- КУСТУРИЦА Эмир
-
КУСТУРИЦА (Kusturica) Эмир (р. 24 ноября 1954), югославский режиссер.
В 1973—1977 учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии ФАМУ. Дипломная работа «Герника» (1976) удостоилась первой премии на фестивале студенческих фильмов в Карлови-Вари. В 1978 снял телевизионную ленту «Невесты приходят», запрещенную цензурой «по моральным соображениям». Следующая картина для ТВ — «Буфет «Титаник» (1979, по новелле И. Андрича). Первая работа Кустурицы в кино — «Помнишь ли, Долли Белл?» (Do You Remember Dolly Bell?), лирическая драма о проблемах боснийской молодежи 1960-х годов (1980, премия за дебют и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции—81), приносит ему неофициальный титул «режиссера 21 века». Кустурица преподает в киношколе в Сараево (респ. Босния и Герцеговина бывш. СФРЮ), одновременно работая над фильмом «Отец в командировке» (Otac na sluzbenom putu), метафизической драмой об эпохе политических репрессий в Югославии в начале 1950-х годов, которая увидена глазами впечатлительного ребенка (1984, главная премия на МКФ в Канне—85, номинация на «Оскар»).
В последующие три года прославившийся уже в мировом масштабе режиссер предпринимает несколько грандиозных проектов, среди которых — «Мост на Дрине» по роману И. Андрича, «Духоборы» — о сектантах с Украины, эмигрировавших от преследований царских властей в Канаду, осовремененная версия «Преступления и наказания» по роману Ф. Достоевского. Ни один из этих замыслов не был реализован, но тем не менее Кустурица снял в Македонии фильм «Дом для повешения»/«Время цыган» (Dom za vesanje, 1988, премия на МКФ в Канне—89), грандиозную этнографическую фреску о средневековом по сути образе жизни современных цыган на Балканах и трагическом столкновении их с европейской цивилизацией.
В 1990 начал преподавать кинорежиссуру в Колумбийском университете в США. Затем, основываясь на своих американских впечатлениях, снимает при содействии французских продюсеров картину «Аризонский сон (см. АРИЗОНСКИЙ СОН)» (Arizona Dream, 1992, премия на МКФ в Берлине), действие которой происходит в США. Во время «балканской войны» 1992—1995 эмигрирует из Боснии в Париж и Белград, где создает фильм «Подполье (см. ПОДПОЛЬЕ (1995))» (Underground, 1995, главная премия на МКФ в Канне), трагикомическую метафору югославской истории последнего полувека.
Новым обращением режиссера к теме цыган в современном мире стала фарсовая комедия «Черная кошка, белый кот (см. ЧЕРНАЯ КОШКА БЕЛЫЙ КОТ)» (Black Cat, White Cat). Эта «вакханалия» радости и жизни, снятая в эстетике кича, открыла зрителю нового Кустурицу, который, по его словам, «избавился от трагедий». В каком-то смысле продолжением фильма стало участие режиссера в турне панк-группы «No Smoking» (авторов музыка к фильму), вместе с которой он выступал в середине 1980-х.
Мирон Черненко
1981 ПОМНИШЬ ЛИ, ДОЛЛИ БЕЛЛ? / DO YOU REMEMBER DOLLY BELL? режиссер
1985 OTAC NA SLUZBENOM PUTU / Отец в командировке режиссер
1987 STRATEGIJA SVRAKE сценарист
1987 ZIVOT RADNIKA сценарист
1989 ВРЕМЯ ЦЫГАН/ДОМ ДЛЯ ПОВЕШЕНИЯ / TIME OF THE GYPSIES/DOM ZA VESANJE режиссер, сценарист
1992 АРИЗОНСКИЙ СОН / ARIZONA DREAM режиссер, сценарий
1995 UNDERGROUND / Подполье (см. ПОДПОЛЬЕ (1995)) режиссер
1998 BLACK CAT, WHITE CAT / Черная кошка, белый кот (см. ЧЕРНАЯ КОШКА БЕЛЫЙ КОТ) режиссер, сценарий
2001 SUPER 8 STORIES исполнитель, режиссер
2002 Good Thief, The исполнитель
2003 Hungry Heart режиссер
2003 Jagoda in the Supermaster исполнитель, продюсер
2003 Hermano исполнитель
Энциклопедия кино. 2010.