ИНДИЯ. КУЛЬТУРА


ИНДИЯ. КУЛЬТУРА

Замечательная особенность индийской цивилизации состоит в ее преемственности: она непрерывно развивается уже более 4500 лет. За столь продолжительный срок материальная и духовная жизнь населения региона претерпевала изменения; эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось в возвышении и гибели династий, в распространении, процветании и угасании религиозных учений; складывались школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве.
Народное образование. В Индии с ее огромным населением повышение уровня образования считается задачей первостепенной важности. На начало 1990-х годов в стране насчитывалось 154 млн. учащихся, не считая 7 млн. студентов высших учебных заведений. Количество преподавателей в начальной, средней и высшей школе составляет 3,5 млн. человек. Обучение в школе бесплатное и обязательное для детей моложе 15 лет. С 1983 система образования приобрела следующую структуру: начальная и неполная средняя школа (образование дается в течение 10 лет), еще два года учащиеся посещают среднюю школу, наконец, три года требуются для получения первой университетской степени. Начальное обучение в каждом штате ведется на принятом там в качестве официального языке. Университетское и высшее техническое образование ведется преимущественно, но не исключительно, на английском языке. Для средней школы характерно лингвистическое разнообразие, хотя принята трехъязычная формула: родной язык - основной, хинди или английский - второй и еще один из языков народов Индии - третий. В середине 1990-х годов в Индии действовали 4,7 тыс. колледжей с преподаванием естественных и гуманитарных наук, и 181 университет. Кроме того, имелись 1,9 тыс. педагогических, 185 инженерно-технических и 359 медицинских колледжей. Из университетов с ярко выраженной спецификой можно отметить: Висва Бхарати; Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению; женский университет в Бомбее.
Наука. В стране сложилась мощная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включают как традиционные направления - медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологию и другие, так и новые - атомную энергетику, изучение космоса, электронику.
Литература и искусство. Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Это Ригведа (ок. 1300-1100 до н.э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н.э.) и Рамаяма, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни. Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (около 2 в. н.э.). Среди других драматургов далекого прошлого - король Шудрака (3 в.) и Калидаса (4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите. Более 1500 лет отделяют тот золотой период от Индии наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, торжество индуизма и колониальное порабощение страны. При британском господстве языки народов Индии попали в разряд второсортных. Однако в конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Среди этих писателей выделялись Майкл Модхушудон Дотто (1824-1873), Говин Чандра Датт (1828-1884), его дочь Тору Датт (1856-1877) и Манмохан Гхош (1869-1924). Из авторов, писавших на бенгали, особую известность приобрели Банкима Чандра Чаттерджи (1838-1894), Гириш Чандра Гхош (1844-1912) и Амритсал Басу (1853-1929). Видные авторы, творившие за пределами Бенгалии, - писатель Харишчандра Бхаратенду (1850-1885), писавший на хинди, поэт Дагх Дехлеви (1831-1905), творивший на урду, писатель Хари Нараян Апте (1864-1919), создававший свои произведения на маратхи, прозаик Чанду Менон (1847-1899), писавший на малалаяме, и поэт из Кералы Кодунгаллур Кунджикуттан Тхампуран (1864-1913). Связать классическую традицию и новые художественные веяния удалось Рабиндранату Тагору (1861-1941). Лауреат Нобелевской премии 1913, он сыграл большую роль в развитии литературы и искусства Индии. Будучи преимущественно поэтом, Тагор выступал также как романист, новеллист, драматург, художник, музыкант и просветитель. Влияние Тагора, распространившееся на всю страну, укрепляло веру в высокие достоинства индийской культуры. В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы Ганди (1869-1948) - политического и духовного лидера, чьи взгляды отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Среди тех писателей, в произведениях которых особенно ощутимо его влияние, были хиндиязычные поэты Майтхилишаран Гупта (1886-1964) и Сумитранандан Пант и прозаики Прем Чанд и Джайнендра Кумар (р. 1905), маратхский драматург Мама Вареркар (1883-1964) и малаяльский поэт Валлатхол (настоящее имя Валлатхол Нараяна Менон, 1878-1958). С 1965 в Индии ежегодно присуждается литературная премия Джнан Питх, которую получили многие лучшие мастера слова страны за последние десятилетия. В числе ее лауреатов, в частности, П.В.Акиландам, Ашапурна Деви, Кота Шиварама Карант, Агьея (настоящее имя Саччидананд Хирананд Ватсьяян и Бирендра Кумар Бхаттачария. Из поэтов второй половины 20 в. известен С.Х.Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, чей знаменитый роман Отставка переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов - прозаик Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на малалаяме; его роман Кеммин был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений после Тагора. Театральное искусство современной Индии ушло от концепции "синкретического театра" кудияттам и традиционной санскритской драмы. Пьесы Тагора увели театр от банальных шаблонов коммерческих постановок 19 в. Другие писатели, работавшие в этом литературном жанре в начале 20 в., ориентировались на запросы народностей, на языке которых писались пьесы, и жителей конкретных областей. К видным мастерам драматургии первой половины столетия относятся П. Самбанда Мудалиар и Е.В. Кришна Пиллаи из Южной Индии, Бхаргаврам Витхал Вареркар и Прахлад Кешав Атре из Махараштры, хиндиязычный Джайяшанкар Прасад и Адия Рангачария из Карнатаки. Лидером авангарда в Бенгалии стал Бадал Саркар - драматург, продюсер, режиссер и актер. Постановщик пьес на открытых площадках и организатор импровизированных спектаклей, Саркар выступает, возможно, главным катализатором изменений, происходящих на индийской сцене. Другие известные театральные деятели Бенгалии - Сомбху Митра и Утпал Датт, который, придерживаясь крайне левых политических взглядов, использовал джатру (вид народного представления, которое давалось странствующей театральной труппой) для постановки спектаклей, на которые собиралось до 15 тыс. зрителей. В маратхском театре выделились такие видные фигуры, как П.Л.Дешпанде и Виджья Тендулкар. Первый из них, мягкий и умный гуманист, обнаружил одновременно дар писателя, продюсера, режиссера-постановщика и актера. Второй, чьи искусно построенные пьесы затрагивают глубокие социальные проблемы Индии, вероятно, является лучшим драматургом страны. Помимо них, завоевали популярность писавший на маратхи Ч.Т.Кханолкар, хиндиязычный Мохан Ракеш и Гириш Карнад, талант которого в равной мере принадлежит театру и кинематографу. Музыка и танцы остались двумя важными видами искусства, не затронутыми веяниями колониализма. Изменения происходили лишь в рамках сложившихся великих канонов. В период до независимости страны многие индийские музыканты служили при дворах магараджей и набобов. Ныне музыка переместилась из дворцов и домов знати на концертные подмостки. Музыка звучит в самой разнообразной обстановке - в кинофильмах, на танцплощадках, на марше, при общинных религиозных песнопениях. В этой ситуации переходного периода появились некоторые выдающиеся исполнители, например, Рави Шанкар - блистательный мастер игры на ситаре, пропагандирующий индийскую музыку за рубежом. Как композитор и поборник бережного отношения к славным традициям прошлого Шанкар написал множество произведений для индийских и западных фильмов. Еще один крупный музыкант, завоевавший международное признание, - Мадураи Шанмукхавадиву Субулакшми. Али Акбар-хан, лучший мастер игры на сароде, открыл школу индийской музыки в Сан-Франциско. Широкую популярность приобрели современные артисты; Устад Вилаят-хан и Никхил Банерджи (ситара), Пандит Рам Нараям (на смычковый инструмент саранг), Устад Бисмаллах-хан (шенаи) и Алла Ракха и Кришен Махарадж (барабан табла). Среди наиболее известных певцов - Бхимсен Джоши, Кумар Гандхарва и Кишори Амонкар. Среди знаменитых южноиндийских музыкантов - один из лучших флейтистов страны Т.Р.Махалингам, барабанщик Палгхат Мани Айр и старейшина певцов Семмангуди Сриниваса Айр. Интерес к западной музыкальной культуре проявляется в основном в нескольких крупных городах, прежде всего в Бомбее, Калькутте, Дели и Мадрасе. Однако серьезное отношение к ней постепенно формируется в среде профессиональных музыкантов, придерживающихся классических индийских традиций. В стране появился сочинитель музыки в западном стиле Зубин Мехта, а также несколько композиторов, например Ванрадж Бхатиа и Нареш Сохал. Подобно музыке, танец в современной Индии представляет собой верхнее звено того культурного наследия, чьи истоки уходят на 2000 лет в прошлое. Актер выступает ярко выраженным творцом в рамках строго очерченного историческими канонами зрелища, применяя язык жестов и мимику для передачи смыслового значения танца или выражения эмоций. Сравнительно недавно такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали прилагать унаследованную технику танца к нынешним сюжетам. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре. Из другого подобного учебного заведения, действующего в Керале, вышли такие известные актеры, как Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти. Международную репутацию завоевали также Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак". Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баларасвати, который, обладая непревзойденным артистизмом и демонстрируя бесподобный сплав техники и художественной выразительности, стал символом замечательных танцевальных традиций Индии. "Манипури", еще одна важная школа, сформировалась на северо-востоке страны. Речь идет о групповом танце большой грации и красоты, с артистами, выступающими в ярких костюмах под звуки ударных инструментов. Достойные представители этой школы - Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх.
Музеи и библиотеки. Наиболее важные музеи следующие: Национальный музей в Дели, музей Салар-Джунг в Хайдарабаде, музей принца Уэльского в Бомбее, Государственный музей в Мадрасе, музей Асутош в Калькутте, Мемориальные музей и библиотека Неру в Дели. Археологические экспозиции созданы в местах раскопок в Конараке, Нагарджунаконде, Наланде, Санчи и Сананатхе. Из более чем 57 тыс. библиотек, насчитывающихся в Индии, 10 официально признаны имеющими общенациональное значение. Самые известные из них - Национальная библиотека в Калькутте, Центральные публичные библиотеки в Бомбее и Мадрасе, которые получают по экземпляру любой книги и журнала, издаваемых на территории страны. Специальные библиотеки для научных работников открыты при Индийском совете международных отношений в Дели, Индийском статистическом институте в Калькутте, Институте им. Гокхале в Пуне, Национальном институте прикладных экономических исследований в Дели и Индийском институте государственного управления, тоже в Дели. Библиотеки, где хранятся ценные рукописи, рассеяны по разным городам страны и получают субсидии из государственного бюджета.
Издательское дело. Индия занимает седьмое место в мире по выпуску книг, и третье, после США и Великобритании, по числу книг на английском языке. Ежегодно тысячи названий выходят в свет в многочисленных издательствах страны, при содействии Национального управления развития книжного дела - учреждения совещательного характера, учитывающего главные аспекты торговли полиграфической продукцией. В 1957 был основан Национальный книжный трест с целью облегчить публикацию серьезной и качественной литературы по умеренным ценам. Газеты в начале 1990-х годов издавались в количестве ок. 58 млн. экземпляров и на всех основных языках Индии. Список периодики включал до 30 тыс. названий, в том числе более 2,5 тыс. ежедневных газет. Среди ведущих газет выделяются "Ананда базар патрика" и "Джугантар" в Калькутте, "Нав Бхарат Таймс" в Дели, "Малаяла манорама" в Коттаяме, "Таймс оф Индия" в Бомбее, "Хиндустан таймс" в Дели, "Хинду" в Мадрасе, "Локасатта" в Бомбее, "Стейтсмен" в Калькутте, "Матхрубхуми" в Кожикоде (Каликут), "Самачар" в Бомбее, "Трибюн" в Чандигархе, "Дейли Джагран" в Канпуре, "Праджавани" в Бенгалуру, "Гуджарат самачар" и "Индиан экспресс" в Ахмадабаде и тамилнадская "Динамани".
Радиовещание, телевидение и кинематография. Радио- и телевещание в Индии принадлежат государству и управляются соответственно через Всеиндийское радио и Дурдаршан. На начало 1990-х годов Всеиндийское радио располагало 190 передающими радиостанциями. Тогда же телевидение, начало которому было положено в Дели в 1965, обслуживало ок. 80% всего населения страны. В 1975-1976 годах был осуществлен экспериментальный учебный проект с помощью спутника, благодаря которому образовательные передачи транслируются для жителей отдаленных деревень. Индия принадлежит к числу крупнейших производителей художественных фильмов в мире. Большая их часть носит коммерческий характер, но иногда на экран выходят и великолепные произведения. Режиссером редкой индивидуальности был Сатьяджит Рай (1921-1991), с которым связана вся история индийского кино и который обеспечил ему мировое признание. Появление группы профессионально образованных молодых кинематографистов открывает хорошие перспективы для этого вида искусства. Спорт в Индии слабо развит. Индийские атлеты пока не завоевали ни одной золотой медали на Олимпийских играх. Заметные успехи достигнуты лишь в немногих видах спорта: хоккее на траве, арм-рестлинге, бадминтоне и теннисе.
Праздники. В Индии широко отмечают индуистские религиозные праздники. Среди них выделяются общенациональные: рамлила - в честь верховного божества Рамы, приходящийся на начало осени, дипавали -осенний праздник огней, джанмаштами - посвященный богу Кришне и связанный с днем его рождения в августе, холи - весенний праздник красок, когда все его участники вовлекаются в игры с применением цветной пудры и красок. Остальные конфессии тоже имеют свои праздники и знаменательные даты, такие, как день рождения сикхского гуру Нанака, Махавира-джаянти (в честь вероучителя джайнизма Махавиры), Будха-пурнима (у буддистов) и другие. Областные и сезонные празднества буквально испещряют годовой календарь. Главный национальный праздник - День Республики - отмечается 26 января.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Смотреть что такое "ИНДИЯ. КУЛЬТУРА" в других словарях:

  • ИНДИЯ — Республика Индия (на языке хинди Бхарат), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2750 км, а протяженность страны в меридиональном направлении 3220 км. Индия омывается водами Аравийского моря на …   Энциклопедия Кольера

  • Индия — Республика Индия, гос во в Юж. Азии. Др. инд. название Sindhus от названия реки Синдху (совр. традиц. Инд). От него авест., др. перс. Hindu, далее др. греч. и латин. India, откуда русск. Индия и аналогичные названия в других европ. языках: англ.… …   Географическая энциклопедия

  • Культура народов Востока — «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… …   Википедия

  • Индия ТВ — ООО «Индийское Кино» …   Википедия

  • Культура чёрной и красной керамики — Культура чёрной и красной керамики  археологическая культура севера полуострова Индостан эпохи раннего железного века. Датируется примерно 12  9 вв. до н. э., и связывается с ведийской цивилизацией времён после Ригведы. В ряде… …   Википедия

  • Культура Японии — сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в… …   Википедия

  • Культура Пакистана — Культура Пакистана  совокупность творческих достижений населения Пакистана. Пакистанская культура имеет сравнительно короткую историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в государстве. Содержание 1… …   Википедия

  • Культура Маражоара — или Маражо, порт. Marajoara/Marajó culture  доколумбова культура, существовавшая на острове Маражо в устье реки Амазонка, идентифицируется по характерной керамике. Чарлз К. Манн (en:Charles C. Mann) датировал данную культуру периодом 800… …   Википедия

  • ИНДИЯ. ОБЩЕСТВО — Индия огромная страна с богатой историей. Индийская культура отличается внутренней целостностью при всем многообразии кастовых, национальных, лингвистических и религиозных особенностей различных групп населения. Частично обнаруживаются наложения …   Энциклопедия Кольера

  • Индия — (India) История Индии, географическое положение Республики Индия Административное деление Индии, растительный и животный мир Индии, внешняя и внутренняя политика Индии, культура Индии, экономика Индии Содержание Содержание Раздел 1. История .… …   Энциклопедия инвестора

Книги

Другие книги по запросу «ИНДИЯ. КУЛЬТУРА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.