- САТАНИЗМ
дьяволизм, практика религиозного почитания дьявола или заключение с ним договора. Магия, колдовство и ведовство подразумевают попытку человека достичь определенные цели, подчинив своей воле некое сверхъестественное существо, или заключив с ним сделку, или используя скрытые силы природы. Эти практики не всегда связаны с дьяволизмом. Так, попытка узнать будущее у духов предков (1 Цар 28:3-25) не требует даже допущения существования дьявола. В Ветхом Завете мало говорится о злых духах. Действуя лишь с позволения Бога, они вводят людей в заблуждение (3 Цар 22:19-23), провоцируют их на безрассудные поступки (1 Пар 21:1) или несправедливо их притесняют (Иов 1:6 - 2:8). Впервые упоминание о том, что дьявол может обеспечить некие блага в ответ на поклонение ему, мы встречаем в Новом Завете: "берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира... и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Мф 4:8-9). Древнее христианское представление о том, что языческие боги были бесами, также сыграло известную роль в возникновении дьяволизма. Средневековое колдовство представляло собой смесь языческих пережитков с практикой целительства. Теологи осудили его как дьяволопоклонство, но, очевидно, они не слишком ясно представляли себе умонастроение ведьм и колдуний. Реформация привела к интенсивному развитию религиозного сознания мирян, особенно в протестантских странах, и в 16-17 вв. по всей Европе развернулась "охота на ведьм". Идея продажи своей души дьяволу отразилась в легенде о докторе Фаусте. Тогда впервые - может быть, в ответ на гонения со стороны церкви - многие люди, практиковавшие колдовство и магию, действительно начали обращаться к дьяволопоклонству. В культе сатаны широко использовалась инверсия всевозможных символов и ритуалов, заимствованных из христианства: например, чтение молитвы "Отче наш" задом наперед, "черная месса" и т.д. Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения. С сатанизмом не следует смешивать сантерию, вуду и другие "новейшие" религии.
См. также ДЬЯВОЛ.
ЛИТЕРАТУРА
Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.