- КУЛЬТПОХОД В ТЕАТР
-
«КУЛЬТПОХОД В ТЕАТР», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1982, цв., 93 мин.
Лирическая трагикомедия.
В «Культпоходе... », вероятно, как ни в каком другом фильме Валерия Рубинчика, проявилась не только обычная задумчивость режиссера, но и его чувство юмора. Наверное, поэтому «Культпоход... » производит такое гармоничное и уравновешенное впечатление — в нем все на месте, все сходится и взаимодействует. Различные сюжетные линии связаны как равноценный материал, представляющий интерес для драматурга — «инженера человеческих душ», который и сам является не только наблюдателем, но и действующим лицом. В картине два смысловых лейтмотива. Во-первых, отождествление жизни и театральной сцены. Во-вторых, вопрос о возможности жертвовать любимой профессией или любимым человеком ради удобства окружающих и поддержания установленного порядка вещей. Вопрос этот не решается однозначно: если тебе повезет, то лучше, конечно, ничем не жертвовать, но жизнь такова, что твое решение ничего не меняет.
Жизнь такова, что иногда трудно не почувствовать себя героем пьесы с открытым финалом. И так хочется, чтобы финал хоть немного зависел от тебя самого, так хочется побыть автором или хотя бы его другом, помощником, меценатом. Сценарий Валентина Черныха, собственно, так и назывался — «Меценат». Один из героев, разговорившись и подружившись с молодым драматургом (а потом и породнившись с ним в качестве тестя), решил выплачивать ему «жалованье», чтобы тот не работал, а сидел дома и сочинял. Изменив название, режиссер изменил и характер иронии, а введя в финале смерть «мецената» от сердечного приступа, — добился более чистой и лирической ноты. Смерть персонажа, рискнувшего вмешаться, повлиять на ход событий, может быть воспринята как наказание, как предостережение не нарушать границ своей роли в спектакле, поставленном не нами.
«Культпоход... » заканчивается так же, как и начинается, — в театре, где на сцене дают представление, а в зале сидят персонажи фильма. В начале разговор двоих актеров, играющих пьесу, кажется реальностью самого фильма, и только когда камера разворачивается, выясняется, что диалог происходит на сцене, а у людей в зале — проблемы похожие и накал страстей не меньше, но сюжеты все-таки другие, свои. В конце наоборот: виденное в фильме оказывается на сцене, и зрители наблюдают практически собственную жизнь. За кадром (и за кулисами) остается только ответ на вопрос: узнают ли они самих себя, или театральность повседневности так и останется неузнанной и непроявленной?
В ролях: Юрий Ступаков (см. СТУПАКОВ Юрий), Евгений Стеблов (см. СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич), Валентина Талызина (см. ТАЛЫЗИНА Валентина Илларионовна), Валентина Шендрикова (см. ШЕНДРИКОВА Валентина Константиновна), Марина Шиманская (см. ШИМАНСКАЯ Марина Мечиславовна), Игорь Класс (см. КЛАСС Игорь Иосифович), Антонина Бендова (см. БЕНДОВА Антонина), Валентин Печников (см. ПЕЧНИКОВ Валентин), Мария Барабанова (см. БАРАБАНОВА Мария Павловна), Анатолий Рудаков (см. РУДАКОВ Анатолий Родионович), Виктор Ильичев (см. ИЛЬИЧЕВ Виктор Григорьевич), Неела Жуковская (см. ЖУКОВСКАЯ Неела), Анна Козловская, Владимир Сичкарь (см. СИЧКАРЬ Владимир), Анжела Кораблева (см. КОРАБЛЕВА Анжела), Александр Беспалый (см. БЕСПАЛЫЙ Александр), Георгий Тейх (см. ТЕЙХ Георгий Николаевич).
Режиссер: Валерий Рубинчик (см. РУБИНЧИК Валерий Давидович).
Автор сценария: Валентин Черных (см. ЧЕРНЫХ Валентин Константинович).
Оператор: Юрий Елхов (см. ЕЛХОВ Юрий).
Художник-постановщик: Владимир Дементьев (см. ДЕМЕНТЬЕВ Владимир).
Композитор: Владимир Дашкевич (см. ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич).
Используемая музыка: Джоаккино Россини.
Текст песен: Максим Танк, Геннадий Шпаликов (см. ШПАЛИКОВ Геннадий Федорович).
Звукорежиссер: Виктор Морс (см. МОРС Виктор).
Энциклопедия кино. 2010.