- ЛАОС
Лаосская Народно-Демократическая Республика, государство в Юго-Восточной Азии. Основанное в середине 14 в., королевство лао просуществовало более 300 лет и превратилось в империю, включавшую значительные территории соседних государств: Мьянмы (на западе), Китая (на севере), Вьетнама (на востоке), Камбоджи (на юге) и Таиланда (на юге и западе). С 1893 по 1954, вплоть до вынужденного ухода французов из этого региона, Лаос вместе с Вьетнамом и Камбоджей был французским протекторатом и входил в состав Французского Индокитая. С 1960 по 1975 в стране шла гражданская война между левыми националистическими силами Патет-Лао, получавшими помощь от Северного Вьетнама и СССР, и королевским правительством Лаоса, пользовавшимся поддержкой США и Таиланда. В 1975 была провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР).
Лаос. Столица - Вьентьян. Население - 5117 тыс. человек (1997). Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км. Городское население - 19%, сельское - 81%. Площадь - 236,8 тыс. кв. км. Самая высокая точка - гора Биа (2820 м), самая низкая точка - в долине р.Меконг (181 м). Основные языки: лаосский (официальный), французский. Основная религия: буддизм. Административно-территориальное деление: 16 провинций, 1 муниципальный округ, 1 специальная зона. Денежная единица: кип = 100 атам. Национальный праздник: День независимости - 2 декабря. Государственный гимн: "Лаосская нация".
Флаг Лаоса
ПРИРОДА
Лаос - государство площадью 236,8 тыс. кв. км, из них 6 тыс. кв. км приходятся на долю озер. Не имеет выхода к морю. Граничит с Таиландом, Мьянмой, Китаем, Вьетнамом и Камбоджей. Горный рельеф и густые тропические леса затрудняют сообщение с соседними странами. На востоке граница с Вьетнамом протяженностью 2130 км проходит преимущественно по гребням гор Чыонгшон (Аннамских), которые служат естественным рубежом между областью влияния китайской культуры, охватывающей Вьетнам, и испытавшими значительное воздействие индийской цивилизации Лаосом и Таиландом. На западе граница с Таиландом следует на большом протяжении (1754 км) по реке Меконг. Эта река, по берегам которой живут народы, близкие между собой по культуре, имеет важное транспортное значение. Горы Чыонгшон, поднимающиеся до 2700 м над у.м., препятствуют развитию отношений с Вьетнамом. Здесь наиболее легко доступны только три основных перевала. На севере Лаоса преобладают горы, сильно расчлененные узкими долинами и ущельями. Особо выделяется плато Сиангкхуанг, поднятое примерно на 1200 м над у.м. и окаймленное горами (высшая точка гора Биа, 2819 м). В южной, суженной части страны распространены равнины и плато. Среди последних наиболее известно плато Боловен (до 1327 м). Равнины постепенно понижаются к западу в сторону долины Меконга. Ежегодные паводки в этой долине создают благоприятные условия для выращивания риса, основной продовольственной культуры в стране, и для ловли рыбы, главного источника белка в пищевом рационе лаосцев.
Климат субэкваториальный, муссонный. Выделяют три сезона: четко выраженный влажный с мая по октябрь, прохладный сухой с ноября по февраль и жаркий сухой в марте-апреле. Муссон вторгается практически одновременно на всю территорию Лаоса. Осадки значительно варьируют, максимальная годовая норма зафиксирована на плато Боловен - 3700 мм. На равнинах выпадает гораздо меньше осадков: в Саваннакхете 1440 мм, во Вьентьяне 1700 мм, в Луангпхабанге - 1360 мм в год. Атмосферной влаги не всегда достаточно для выращивания риса. Средние температуры января колеблются от 15° до 23° C, июля - в пределах 28-30° C. Самая высокая температура воздуха - ок. 40° С - бывает в долине Меконга в марте и апреле, а самая низкая - менее +5° С - на плато Сиангхуанг и Пхонгсали (на крайнем севере страны). Пригодные для возделывания земли занимают ок. 5 млн. га. В начале 1990-х годов обрабатывалось всего 17% - 850-900 тыс. га (менее 4% площади страны). 4/5 посевных площадей были отведены под рис. Леса в 1950-х годах покрывали 70% всей территории, но к 1992 их площадь сократилась, согласно официальной оценке, почти на 1/3. Ныне они занимают 47% всей площади. Лаос располагает такими природными богатствами, как гидроэнергоресурсы, олово, гипс, золото, драгоценные камни.
ЛАОС, река Кхан
НАСЕЛЕНИЕ
Согласно первой репрезентативной переписи 1985, численность населения Лаоса составляла 3,57 млн. человек. В середине 1997 в стране насчитывалось 5,12 млн. жителей. Рождаемость в 1997 достигала ок. 4,12, смертность 1,34, а естественный прирост населения 2,78 (на 1 тыс. человек в год). Лаос отличается большим разнообразием в национальном, лингвистическом и культурном отношениях. В стране насчитывается более 130 этнических групп и подгрупп, которые подразделяют на три категории с учетом типа расселения, культуры и языка. 68% населения составляют лао лум, или население долин. Эти общины расположены на небольших высотах, там выращивают клейкие сорта риса и говорят на тайских языках. В политическом отношении особенно выделяются этнические лао (тхай-лао) и футай - подгруппа из центрального Лаоса. К лао лум принадлежат также такие тайские народы, как черные тай (тай дем) и красные тай (тай денг), обжившие горные долины северо-востока, лы и юан на северо-западе и фуан в географической области Сиангкхуанг. Преимущественно они исповедуют буддизм тхеравада, но часть их продолжает придерживаться анимистических верований. Ко второй относятся лао тенг, или население горных склонов (22% жителей Лаоса). Они говорят на языках австрало-азиатской семьи, близких к мон-кхмерским. Лао тенг живут главным образом в небольших самообеспечивающихся деревнях. Среди народов этой категории в настоящее время наиболее многочисленны кхму. Для социальной организации характерно подразделение на экзогамные кланы; общественный статус получает выражение в обладании "бронзовыми барабанами" (скорее это колокола без языка) и объемистыми кувшинами для рисовой водки. Третью категорию формируют лао сунг, или население горных вершин (9% жителей страны). Они относятся к двум языковым группам мяо-яо и тибето-бирманской. Ареал расселения - север Лаоса, в основном более возвышенные территории, где практикуется подсечно-огневое земледелие. Мяо и яо - активные поставщики опийного мака на внешний рынок. У них имеется собственный пантеон богов. % населения страны, прежде всего лао, придерживаются буддизма. Однако во всех слоях общества глубоко укоренились анимистические представления, которые предполагают совершение разного рода ритуалов, необходимых для должного почитания и ублажения могущественных духов фи. У малых народов, не имеющих родства с лао, приверженцы буддизма численно уступают анимистам. Большинство лаосцев проживают в деревнях. По данным переписи 1985, население Вьентьяна составляло 377,4 тыс. человек. Заметно уступали столице другие ведущие центры - Саваннакхет и Паксе. Бывшая королевская резиденция г. Луангпхабанг напоминает обычное мелкое поселение.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
До 1975 в Лаосе правили консервативные монархи. Господствующие позиции занимали немногочисленные влиятельные семьи. Страна 600 лет управлялась из Луангпхабанга, но в провинции была своя аристократия с династическими претензиями, имевшими корни в истории лаосских королевств Тямпатсака, Вьентьяна и Сиангхуанга. Высшая знать подпиралась менее именитой, которая, в свою очередь, выступала в роли покровителей лиц более низкого социального положения. В декабре 1975 монархия была упразднена. Однако официальное превращение страны в "народно-демократическую" республику не разрушило традиционных политических и социальных устоев. Престиж именитых семей ослаб, но появилась новая элита. Бывшие клиенты предприняли поиск новых патронов. Некоторые высокопоставленные семьи были связаны с революционными верхами, сумели удержаться на плаву и не утратили своего влияния. Роды лао лум продолжают оставаться самыми могущественными вопреки демагогическим утверждениям республиканских лидеров о равноправии народов. Лао тенг и лао сунг по-прежнему отодвинуты на второй план, как и до 1975. Сохранив многие пережитки власти периода монархии, когда доминировала элита лао лум из буддийской среды, страна приобрела также немало особенностей, присущих государствам, которыми руководят коммунистические партии. Одна из таких черт - бюрократический стиль управления, когда чиновники делают упор на работу по повышению политической грамотности и на развертывание кампании критики и самокритики среди подчиненных. От своего "наставника" - Вьетнама ЛНДР заимствовала концепцию центров переобучения, или "лагерей перевоспитания", куда в первые годы республики были направлены тысячи сторонников прежнего режима.
Правящая партия. Народно-революционная партия Лаоса (НРПЛ), по сути коммунистическая, безраздельно осуществляет политический контроль над страной. В Конституции, принятой в августе 1991, отражена ключевая роль НРПЛ. В уставе последней записано: "Партия - ведущее звено всей политической системы, интеллектуальный лидер общества и выразитель интересов всех слоев населения. Партия формулирует и корректирует главные направления стратегии и тактики национального развития во всех сферах жизни и контролирует деятельность своих руководящих кадров и рядовых членов, государственных учреждений и общественных организаций". Большинство ведущих коммунистов Лаоса на протяжении 10 лет вооруженной борьбы, с 1964 по 1974, скрывались на базах Патет Лао в пещерах провинции Самныа (ныне провинция Хаупхан). В 1975 они спустились с гор и прибыли во Вьентьян. В первые годы НРПЛ утратила доброжелательное и дружественное отношение населения, уставшего от войны и коррупции, процветавшей при монархическом режиме. Вначале руководство лаосских коммунистов взяло курс на выполнение революционной задачи фундаментального преобразования общества на путях "социалистической трансформации и социалистического строительства". После 1979 эти ранние, с энтузиазмом провозглашенные намерения создать государство нового типа были модифицированы. Последовала либерализация экономической и социальной политики, во многом по образцу Вьетнама. После 1975 Вьетнам оказывал сильное влияние на Лаос. Однако в конце 1980-х годов, особенно после распада СССР и развала социалистического лагеря в 1991 и сокращения советской помощи Вьетнаму и Лаосу, Вьетнам сосредоточился на проблемах собственного развития. Это подтолкнуло лаосских руководителей к ревизии прежнего идеологического багажа, к отказу от коллективизации деревни и к принятию мер, стимулирующих рыночные отношения. Страна получила возможность проводить независимый внешнеполитический курс. Единственным наследием былой коммунистической системы оказалась партия НРПЛ.
Центральные органы власти. Глава государства в Лаосе - президент. Его выбирают сроком на 5 лет не менее 2/3 депутатов Национального собрания. С согласия Национального собрания президент назначает премьер-министра и членов его кабинета и может отправить их в отставку. Президент председательствует "при необходимости" на заседаниях правительства, по рекомендации его главы назначает и снимает со своих постов губернаторов провинций и мэров городов, а также высокопоставленных должностных лиц в вооруженных силах и послов. Президенту предъявляют свои верительные грамоты иностранные дипломаты. Ему дано право вводить в стране чрезвычайное положение и объявлять войну. Первым главой государства, избранным согласно конституции 1991, был деятель НРПЛ Кейсон Фомвихан. Он выполнял обязанности президента Лаоса вплоть до своей кончины в ноябре 1992. Его сменил Нухак Пхумсаван, который в феврале 1998 уступил свое место премьер-министру Кхамтай Синхандону. Национальное собрание избирается на пятилетний период в составе 85 депутатов. Главный законодательный орган страны контролирует деятельность административной и судебной систем. К числу его прерогатив относятся избрание и смещение президента государства, председателя Верховного суда и Генерального прокурора "согласно рекомендации Постоянного комитета Национального собрания". Данный комитет, в состав которого входят также президент и вице-президент, организует работу Национального собрания во время сессий, занимается их подготовкой, наблюдает и надзирает за функционированием исполнительной и судебной власти. В административном отношении страна разделена на 16 провинций, один муниципальный округ (Вьентьян) и одну особую зону. Внешняя политика Лаоса претерпела существенные изменения со времени поражения коммунизма в СССР и Восточной Европе и сближения Москвы и Пекина в конце 1980-х годов. Лаос остается в числе немногих государств, официально не отказавшихся от марксистско-ленинской идеологии. Вьетнам, Китай, Куба и Северная Корея числятся среди "стратегических друзей" ЛДНР, что подчеркивается в выступлениях ее руководителей и в официальных документах. Следуя в фарватере Вьетнама и Китая, Лаос взял курс на рыночные реформы. Небольшая и бедная страна, Лаос находится в окружении крупных, более зажиточных и сильных государств, и это неизбежно приходится учитывать во внешней политике. Лишенному выхода к морю и слабо заселенному Лаосу приходится играть роль буфера и балансировать между Вьетнамом и Таиландом. В 20 в. территория Лаоса регулярно становилась объектом экспансии внешних сил. Франция установила контроль над государствами Индокитая в 1899 и сохраняла в этом регионе статус колониальной державы вплоть до подписания Женевских соглашений в 1954. После этого Франция была вынуждена вывести свои войска из Лаоса. Затем США пытались сделать его аванпостом в холодной войне против Китая, Северного Вьетнама и СССР. С провозглашением ЛНДР в 1975 на СССР легло бремя содействия и помощи ее развитию. После распада СССР этим занялись международные организации и развитые страны Европы, а также Япония и Австралия. В 1998 Лаос был принят в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
ЭКОНОМИКА
В отчете, представленном ООН в 1990, были охарактеризованы особенности экономического развития Лаоса. Хозяйственному подъему страны должны были способствовать следующие факторы: 1) наличие богатых водных ресурсов, что благоприятствует созданию мощной гидроэнергетики; 2) крупный ирригационный потенциал, открывающий перспективы для повышения сборов продовольственных культур и диверсификации отраслевой структуры аграрного сектора; 3) внушительные возможности для организации экспорта ценной древесины, обеспечивая его устойчивость за счет рационализации лесного хозяйства; 4) хорошие предпосылки для вывоза прочих лесопродуктов, таких, как кардамон, шеллак, бензоин и другие смолы; 5) значительная вероятность расширения добычи и экспорта полезных ископаемых; 6) близость к обширным внешним рынкам сбыта, что положение позволяет рассчитывать на развертывание транзитной и реэкспортной торговли, хотя пока очаги экономической активности в стране тяготеют к долине Меконга и полосе, пограничной с Таиландом. Среди факторов, сдерживающих развитие Лаоса, называются следующие: 1) экономическая и социальная дифференциация территории, многие районы по естественно-историческим причинам географически изолированы и разнородны в этническом отношении; 2) преобладание потребительского сельского хозяйства и натурального обмена; 3) слабое развитие инфраструктуры, прежде всего транспорта и средств связи; 4) мало-изученность страны и недостаток информации о природно-климатических условиях, рыночной конъюнктуре, местной материально-технической базе и перспективах, открывающихся перед зарубежными инвесторами; 5) нехватка внутренних финансовых ресурсов, что вызывает необходимость в покрытии значительной доли капиталовложений за счет иностранной помощи, и существенный дефицит платежного баланса; 6) отсутствие квалифицированных кадров и слабость институциональной системы, необходимой для функционирования гибкой, прогрессирующей экономики; 7) высокие транспортные издержки, особенно ощутимые при вывозе товаров за границу, прежде всего из-за отсутствия выхода к морю. Правительство Лаоса ослабило государственный контроль над экономикой и с 1986 поощряет частное предпринимательство. Итог был позитивным, поскольку с тех пор валовой внутренний продукт (ВВП) увеличивался в среднем ежегодно на 7,5% (здесь следует иметь в виду низкий первоначальный уровень). Лаос остается слаборазвитой страной, где нет железных дорог, сеть остальных путей сообщения разрежена и система телекоммуникаций не в состоянии удовлетворить запросы ни отечественных, ни зарубежных абонентов. Общая мощность электростанций в 1994 составила 261 тыс. кВт, выработка электроэнергии 890 млн. кВтЧч, в первую очередь благодаря ГЭС Нгум, но электрификация охватила лишь немногие города. В сельском хозяйстве, имеющем преимущественно потребительскую ориентацию, создается 56% ВВП, в промышленности 19% и в третичном секторе 25% (по оценке 1995). В агропроизводстве сконцентрировано 80% всех занятых (1-1,5 млн. человек). Возделывается главным образом рис, который дополняют выращиваемые в продовольственных целях кукуруза, батат и овощи, из технических культур - хлопчатник, табак и сахарный тростник, на экспорт выращивается кофе. В "нормальные" годы Лаос удовлетворяет свои нужды в продуктах питания за счет собственного производства, но обычно в какой-либо части страны бывает нехватка продовольствия из-за наводнений, насекомых-вредителей и засух. Предприятия обрабатывающей промышленности ограничиваются переработкой аграрного сырья и лесопилением; существенным источником дохода для населения служат кустарные промыслы. Безработица в городах в 1994 оценивалась в 5,16%. Экспорт, который включает электроэнергию, лесные товары, кофе, олово и швейные изделия, в 1996 составлял 240 млн. долл. и был направлен в первую очередь в Таиланд, Японию, Францию, Германию и Нидерланды. Импорт, состоящий из продовольствия, дизельного топлива, различных потребительских и других фабричных товаров, в 1996 оценивался в 570 млн. долл.; основные партнеры - Таиланд, Китай, Япония, Франция и США. Поступления в государственный бюджет в 1996 составляли 218 млн. долл. при расходах, с учетом капитальных вложений, в 379 млн. долл. В обозримом будущем экономика ЛНДР по-прежнему будет сохранять зависимость от финансовых вливаний Международного валютного фонда и других международных организаций. Помощь со стороны России и восточноевропейских государств резко сократилась. Обезлесение и распространение эрозии почв могут воспрепятствовать усилиям по поддержанию высоких темпов экономического роста. Внешний долг Лаоса в 1995 оценивался примерно в 2 млрд. долл.
РЫНОК ВО ВЬЕНТЬЯНЕ, столице Лаоса
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Народное образование. В ЛНДР была поставлена цель обеспечить всеобщее начальное обучение к 1985. За организационную основу была принята модифицированная модель 1950-х годов, унаследованная от монархического периода. Большинство деревенских школ размещены в неприспособленных строениях из бамбука, крытых соломой. Преподавательский персонал - это обычно один или два учителя, получающих низкую зарплату. Во многих сельских школах насчитываются всего один или два класса, не хватает учебников, тетрадей и т.д. Учителя вынуждены тратить время на обработку земельных участков или на другие занятия и потому сокращают число уроков. Из-за нерегулярных занятий, перегруженности классов и слабой материальной базы учащемуся, чтобы одолеть пятилетний курс начальной школы, требовалось посещать ее 9-12 лет. В конце 1980-х годов только 45% детей, поступивших в первый класс, в итоге получали начальное образование (в 1969 - 18%). Существуют большие различия в качестве школьного обучения между деревней и городом, между разными этническими общинами и полами. В наиболее трудном положении оказались малые народы, у которых нет традиций учебы в школах современного типа и которые не знают лаосского языка. В конце 1980-х годов охват обучением соответствующего контингента детей у лао сунг был в два с лишним раза меньше, чем у лао лум; низкий показатель характерен и для лао тенг. Сравнительно с мальчиками девочки учатся в меньшем числе и в более короткий срок, хотя в начале 1990-х годов наметилась тенденция к ослаблению разрыва. В 1969 девочки составляли 37% учащихся начальных классов, в 1989 - 44%. Однако в среде лао сунг эта цифра значительно ниже. Уровень грамотности (доля лиц старше 15 лет, которые умеют читать и писать) в 1995 оценивался для страны в целом в 56,6%, в том числе в 69,4% для мужской и в 44,4% для женской части населения. Система среднего образования, включая разные его стадии и формы, в 1992-1993 охватывала ок. 130 тыс. учащихся. Отъезд из Лаоса после 1975 свыше 10% всех жителей, включая значительную часть культурной прослойки, лишил среднюю и высшую школу компетентных кадров. Потери в определенной мере были возмещены за счет студентов, возвращавшихся из государств социалистического лагеря. В 1975-1990 власти посылали ок. 14 тыс. человек на учебу в 8 социалистических стран (7 тыс. в СССР, 2,5 тыс. - во Вьетнам и 1800 в ГДР). В 1986 правительство объявило о плане реформы системы образования с целью в большей степени увязать направленность обучения с текущими потребностями социально-экономического развития ЛНДР. В число поставленных задач входит улучшение научной подготовки студентов, расширение сети школ и других учебных заведений в горных районах, формирование кадров преподавателей из среды национальных меньшинств. Программа была намечена к реализации к началу 21 в.
Здравоохранение. Лаос пока не располагает возможностями для модернизации сферы здравоохранения. В результате средняя продолжительность жизни в 1997 составляла 53 года. Лаос не может преодолеть высокую младенческую смертность, которая в ряде отдаленных районов страны достигает 35%, а в среднем равняется ок. 5%, что связано преимущественно с инфекционными заболеваниями (особенно часты малярия, легочные болезни, диарея).
ИСТОРИЯ
Зарождение лаосского государства восходит ко времени миграции тайскоязычных народов из Южного Китая на п-ов Индокитай. К 8 в. на западе современной китайской провинции Юньнань существовало мощное тайское государство Наньчжао. На протяжении многих веков населявшие его племена, среди которых были лао, перемещались на юг, где смешивались с местными народами, а иногда и подчиняли их, создавая небольшие новые княжества. В 13 в., с захватом Наньчжао войсками монгольского хана Хубилая, началось массовое переселение лао на территорию нынешнего Лаоса. В 1355 лаосский принц Фангун (или Фангум) основал государство Лансанг ("Страна миллиона слонов"). При поддержке кхмерского (камбоджийского) правителя Ангкора, на дочери которого Фангум был женат, ему удалось реализовать свои притязания на одно из лаосских княжеств. Затем он завоевал всю территорию Лаоса и многие соседние земли. С помощью миссионеров, направленных все тем же королем Ангкора, Фангум ввел в своем новом королевстве буддизм. Вместе с миссионерами тесть прислал принцу старинную золотую статую Будды, именовавшуюся Пхабанг, которая стала символом его королевства и заняла почетное место в столице. Отсюда пошло название Луангпхабанг, т.е. "город Пхабанга". История государства Лангсанг насыщена столкновениями с соседями и схватками между претендентами на престол. В 16 в. бирманцы захватили г. Вьентьян, который стал новой столицей. Однако в следующем столетии независимость Лансанга была восстановлена, хотя внутренние распри не прекращались. В результате в начале 18 в. государство распалось на три отдельных королевства - Луангпхабанг, Вьентьян и Тямпатсак (Бассак). В последующие два столетия разобщенные лаосские королевства то и дело подвергались нападениям соседей, особенно таких соперничавших государств, как Сиам и Аннам. Королевство Вьентьян, после нашествий сиамцев в первой четверти 19 в., было аннексировано Сиамом в 1831. Королевство Лаунгпхабанг вначале попало в вассальную зависимость от Аннама, а в 1835 тоже было захвачено Сиамом; не избежало этой участи и третье из королевств - Тямпатсак. Все лаосские монархи были низведены до уровня провинциальных губернаторов. Захват Сиамом Луангпхабанга был предпринят с целью предупредить переход этой территории под власть Франции, которая с 1858 усиленно распространяла свое влияние по всему полуострову Индокитай и сумела превратить Аннам в свой протекторат. Тем не менее французам удалось направить в Луангпхабанг миссию своего вице-консула Огюста Пави, чей дружеский интерес к делам местных лаосцев побудил их просить поддержки у Франции. В 1893, подвергнув таиландскую столицу Бангкок блокаде, Франция установила контроль над всеми лаосскими землями к востоку от Меконга. Остальная часть страны была подчинена французам в 1904. В Луангпхабанге колониальная администрация позволила королю сохранить ряд своих прерогатив, во Вьетьяне же она осуществляла прямое правление. При этом лаосские чиновники продолжали занимать свои должности, однако общее руководство всеми делами находилось в руках французского генерал-губернатора Индокитая. Установленный с 1890-х годов колониальный режим изменился во время Второй мировой войны, когда Япония оккупировала Французский Индокитай. Лаос стал управляться от имени коллаборационистского правительства Виши, которое сотрудничало с японцами. В этот период Таиланд получил возможность вновь присоединить лаосские земли на правом берегу Меконга. По окончании войны они были возвращены Лаосу. В апреле 1945, незадолго до своего поражения, Япония побудила короля Сисавонгвонга провозгласить независимость Луангпхабанга. В конце того же года король отказался от этой декларации и вновь признал колониальные права Франции. Возникшее в годы оккупации национальное движение Лао Итсала ("Свободный Лаос") в сентябре 1945 объявило о создании собственного, противостоящего королю правительства и об образовании союза с Вьентьяном и Тямпатсаком. В 1946 в Лаос были введены французские войска. Объединенному королевству была предоставлена ограниченная автономия в рамках Французского Союза, а в 1947 была обнародована конституция, согласно которой статус монарха признавался за королем Луангпхабанга. В 1949 Франция подтвердила автономию Лаоса и предоставила ему больше прав во внешних сношениях. Предложение об автономии послужило толчком к расколу национального движения. Большинство его лидеров вслед за принцем Суванна Фумой вернулись во Вьентьян, чтобы войти в правительство, но группа меньшинства (Патет Лао), включая принца Суфанувонга и Кейсона Фомвихана, решила продолжать борьбу совместно с движением освобождения во Вьетнаме - Вьетмином. В 1949 Франция формально признала независимость Лаоса в составе Французского Союза, членом которого Лаос был до 1953. Между тем возглавлявшаяся Вьетмином борьба против колониального режима в Индокитае продолжалась, в Лаосе вплоть до 1954 ее возглавлял Патет Лао. На Женевской конференции по Индокитаю в 1954 была достигнута договоренность о прекращении войны во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе и о выводе иностранных войск - как Французского Союза, так и Вьетмина. Для контроля за соблюдением условий перемирия была создана международная комиссия из представителей Индии, Канады и Польши. Королевское правительство Лаоса согласилось ввести в свой состав министров от Патет Лао, пока стороны будут заниматься "поиском политических решений". В декабре 1955 Лаос был принят в члены ООН. Переговоры между правительством в Луангпхабанге и Патет Лао тянулись с 1955 по 1957. Основанный в 1956 Патриотический фронт Лаоса служил политическим прикрытием для Патет Лао, им фактически руководила возникшая в 1955 Народная партия Лаоса (позднее переименованная в НРПЛ). В 1957 Суванна Фума сформировал коалиционное правительство, в которое вошли представители королевской администрации. Коалиция распалась под давлением правых, рассчитывавших на мощную экономическую и военную поддержку США. Военные действия в стране вновь начались в 1959. В 1960 молодой капитан королевских парашютистов Конг Ле осуществил переворот, в результате которого у власти оказался коалиционный кабинет министров Суванна Фумы. Однако в том же году правые элементы во главе с генералом Фуми Носаваном вынудили Суванна Фуму и его коллег покинуть Вьентьян и войти во временный союз с нейтралистами. Помощь по воздуху поступила принцу из СССР, а вторгшиеся регулярные воинские части Северного Вьетнама нанесли тяжелый урон формированиям правых, в обеспечении материального снабжения которых приняли участие США. Чтобы погасить конфликт в Лаосе, в 1961-1962 работала вторая Женевская конференция. На ней были подписаны соглашение о прекращении огня и декларация о нейтралитете Лаоса, но договоренности так и не были претворены в жизнь. Вновь было образовано коалиционное правительство с представителями от Патет Лао, королевских кругов и третьих сил, но оно просуществовало недолго. Уже в 1964 вновь разгорелась гражданская война, продолжавшаяся около 10 лет. Патет Лао получало в это время поддержку со стороны Северного Вьетнама и СССР, а королевское правительство - от США и Таиланда. Во многом обстановка в Лаосе определялась развитием военных событий на территории Вьетнама. Проходившая по пограничным землям Лаоса "тропа Хо Ши Мина" приобрела важное значение в качестве пути снабжения партизанских баз на Юге. Отряды Патет Лао, стремившиеся расширить и упрочить свой контроль над прилегающим к этой трассе районами, вступали в вооруженные столкновения с правительственными подразделениями. Регулярные армейские части Северного Вьетнама пришли на помощь Патет Лао, а в ответ США стали подвергать интенсивным бомбардировкам районы, контролируемые Патет Лао. В начале 1971 на лаосскую территорию вступили 22 тыс. южновьетнамских солдат, которые при авиационной и артиллерийской поддержке США пытались перерезать линии снабжения из Северного Вьетнама в Южный Все же обеим сторонам в Лаосе удалось достичь соглашения об окончании американских бомбардировок и вооруженных столкновений на местах, об образовании временного коалиционного правительства и выводе из страны всех иностранных войск. Тем самым фактически признавалась легитимность контроля сил Патет Лао над большей частью Лаоса, а политические статьи соглашения обеспечивали Патет Лао половину постов в составе нового кабинета министров страны. В феврале 1973 во Вьентьяне между королевским правительством Лаоса и Патет Лао были достигнуты договоренности в развитие заключенных ранее соглашений. В апреле 1974 было принято совместное решение о создании третьего коалиционного правительства, известного как Временное правительство национального единства. В Южном Вьетнаме тем временем продолжались боевые действия, а в апреле 1975 власть перешла к коммунистам. По Лаосу прокатилась волна демонстраций, поощряемых Патет Лао, с требованием выслать из страны американцев и вывести из правительства министров правого толка. Патет Лао объявил о формировании народно-революционного правительства. Страна в декабре 1975 была переименована в Лаосскую Народно-Демократическую Республику. В том же месяце Суфанувонг был назначен на во многом символический пост президента республики, в то время как реальная власть оказалась в руках Кейсона Фомвихана, генерального секретаря Народно-Революционной партии Лаоса - единственной разрешенной политической партии в государстве. Новое правительство установило тесные связи с СССР и Вьетнамом.
ЛИТЕРАТУРА
Иоанесян С.И. Лаос. Социально-экономическое развитие (конец XIX - 60-е годы XX в.). М., 1972 Лаос: Справочник. М., 1994
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.