоялась). Столкновение действительности и мечты, которое в заметках об этой драме поэт называет ее главной темой, образует и основной сюжет цикла Кармен (1914), навеянного впечатлениями от певицы Л.А.Дельмас в опере Бизе, а также поэмы Соловьиный сад (1915), которой завершаются лирические циклы Блока. Призванный на военную службу в июле 1916, Блок вскоре после Февральской революции возвращается в Петроград и участвует в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима (его книга Последние дни императорской власти вышла посмертно в 1921). Октябрьские события он воспринял как взрыв очистительной стихии, испытав в январе 1918 недолгий творческий подъем, который увенчан поэмами Двенадцать и Скифы. Обе они говорят о "мировом пожаре", о "крушении старого мира", воспринятом как возмездие за его нравственное и социальное зло. Над разбушевавшимся океаном революции поэту видится заря новой "прекрасной жизни". Христос идет по заснеженному Петрограду во главе отряда красногвардейцев - образ, которого не могла простить Блоку антибольшевистски настроенная интеллигентская среда, объявившая ему после выхода Двенадцати бойкот. Поэма строится на чередовании тонических ритмов и традиционного хорея, на переплетении эпизодов, связанных с проституткой Катькой, убитой ее ухажером за измену, и заполненных профетической символикой картин грандиозной драмы, в обрамлении которых развернут сюжет этого "жестокого" городского романса. Выделены лейтмотивы бунта, стихии, ветра, в котором распознается "музыка" исторического потрясения (Блок подразумевал не столько Октябрьский переворот, сколько закат целой эпохи в жизни человечества - "крушение гуманизма", как озаглавлена одна из его программных статей 191 9). В Скифах идея краха европейской культуры, ведущей свою родословную от эпохи Возрождения, выступает еще более рельефно. Как показывают дневниковые записи Блока этого времени, его самого не оставляли сомнения в правомерности восприятия революции как очищения и оправдания бунта, стихии "музыки" ("Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой", т.е. Антихрист, - запись от 20 февраля 1918). После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью Исповедь язычника (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества. Блок пытается сотрудничать в культурно-просветительских учреждениях, готовит издание Гейне, с лета 1919 руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, время от времени выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве. Последним заметным его выступлением стала речь О назначении поэта, произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921. Блок говорил о "тайной свободе", которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого "убило отсутствие воздуха". После смерти Блока (по-видимому, от истощения и нервной депрессии) 7 августа 1921 эти слова стали относить и к нему самому.
ЛИТЕРАТУРА
Блок А.А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М. - Л., 1960-1963 Блоковский сборник, вып. 1-14. Тарту, 1964-1998 Блок А.А. Записные книжки 1901-1920. М., 1965 Минц З.Г. Лирика Александра Блока, вып. 1-4. Тарту, 1965-1975 Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975 Блок А.А. Письма к жене. - В кн.: Литературное наследство, т. 89. М., 1978 Александр Блок в воспоминаниях современников, тт. 1-2. М., 1980 Александр Блок. Новые исследования и материалы. - В кн.: Литературное наследство, т. 92, кн. 1-5. М., 1980-1992 Белый А. Воспоминания о Блоке. М., 1995 Мочульский К.В. Александр Блок. - В кн.: Мочульский К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов. М. 1997 Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997 Берберова Н.Н. Александр Блок и его время. М., 1999

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БЛОК Александр Александрович" в других словарях:

  • Блок Александр Александрович — Александр Блок Портрет работы Константина Сомова (1907) Имя при рождении: Александр Александрович Блок Дата рождения: 16 (28) ноября 1880 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти …   Википедия

  • Блок Александр Александрович — (1880 1921), русский поэт. Представитель русского символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904). Кризис символистского мироощущения отражён в драме «Балаганчик» (1906). Его лирика, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась во многом под …   Энциклопедический словарь

  • Блок Александр Александрович — (1880 1921), рус. поэт. Творчество Л., трагическое обаяние его личности и судьбы имели для Б. большое значение на протяжении всей его жизни. У мн. современников Б. вызывал ассоциации с Л. Первым отметил «лермонтовскую струю» в стихах Блока А.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Блок Александр Александрович — [16(28).11.1880, Петербург, ‒ 7.8.1921, Петроград], русский поэт. Отец ‒ профессор права Варшавского университета, мать ‒ М. А. Бекетова, писательница и переводчица. Детство Б. прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Окончил… …   Большая советская энциклопедия

  • БЛОК Александр Александрович — (1880—1921), русский советский поэт. Книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, титл. л. 1905), «Нечаянная Радость», «Снежная маска» (обе — 1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), «Стихотворения …   Литературный энциклопедический словарь

  • БЛОК Александр Александрович — (1880 1921) русский поэт. Начинал в духе символизма ( Стихи о Прекрасной Даме , 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме Балаганчик (1906). Лирика Блока, по своей стихийности близкая музыке, формировалась под воздействием романса.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Блок Александр Александрович — Блок, Александр Александрович, поэт и критик. Родился в 1880 г. Окончил курс в Санкт Петербургском университете по историко филологическому факультету. Предок его, врач царя Алексея Михайловича, был выходцем из Мекленбурга. Отцу его, Александру… …   Биографический словарь

  • Блок Александр Александрович —       (1880 1921), поэт. Родился в Петербурге в доме деда A. Н. Бекетова (Университетская набережная, 7, в «ректорском флигеле»; мемориальная доска). В 1898 окончил Введенскую гимназию, в 1906 историко филологический факультет Петербургского… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Блок, Александр Александрович — Блок Александр Александрович (1880–1921) вошел в историю стиха как канонизатор дольника и неточной рифмы; то, что у других звучало резким экспериментом, у него стало выглядеть естественно и органично. Последующие опыты более сложных ритмов и… …   Русские поэты Серебряного века

  • Блок, Александр Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Блок (фамилия). Александр Блок Имя при рожд …   Википедия

  • Блок, Александр Александрович — (1880 1921) русский поэт. Сын профессора Варшавского ун та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»